Реформирование экономической системы России
Изменения в отношениях собственности взяты за основу экономических реформ в России, так как была поставлена задача создать современную рыночную экономическую систему. Эта система должна была сочетать частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Приватизация и разгосударствление, по существу, ликвидируют государственную собственность, однако она должна сохранить свою значимость как основа государственного регулирования экономики. Кроме того, данная форма собственности должна сохраняться в тех отраслях хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы. Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в собственности государства должны остаться энергетика, транспорт, производство оборонной продукции, космические исследования и некоторые другие отрасли. При этом часть предприятий должна непосредственно управляться государством, а другая – находиться на полном коммерческом расчете.
Перестройка отношений госсобственности получила название «приватизация» (в широком смысле), что означает переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности. Эта проблема имеет ряд важных аспектов.
Во-первых, нужно было определить цель: к чему приведет приватизация? оживит ли она деятельность предприятий? повысит ли эффективность производства? создаст ли стимулы к высокопроизводительному труду? Во-вторых, следовало обозначить принципы распределения госсобственности: делить ли ее между всеми гражданами страны или только между членами трудовых коллективов? Первый принцип кажется более демократичным, однако его реализация неизбежно приведет к тому, что часть населения будет присваивать результаты труда другой части населения, занятого на производстве. Другой принцип тоже имеет существенный недостаток, так как в результате его осуществления в собственности трудовых коллективов оказываются производственные фонды, приобретенные на средства налогоплательщиков. Однако подобная постановка вопроса представляется сугубо теоретической, поскольку на практике возникает ситуация, в которой основная часть госимущества скупается теми, кто имеет денежные средства, в том числе и средства, полученные незаконным путем. Проблема настолько серьезна, что решить ее до сих пор не удается.
Для определения целесообразных путей приватизации особое значение имеет опыт других стран (как с рыночной, так и с переходной экономикой). Например, в Великобритании в 1980-х годах было продано 16 из 51 государственной корпорации, в результате чего число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн до 700 тыс. чел. Покупателями акций приватизируемых предприятий были в основном финансовые институты (банки, страховые компании). Индивидуальным вкладчикам досталось чуть более 20% всех акций. Для работников приватизируемых предприятий были установлены некоторые привилегии. Например, при продаже акций «Бритиш Гэс» каждому занятому в этой корпорации выдавались 52 бесплатные акции и, кроме того, на каждую купленную акцию – две бесплатные. В целом число акционеров в Великобритании возросло до 11 млн чел. (24% взрослого населения). С точки зрения повышения эффективности приватизация дала скромные результаты, однако сократилась численность персонала, выросла производительность труда, активнее стали развиваться современные методы производства.
Во Франции в начале 80-х годов на государственных предприятиях работало 20% всех занятых. За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. В отличие от Великобритании приватизация охватила здесь прежде всего высокорентабельные, конкурентные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось лишь 10% капитала. Приватизация во Франции носила четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге был выручен 71 млрд франков. Деньги пошли на погашение государственного долга. Численность акционеров увеличилась до 6 млн чел., т.е. собственником стал каждый шестой житель страны старше 18 лет.
Интересен опыт создания «народных предприятий» в США. Действующая программа нацелена на создание предприятий с долевой ответственностью. Суть метода – поэтапный выкуп предприятия его работниками в рассрочку, на срок более пяти лет, за счет части прибыли. Установлена также единовременная выплата в размере 10–20% суммы капитала, подлежащего выкупу.
Заслуживает внимания опыт приватизации в странах Восточной Европы. В некоторых из них (например, в бывшей ГДР и Венгрии) использован вариант продажи предприятий по их фактической рыночной цене. Для осуществления этого вида приватизации были созданы специальные государственные организации, в задачи которых входило: готовить к приватизации государственные предприятия, повышать их конкурентоспособность, трудоустраивать излишнюю рабочую силу. За два года на территории бывшей ГДР было приватизировано 25 тыс. мелких объектов и 11,5 тыс. средних и крупных предприятий. В Венгрии в частные руки попало более 15 тыс. мелких и более 100 крупных предприятий. При покупке государственных предприятий допускалось кредитование. Половина суммы вносилась покупателем сразу, а другая – в рассрочку под 15% годовых.
Интересен и такой опыт – бесплатное и уравнительное распределение среди взрослого населения купонов, чеков с последующим обменом их на акции приватизируемых предприятий. Это было апробировано в Чехословакии, частично в Болгарии и Польше. К достоинствам метода относятся: социальная приемлемость, так как не обошли ни работников предприятий, ни другие группы населения; быстрота распространения чеков. Недостатки же очевидны: отсутствие заинтересованности акционеров; возможность финансовых махинаций; отсутствие пополнения казны со стороны государства; неполучение предприятиями реальных средств для преодоления технической отсталости, на модернизацию производства.
Заслуживает внимания и опыт превращения государственных предприятий в закрытые акционерные общества. Например, в Югославии акции размещались только среди работников предприятий, в том числе ушедших на пенсию. Предоставлялась скидка 30% от номинала плюс 1% за каждый год трудового стажа. Выкупать акции допускалось в рассрочку до десяти лет. Средства от выкупа шли не в казну, а на нужды самого предприятия, что открывало перспективы модернизации.
В России приватизация проводилась в соответствии с Государственной программой приватизации. Цели приватизации сформулированы в ней следующим образом:
формирование слоя частных собственников;
повышение эффективности деятельности предприятий;
рост социальной защиты населения и развитие инфраструктуры за счет средств, поступающих от приватизации;
содействие процессу финансовой стабилизации в России;
создание конкурентной среды и демонополизация экономики;
привлечение иностранных инвестиций.
В основу выбора способа приватизации был положен размер предприятий. Мелким предприятиям с численностью работающих до 200 чел. и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. менее 1 млн р. рекомендовалась продажа на аукционах (конкурсах); предприятия с численностью работающих более 1 000 чел. и балансовой стоимостью основных фондов до 50 млн р. преобразовывались в акционерные общества.
Первоначально процесс приватизации проводился на основе выпуска приватизационных чеков, которые получили все граждане. Они могли использовать приватизационные чеки по своему усмотрению, доверяя их использование инвестиционным фондам или обменивая на акции приватизируемых предприятий. Данная программа приватизации должна была предоставить льготы трудовым коллективам, чтобы обеспечить их заинтересованность в повышении эффективности предприятий.
Были разработаны три варианта предоставления льгот трудовым коллективам при проведении приватизации.
1. Всем членам трудового коллектива единовременно, безвозмездно передавались именные неголосующие акции, составляющие 25% уставного капитала. Обыкновенные акции (до 10% уставного капитала) продавались членам трудового коллектива со скидкой 30% от номинальной стоимости и предоставлением рассрочки до трех лет. При этом величина первоначального взноса не могла быть менее 15% номинальной стоимости акции. Должностным лицам администрации (руководитель, его заместители, главный бухгалтер) предоставлялось право на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости до 5% величины уставного капитала.
2. Всем членам трудового коллектива предоставлялось право приобретать обыкновенные (голосующие) акции, составляющие до 51% величины уставного капитала. Безвозмездная передача акций и их льготная продажа вообще не предусматривалась.
3. Если группа работников предприятия брала на себя ответственность за выполнение плана приватизации, недопущение банкротства предприятия и получала согласие трудового коллектива сроком на один год, то в случае выполнения условий договора они имели право приобретать 20% уставного капитала в виде обыкновенных акций по их номинальной стоимости. При этом всем работникам предприятия (включая членов группы) продаются обыкновенные акции, составляющие 20% величины уставного капитала, но на сумму, не превышающую 20 размеров минимальной месячной заработной платы в расчете на одного работника, со скидкой 30% от номинальной стоимости и предоставлением рассрочки до трех лет. Величина первоначального взноса не могла быть менее 15% номинальной стоимости акции.
В процессе приватизации в России значительная часть акций первоначально оставалась в собственности государства. Следовательно, многие предприятия (с точки зрения формы собственности) превращались в смешанные. За государством сохранялась возможность дальнейшего маневрирования, т.е. способность пополнять государственный бюджет, продавая акции. В дальнейшем значимость государства как одного из собственников существенно снизилась.
Проведение приватизации в условиях глубокого экономического кризиса, высокой инфляции, сложной криминогенной обстановки породило серьезные проблемы в российской экономике. Решение их угрожает затянуться на долгие годы. Перечислим главные из этих проблем:
из поставленных целей по существу достигнута только одна – создан слой частных собственников средств производства. Однако часть их, владея контрольными пакетами акций нескольких предприятий, не занимается инвестиционным развитием, так как акции скупались ими в спешке и не предназначались для развития данных предприятий;
государство не получило от приватизации средств, на которые рассчитывало, и даже продолжающаяся распродажа государственных пакетов акций не может восполнить потери бюджета;
приватизированные монопольные предприятия бесконтрольно диктуют свои условия на рынке, особенно это касается предприятий топливно-энергетического комплекса, что приводит к инфляционному росту цен;
ожидаемой финансовой стабилизации не произошло, не удалось привлечь большое число иностранных инвесторов.
Задача построения конкурентоспособного регулируемого рынка в России в ходе приватизации не решена. Потребуются значительные усилия всего общества по дальнейшему формированию и развитию рыночных механизмов смешанной экономики. Тем не менее в результате приватизации структура собственности в российской экономике претерпела большие изменения, значительно возросло количество приватизированных предприятий при сохранении числа государственных и муниципальных предприятий. Так, на 1 января 2002 г. в частной собственности находилось 75,85% всех предприятий.
4.5. Предпринимательство
и его организационно-правовые формы в России
Под предпринимательством понимается хозяйственная деятельность человека или группы людей в целях получения прибыли. Это особый творческий тип экономического поведения, отличающийся новаторством, нахождением вариантов все более эффективного использования ресурсов, готовностью идти на риск.
Центральная фигура в рыночном процессе – предприниматель. Его усилия по перемещению средств и ресурсов из разряда оцениваемых невысоко в разряд оцениваемых выше и получаемая при этом прибыль делают рыночный процесс упорядоченным. Для того чтобы эти усилия увенчались успехом, необходимо желание идти на риск, быть готовым к любым неожиданностям рынка и, наконец, расширять поле деятельности.
В основе всякого предпринимательства лежит личный интерес, но в условиях рыночных отношений он реализуется лишь при удовлетворении потребностей общества. Предпринимательская прибыль может быть получена только при условии продажи созданного товара или услуги, что осуществимо, если они соответствуют общественным потребностям. Предпринимательская деятельность – особая форма согласования личных и общественных интересов.
Конкурентоспособное хозяйствование предполагает использование большей части получаемой прибыли на расширение и совершенствование производства. Без этого невозможно обеспечить прибыльность производства в будущем. Во многих случаях доход предпринимателя равен заработной плате наемного управляющего.
Предпринимательская деятельность в России может осуществляться как отдельным лицом, так и группой лиц. В первом случае с момента государственной регистрации предприниматель приобретает статус индивидуального предпринимателя и занимается своей деятельностью без образования юридического лица. При этом хозяйственная деятельность индивидуального предпринимателя регулируется законодательством как деятельность юридического лица.
Если один человек или группа людей решат заниматься предпринимательской деятельностью с привлечением наемных работников и использованием принадлежащих им экономических ресурсов, то они создают предприятие, которое является юридическим лицом, т.е. имеет в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может являться истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс. При этом предприниматель или группа предпринимателей, создающих предприятие, не только владеют имуществом (капиталом) предприятия, но и отвечают другой своей собственностью по обязательствам предприятия.
Организационно-правовые формы предприятий, используемые в российской экономике, определены Гражданским кодексом Российской Федерации (разд. 1 гл. 4). Предприятия являются коммерческими организациями, т.е. их основная цель – получение прибыли. Они могут создаваться в следующих формах: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Хозяйственные товарищества и общества создаются путем долевого участия учредителей (товарищей) в первоначальном (уставном) капитале. К ним относятся:
полное товарищество. Его участники занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по обязательствам товарищества принадлежащим им имуществом;
товарищество на вере (коммандитное товарищество). Участниками, кроме полных товарищей, могут быть один или несколько участников, вкладывающих свои финансовые средства в деятельность товарищества и несущих риск убытков от деятельности предприятия в пределах своего вклада. Они не участвуют в управлении деятельностью товарищества и называются коммандитистами;
общество с ограниченной ответственностью. Его особенность состоит в том, что участники данного общества несут ответственность по его обязательствам только в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставный капитал;
общество с дополнительной ответственностью. Участники несут ответственность по обязательствам общества в размерах, кратных стоимости вклада в уставный капитал;
акционерное общество открытого типа. Его уставный капитал поделен на определенное число акций, на владельцев которых распространяется хозяйственный риск только в размерах стоимости акции. Владельцы акций могут распоряжаться ими по своему усмотрению, без согласия и разрешения других акционеров;
акционерное общество закрытого типа. Акции такого общества распространяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц.
Производственные кооперативы (артели) предполагают добровольное объединение и личное трудовое или иное участие членов кооператива в его хозяйственной деятельности.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарное предприятие не является собственником закрепленного за ним имущества, которое не может быть распределено между его участниками. Собственник его имущества – государство или муниципальное территориальное образование. Унитарные предприятия создаются по решению органов государственного или муниципального управления.
Любая из перечисленных организационно-правовых форм предприятия обладает своими преимуществами и недостатками, поэтому выбор той или иной из них зависит от множества факторов и условий: отрасли экономики, цели предприятия, состава участников, их интересов, финансовых и имущественных возможностей, рыночной ситуации, состояния экономики и др.
Основные понятия
Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика, научно-технический прогресс, разделение и кооперация труда, собственность, формы собственности, приватизация, предпринимательская деятельность, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия.