Обзорный раздел (резюме)
Резюме —один из наиболее важных разделов бизнес-плана, так как в нем кратко отражается суть проекта. От того, как написано резюме, зависит, возникнет ли интерес у потенциальных инвесторов к предприятию.
Резюме должно содержать:
§ цель проекта;
§ краткое описание компании;
§ краткое изложение наиболее привлекательных моментов из всех остальных разделов с акцентом на положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи;
§ объем привлекаемых инвестиций и/или кредитных ресурсов;
§ основные финансовые показатели, характеризующие эффективность проекта;
§ предполагаемый срок и порядок возврата заемных средств;
§ номера и даты получения патентов и сертификатов;
§ факты, подтверждающие надежность деятельности предприятия, юридические и экономические гарантии.
2. Описание предприятия:
§ основные виды деятельности и характер компании; профиль компании (производство, торговля или сфера услуг);
§ стадия развития данного бизнеса;
§ цели предприятия и его организационно-правовая форма;
§ что и как компания намерена предлагать своим клиентам;
§ основные технико-экономические показатели предприятия за прошлые пять лет;
§ нынешние и перспективные географические рамки деятельности компании;
§ показатели конкурентоспособности товаров и предприятий по конкретным рынкам и периодам;
§ отличия данного предприятия от других компаний.
3. Описание продукции или услуг:
§ физическое описание продукции или услуг;
§ описание возможностей их использования;
§ привлекательные стороны предлагаемой продукции или услуг, их новизна;
§ степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок;
§ список экспертов или потребителей, которые знакомы с товаром или услугами и могут дать о них благоприятный отзыв (при наличии такой информации).
Анализ рынка и маркетинговая стратегия.
Цель анализа рынка — разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара
Анализ рынка содержит:
§ определение спроса и емкости рынка;
§ анализ конкуренции и других факторов воздействия на развитие данного бизнеса;
§ результаты исследования рынка;
§ прогнозы объемов продаж;
§ описание маркетинговой стратегии данной компании (стратегии сбыта, рекламы и продвижения товара, ценообразования, стимулирования продаж и т. д.).
Маркетинговая стратегия включает:
§ технологии и результаты сегментации рынка;
§ стратегию ценообразования, прогнозы цен на товары предприятия;
§ стратегии охвата рынка;
§ стратегии разработки новых товаров;
§ выбор ресурсной стратегии;
§ выбор методов и способов распространения товаров;
§ стратегию стимулирования быта продукции;
§ выбор стратегии рекламы товара;
§ выбор стратегии развития предприятия на перспективу.
5. Производственный план
Основной производственный план содержит:
§ общий подход к организации производства;
§ необходимое сырье и материалы, их источники и условия поставки;
§ технологические процессы на производстве;
§ необходимое оборудование и его мощность.
§ требования в отношении трудовых ресурсов (производственный, инженерно-технический и административный персонал, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).
План обновления выпускаемой продукции должен содержать:
§ описание научных подходов, систем, принципов, методов и технологии, которые были применены при разработке стратегии обновления выпускаемой продукции;
§ технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
§ показатели конкурентоспособности, качества и ресурсоёмкости продукции предприятия и основных конкурентов;
§ план НИОКР.
План производства и реализации продукции должен включать следующие вопросы:
§ расчет производственной мощности подразделений предприятия;
§ оперативно-календарные планы;
§ план реализации продукции;
§ анализ использования производственной мощности предприятия;
План развития производства содержит планы:
§ повышения технического уровня производства;
§ повышения организационного уровня производства;
§ социального развития коллектива;
§ мероприятий по охране окружающей среды;
§ инвестиционных проектов по развитию производства.
График выполнения работ
График выполнения (календарный план) работ в рамках проекта должен включать перечень основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для их реализации, а также отражать планируемые временные рамки работ на каждом из этапов.
План обеспечения производства должен содержать:
§ анализ эффективности использования различных видов ресурсов;
§ расчет потребности в различных видах ресурсов;
§ план материально-технического обеспечения производства;
§ информационное обеспечение управления производством;
§ нормативно-методическое обеспечение производства.