Вертикальное разделение труда
Поскольку работа в организации разделяется на составные части, выполняется за счет совместных усилий многих людей и нуждается в управлении, кто-то должен это управление осуществлять. Если в состав организации входит достаточное количество работников и групп, деятельность которых следует координировать, то и координаторов будет много. А это означает, что в среде координаторов тоже возникает разделение труда и что их деятельность тоже придется координировать. Так, в организации появляются люди, задача которых сводится к координированию многочисленных координаторов-управленцев. Понятно, что работа, которую будут выполнять руководители, координирующая непосредственно исполнителей, будет заметно отличаться от работы их начальников.
Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда. Первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение труда. Вторая, называемая вертикальным разделением труда, отделяет работу по координированию действий от самих действий и выделяет уровни такого координирования.
Наличие управления как неотъемлемого элемента деятельности сложной организации не зависит от природы организации. Общая структура и характер процесса управления будут одинаковы для благотворительного общества и для криминальной полиции, для церкви и для армии, для государственного социалистического предприятия и частной компании. Однако в центре нашего рассмотрения будут находиться прежде всего организации особого типа — фирмы. Под фирмой мы будем понимать любую организационно-хозяйственную единицу, которая осуществляет деятельность в условиях рыночного окружения и ставит перед собой коммерческие цели, т. е. цели, связанные с получением прибыли. Хотя данный набор признаков не отражает всего разнообразия характеристик фирмы как частного случая организации, для наших целей этого будет достаточно.
Организация как пространственно-временная структура производственных факторов позволяет получить максимальные по величине качественные и количественные результаты в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.
Для различных организаций характерны различные виды структур управления.
См.далее: организационная структура управления
Организация как социально-экономическая система
Организации- это открытые социально-экономические системы.
Особенности социально-экономических систем:
§ изменчивость (нестационарность) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;
§ уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;
§ способность противостоять разрушающим систему тенденциям;
§ способность адаптироваться к изменяющимся условиям;
§ способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;
§ способность и стремление к целеобразованию, т. е. формированию целей внутри системы.
Понятие «система» отображено на рис. 3.5.
В организации как системе различают следующие элементы:
§ функциональные области деятельности организации;
§ элементы производственного процесса;
§ элементы управления.
Рис. 3.5. Понятие системы
Функциональные областивыступают объектами менеджмента в организациях и определяют их структуру управления (рис. 3.6).
Рис. 3.6. Функциональные области
Типичными функциональными областями являются сбыт (маркетинг), производство, финансы, персонал, НИОКР (инновации) (табл. 3.1).
Таблица 3.1 Примеры основных целей функциональных областей организации