Глава 10.государственная отраслевая политика 12 страница
Асимметричная информация о ценах, как и асимметричная информация о качестве, снижает эффективность конкуренции и создает основы монопольной власти на товарных рынках. В приобретении информации о ценах заинтересованы прежде всего сами участники рынка. Если ими являются фирмы, то в отличие от покупателей в модели «ловушки для туристов» они будут оплачивать приобретение информации о ценах. Однако среди отраслевых рынков есть и такие, где в силу тех или иных обстоятельств покупатели (или продавцы) товара не в состоянии оплатить весь необходимый им массив информации о ценах и спросе. Примером могут служить рынки сельскохозяйственной продукции. Каждый отдельно взятый производитель не в состоянии оплатить необходимую ему оперативную информацию о возможных клиентах. На таких рынках информация о ценах и спросе служит общественным товаром, финансирование его предоставления может взять на себя государство.
Рынок молока в Калуге: «ловушка для совхозов»
Адаптация российских предприятий к рыночным условиям в первые годы экономической либерализации протекала нелегко. Одной из причин было отсутствие традиции и навыков сбора и использования информации о ценах и спросе, что существенно снижало ценовую конкуренцию. Роль государственных регулирующих органов в сборе и распространении информации на начальном этапе либерализации была чрезвычайно велика. Продуманная целенаправленная политика в области информации позволяла резко и быстро повысить эффективность конкуренции на товарных рынках. Примером может служить организованная Министерством сельского хозяйства России система информирования продавцов молока - сельскохозяйственных предприятий - в Калужской области.
Молокозаводы - основные покупатели молока у сельскохозяйственных предприятий - в условиях низкой конкуренции благодаря неинформированности сдатчиков молока о ценах обладали монопсонической властью. Они проводили крайне негибкую ценовую политику, пересматривая цены (в 1992 году с его гиперинфляцией) лишь однажды в квартал. За считанные месяцы ситуация изменилась благодаря организации сбора информации о потенциальных покупателях молока и предлагаемых ими закупочных ценах и предоставлению ее сельскохозяйственным предприятиям. Государству удалось повысить конкуренцию на рынке и усилить ее эффективность только за счет столь «неосязаемого» блага, как вовремя предоставленная информация. Молочные заводы-покупатели молока быстро утратили свое квазимонопольное положение, закупочные цены на молоко в Калужской области выровнялись и, конечно, пересматривались по крайней мере раз в 2-3 дня.
Источник: Серова Е.В., Мелюхина О.А. К проблеме монополизма в сфере переработки сельскохозяйственных продуктов // Вопросы экономики. - 1995. - № 1. -С. 67-76.
Асимметричная информация о качестве служит одним из основных типов «провалов рынка». Она служит одним из главных факторов неэффективности конкурентного рынка для товаров, чье качество невозможно определить до потребления: острота ценовой конкуренции, присущая рынку с отсутствием монопольной власти, с одной стороны, требует стандартизации товаров разных продавцов, при которой невозможно разграничить товары разного качества; с другой стороны, вытесняет с рынка товары с более высокими издержками производства - то есть товары высокого качества. В свою очередь, разграничение товаров разных продавцов фактически создает особый тип дифференциации продукта на рынке, и, таким образом, мы видим, что решение проблемы «рынка лимонов» сопряжено с созданием монопольной власти. Асимметричная информация создает основы квазимонопольного поведения на рынках даже с достаточно большим числом продавцов.
Асимметричная информация о ценах снижает эффективность ценовой конкуренции и дает возможность получать продавцам экономическую прибыль по крайней мере в краткосрочном периоде. Расходы на информацию, как и расходы на предоставление сигналов о качестве, могут повышать барьеры входа на рынок для новых фирм.
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Какие причины вызывают неполноту информации на рынке?
2. Охарактеризуйте особенности «риска безответственного поведения контрагента» и «негативного отбора» на товарных рынках и на рынке кредита.
3. Почему проблема асимметричной информации не может быть решена путем предоставления покупателями (продавцами) прямой информации о качестве товара?
4. Может ли государственная политика способствовать решению проблемы асимметричной информации о качестве? Асимметричной информации о ценах?
5. Организации защиты прав потребителей создаются для предоставления покупателям информации о качестве товаров и услуг, о ценах и правах потребителей. Можно ли дать какую-либо количественную оценку результатов их деятельности? Как деятельность таких организаций влияют на общественное благосостояние? Как государство может стимулировать предоставление этими организациями оптимального объема информации покупателям? Как мы определим оптимальный объем информации?
6. Охарактеризуйте достоинства и слабые стороны разных типов сигналов о высоком качестве товара. Какие факторы определяют эффективность сигналов о качестве?
7. Концепция расточительных расходов утверждает, что сумма расходов на рекламу, независимо от содержания рекламных объявлений и их правдивости, сама по себе свидетельствует о добросовестности продавцов. В 1994 году в России лидером по объему предоставленной рекламы была небезызвестная компания «МММ». Опровергает ли история «МММ» выводы концепции расточительных расходов?
8. «У фирмы, продающей товар на рынке совершенной конкуренции, стимулы предоставлять сигналы о качестве выше, чем у монополии». Обсудите это утверждение.
9. «В отличие от неполноты информации о качестве товара, проблема неполноты информации о ценах - вполне преодолима, поэтому не может служить провалом рынка и препятствовать эффективной конкуренции». Обсудите это утверждение.
10. Зависит ли острота проблемы асимметричной информации о ценах от ценовой эластичности спроса на товар? от эластичности спроса по доходу на товар? от перекрестной эластичности спроса на товар?
Задачи
1. Монополист, производящий товар высокого качества, стремится сигнализировать о качестве своего продукта с помощью низкой входной цены. Число покупателей на рынке считаем неизменным. Издержки производства товара низкого качества равны 1, издержки производства товара высокого качества равны 3. Ставка процента составляет 10% годовых, вероятность повторных продаж в следующем периоде - 85%. Какова должна быть максимальная готовность платить за товар высокого качества, чтобы сигнал о качестве был эффективным:
а) если фирма рассчитывает продавать товар только в течение двух периодов?
б) если фирма рассчитывает продавать товар в течение неопределенно продолжительного времени?
2. На рынке с низкой концентрацией продавцов торговые фирмы с идентичными затратами продают товар информированным и неинформированным о ценах в других магазинах покупателям. Общее число покупателей в день - 8000 человек, из них 20% - неинформированные о ценах. Информированные о ценах готовы платить цену, равную минимальным средним (экономическим) издержкам фирм на товар. Неинформированные о ценах покупатели готовы платить цену, равную 11 тыс. руб. Зависимость средних издержек (экономических) фирмы от объема продаж товара АС!, = 3 +
0, 5(8 - q)2 (тыс. руб.). Определите оптимальную ценовую стратегию для фирмы на этом рынке.
3. Шоколадные конфеты продаются по цене 100 тыс. руб. за коробку. Известно, что на рынке доля информированных о качестве потребителей составляет 60%. Средние издержки производства товара низкого качества постоянны и составляют 70% от уровня издержек производства товара высокого качества. Определите:
а) при каком уровне средних издержек монополисту выгодно производить шоколадные конфеты высокого качества (подсказка: ответ будет различаться в зависимости от того, рассчитывает ли фирма на повторные продажи или нет)?
б) если рынок шоколадных конфет является конкурентным, будут ли фирмы на этом рынке заинтересованы в производстве товара высокого качества?
4. Монополия продает товар, причем может выбирать между производством и продажей товара высокого и низкого качества (предполагаем, что производить одновременно товары и высокого, и низкого качества фирма не будет). Издержки производства на единицу продукции для товара высокого качества постоянны и составляют 15, для товара низкого качества - постоянны и составляют 5. Максимальная готовность платить за товар высокого качества - 40, за товар низкого качества - 10. Неинформированные о качестве товара покупатели предполагают, что вероятность того, что «неизвестный» им продукт - хорошего качества, составляет 0,1. Монополия назначает для каждой группы покупателей цену, равную максимальной готовности платить (и не может отсечь группу от приобретения товара, даже если его продажа приводит к убыткам). Задания:
а) покажите, при какой доле информированных покупателей фирме выгоднее производить товар высокого качества, если она не рассчитывает на повторные продажи;
б) покажите, при каком значении дисконтирующего множителя и вероятности повторных продаж на рынке фирме, рассчитывающей на повторные продажи, всегда выгоднее производить товар высокого качества (в этом случае мы предполагаем, что «неинформированные» покупатели становятся информированными о качестве после первой покупки товара).
5. Фирма просит у банка кредит 100 тыс. долл. на осуществление инвестиционного проекта длительностью 1 год. Фирма имеет три варианта осуществления инвестиционного проекта, характеризующиеся следующими параметрами:
Вероятно сть удачного осуществления проекта | Чистая выручка | Ожидаем ая чистая выручка, долл | |
в случае удачного | в случае неудачного | ||
0,4 | 242 500 | 127 000 | |
0,6 | 178 333 | 127 000 | |
0,8 | 146 250 | 127 000 |
Зависимость величины чистой выручки в случае удачного осуществления проекта от вероятности его осуществления описывается формулой Net Revi, = 50 000 + 77 000/р, где р -вероятность успешного осуществления инвестиционного проекта. В случае неудачного осуществления инвестиционного проекта фирма становится банкротом. Величина чистых потерь, связанных с банкротством (явных и неявных), составляет 70 000 долл. Банк назначает ставку процента на уровне максимальной ставки процента, которую готова заплатить фирма (reservation interest rate). Однако банк не может с полной достоверностью знать, какой вариант осуществления инвестиционного проекта выберет фирма, так как ее действия по использованию кредита находятся вне контроля банка. На основе изучения бизнес-плана банк выдвигает следующие предположения относительно вероятности осуществления трех упомянутых вариантов инвестиционного проекта:
Е ариан | Вероятность удачного осуществления | Вероятность, что будет осуществляться |
0,4 | 0,05 | |
0,6 | 0,45 | |
0,8 | 0,50 |
а) определите ставку процента, которую назначит банк для фирмы; б) сделайте вывод относительно выбора фирмой варианта осуществления инвестиционного проекта. |
* * *
Анализ проблем асимметричной информации в мировой теории восходит к модели «рынка лимонов» Дж.Акерлофа [1]. Исследования, развивающие анализ проблемы, можно условно разделить на две группы: анализ последствий несовершенства информации на разных рынках и изучение возможности и эффективности различных типов сигналов о качестве.
Модели, показывающие влияние асимметрии на рыночное равновесие и его эффективность, стали неотъемлемой частью анализа не только продуктовых рынков, но и финансового рынка, рынка страховых услуг, рынка труда, а также проблем, связанных с государственным регулированием. «Негативный отбор» (adverse selection) и проблема неконтролируемых действий контрагента (hidden action problem) на финансовом рынке проанализированы Стиглицем и Вайссом [22]. Было показано, что в условиях асимметричной информации об уровне ожидаемой доходности инвестиционных проектов и риска у разных заемщиков равновесие на рынке может быть сопряжено с дефицитом кредитных ресурсов: при равновесной (в рамках модели полной и симметричной информации) ставке процента объем спроса на кредиты со стороны потенциальных заемщиков превысит объем их предложения банками. Возможности использования различных дополнительных условий контрактов в качестве сигнала были проанализированы Бестером [7]. Проблеме оптимальных контрактов на финансовом рынке в условиях неполной информации посвящена статья Уильямсона [23]. Влияние асимметричной информации на формирование макроэкономического равновесия показано Бернанке [6].
Риск недобросовестности контрагента, подталкивающий страховые компании к использованию контрактов неполного возмещения потерь, проанализирован Гроссманом и Хартом [9]. «Негативный отбор» на рынке страховых услуг и возможности разрешения этой проблемы с помощью «контрактов лакмусовой бумажки» (revealing contracts) рассмотрены Ротшильдом и Стиглицем [19].
Модель, рассматривающая образование как сигнал на рынке труда, решающий проблему «негативного отбора», принадлежит Спенсу [21]. Эффективная заработная плата, превышающая резервационную цену труда, как способ избежать последствия неконтролируемости действий контрагента, проанализирована Шапиро и Стиглицем [20], а также Акер-лофом [4] и Йеллен [11].
Воздействие асимметричной информации на эффективность государственного регулирования, когда контракт, предлагаемый регулирующим органом, должен решить проблему выявления типа производителя (например, наличие преимущества в издержках одного из них), исчерпывающе проанализировано Лаффонтом и Тиролем [14]. В их книге можно найти хороший обзор литературы по проблеме.
Важным направлением анализа проблем асимметричной информации служит теория сигналов, частично охарактеризованная выше. Первыми работами, сформировавшими традиции исследования в этой области, стали статьи Нельсона [16; 17]. Он первым предложил анализировать рекламу вне ее информативного содержания (см. выше), просто как сигнал определенного уровня качества товара продавца. Модель Нельсона впоследствии формализовалась, уточнялась и дополнялась. Килстрем и
Риордан [13] сформулировали условия, при которых реклама может или не может служить сигналом высокого качества и способом приобретения репутации. Бэгвелл и Риордан [5] предложили аналогичное условие для цен товаров, обратив особое внимание на их динамику. Милгром и Роберте [15] объяснили использование фирмой в качестве сигналов комбинации ценовой и рекламной политики.
Помимо взаимодействия продавцов с покупателями, асимметричная информация играет важную роль при определении стратегического взаимодействия продавцов между собой. Асимметричная информация об издержках, остаточном спросе на товар конкурента, его прибыли и т. д. может оказать существенное влияние на рыночную политику фирм. Этим проблемам посвящена работа Крепса и Уильсона [12].
Эмпирические исследования в области асимметричной информации не столь обширны. Одна из немногих работ [8] рассматривает влияние асимметричной информации на формирование принципа продвижения сотрудников по служебной лестнице. Другая [24] посвящена регулированию водоочистки в Калифорнии. Волак обнаружил, что асимметричная информация о производительности и издержках при прочих равных условиях ведет к снижению выпуска на 10% по сравнению с уровнем, равновесным при выполнении предположения о симметричной информации. Таким образом предложена методика измерения потерь от неполноты информации.
Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
1. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм / В сб. THESIS. 1994. Вып. 5. С. 91-104.
2. Haйm Ф. Понятие рынка и неопределенности / В сб. THESIS. 1994. Вып. 5. С. 12-28.
3. СтиглерДж. Экономическая теория информации. В сб. «Теория фирмы». Спб, 1995. С. 507-529.
4. Akerlof G. Labour Contracts as Partial Gift Exchange // Quarterly Journal of Economics. 1982, vol. 97, pp. 543-569.
5. Bagwell K. and M.H.Riordan. High and Declining Prices Signal Product Quality // American Economic Review. 1991, vol. 81, pp. 224-239.
6. Bernanke B.S. and M. Gertler. Agency Costs, Net Worth and Business Fluctuations // American Economic Review. 1989, vol. 79, pp. 14-31.
7. Bester H. Screening versus Rationing in Credit Markets with Imperfect Information // American Economic Review, 1985, vol.75, pp. 850-855.
8. Bourguignon F. and P.A.Chiapppori. Executives' Promotion in an Internal Labour Market: An Econometric Analysis, Essays on Honor of Edmond Malinvaud, vol.3, Cambridge, Mass., MIT Press, 1990, pp. 25-49.
9. Grossman S. and O.Hart. An Analysis of the Principal-Agent Problem // Econometnca.1983. vol.52, pp. 1-45.
10.Hillier В. The Economics of Asymmetric Information, London, Macmillan Press, 1997.
11. Yellen J.L. Efficiency-Wage Model of Unemployment// American Economic Review.1984. vol. 74, pp. 200-205.
12. Kreps D.M. and R. Wilson. Reputation and Imperfect Information/Journal of Economic Theory. 1982, vol.27, pp. 253-279.
13. Kihlstrom R.E. and M.H.Riordan. Advertising as a Signal //Journal of Political Economy. 1984, vol.92, pp. 427-450.
14. LaffontJJ., Tirole J. A Theory of Incentives in Procurement and Regulation. Cambridge, Mass., MIT Press, 1993.
15. Milgrom P. and J.Roberts. Price and Advertising Signals of Product Quality //Journal of Political Economy. 1986, vol.76, pp. 796-821.
16. Nelson P. Information and Consumer Behaviour // Journal of Political Economy. 1970, vol.78, pp. 311-329.
17.Nelson P. Advertising and Information //Journal of Political Economy. 1974, vol.84, pp. 427-450.
18.Phlips L. The Economics of Imperfect Information. Cambridge, Cambridge Univ.Press, 1988.
19. Rotschild M. and StiglitzJ.E. Equilibrium in Competetive Insurance Markets: An Essay on the Economics of Imperfect Information // Quarterly Journal of Economics. 1976, vol. 90, pp. 629-650.
20. Shapiro C. andJ.E.Stiglitz. Equilibrium Unemployment as s Worker Discipline Device // American Economic Review. 1984, vol. 74, pp. 433-444.
21. Spence A.M. Job Marketing Signalling // Quarterly Journal of Economics. 1973, vol. 87, pp. 355-374.
22. StiglitzJ.E. and Weiss A. Credit Rationing in Markets with Imperfect Information // American
Economic Review. 1981, vol. 71. pp. 407-430.
23. Williamson S.D. Costly Monitoring, Financial Intermediation and Equilibrium Credit Rationing/Journal of Monetary Economics. 1986, vol. 18, pp. 159-179.
24. Wolak F. And Econometric Analysis of the Asymmetric Information, Regulator-Utility Interaction // Annales s'Economie et de Statistique. 1994, pp. 13-69.