Тема 1.1. введение в экономическую науку
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит»,
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»
2-е издание,
переработанное и дополненное
Волгоград 2005
ББК 65.01я73
П50
Рецензенты :
д-р эконом. наук, проф. Н. Н. Лебедева, ВолГУ;
д-р эконом. наук, проф. А. Ф. Московцев, ВА МВД РФ; д-р эконом. наук, проф. Н. Н. Думная, Финакадемия при Правительстве РФ
Поликарпова, Т. И.
П50 Экономическая теория: учебное пособие / Т. И. Поликарпова;
ГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». –
2-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Изд-во ГОУ ВПО
«ВАГС», 2005. – 320 с.
ISBN 5-7786-0229-4
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государ- ственным образовательным стандартом РФ для экономических специальностей. Учебное пособие включает наиболее важные темы курса экономической теории. Вербальное описание эко- номических связей, зависимостей дополняется наглядным их представлением с помощью графиков, рисунков, что облегчает их понимание и усвоение. Этому же способствует и использова- ние математического аппарата. По каждой теме предлагаются вопросы для самоконтроля, список дополнительной литературы, задания для самопроверки.
Учебное пособие предназначено для самостоятельной ра- боты студентов, обучающихся по системе экстерната, но может быть использовано студентами всех форм обучения, а также
всеми, кто интересуется экономикой.
ББК 65.01я73
ISBN 5-7786-0229-4 © Поликарпова Т. И., 2005
© ГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы», 2005
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая теория входит в число обязательных дисциплин федерального компонента Государственного образовательного стан- дарта РФ для всех экономических специальностей.
Цель преподавания экономической теории – формирование у будущих специалистов научного экономического мышления.
Для достижения этой цели экономическая теория должна ре-
шать следующие задачи.
Вооружить студентов знаниями, накопленными мировой экономической наукой:
o законах функционирования рыночной экономики;
об основных методах экономического анализа и прогнозирова-
ния последствий принимаемых решений;
об основных принципах принятия оптимальных хозяйственных решений на микро- (фирма, домохозяйство, индивид) и макроуровне (страна, регион, отрасль н/х);
o роли государства в функционировании и регулировании ры-
ночной экономики;
o методах и инструментах государственного регулирования ры-
ночной экономики.
Научить применять полученные знания и научную экономи- ческую терминологию (понятийный аппарат) в анализе практического материала.
В соответствии с основной целью и задачами преподавания эко- номической теории конечным результатом ее изучения должна быть способность студентов мыслить экономически на основе знаний об- щих законов функционирования рыночной экономики.
Научное экономическое мышление позволит студентам:
продолжать углубленное изучение экономики в специальных экономических дисциплинах;
проводить самостоятельные исследования по тем или иным экономическим проблемам;
понимать и правильно оценивать происходящие в экономике
страны и за ее пределами процессы, необходимость обеспечения мак- ропропорций и их особенности, ситуации на макроэкономическом уровне;
анализировать и оценивать различные аспекты экономической политики государства (сущность фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики), принимаемые решения и
действия органов законодательной и исполнительной власти, эконо-
мические программы кандидатов в парламент и президенты;
находить и использовать информацию, необходимую для ори-
ентирования в основных текущих проблемах;
применять экономические знания при принятии решений на уровне домашнего хозяйства или фирмы.
Раскрывая общие законы функционирования рыночной экономи-
ки и принципы принятия хозяйственных решений на микро- и макро- уровнях, экономическая теория является методологической основой конкретных экономических дисциплин, предусмотренных Государст- венным образовательным стандартом, таких, как «Мировая экономика»,
«Международные экономические отношения», «Планирование и про-
гнозирование экономики», «Маркетинг», «Менеджмент», «Ценообразо-
вание», «Статистика», «Экономический анализ», «Бухгалтерский учет»,
«Методы финансовых расчетов», «Экономика и социология труда»,
«Деньги», «Кредит», «Банки», «Финансы предприятий», «Налоги и на- логообложение», «Организация и финансирование инвестиций, рынок ценных бумаг», «Бюджетная система государства». В этих учебных дисциплинах углубляются знания о различных сторонах рыночной эко- номики.
Вместе с тем экономическая теория опирается на знания, кото-
рые дают такие учебные дисциплины, как «Философия», «История»,
«Социология», «Политология», «Экономическая география», «Право»
и другие.
Учебное пособие предназначено, прежде всего, для студентов, обучающихся по системе экстерната. При подготовке учебного по- собия автор преследовал цель помочь обучающимся самостоятельно освоить основные положения фундаментальной экономической науки, овладеть научным понятийным аппаратом, основными методами эко- номического анализа, понять важнейшие причинно-следственные свя- зи и законы функционирования рыночной экономики.
Этой цели подчинена структура учебного пособия.
Учебный материал сгруппирован по разделам, внутри которых выделены темы с разбивкой на пункты. Учебное пособие включает следующие разделы.
Первый раздел представляет собой введение в экономическую
науку. Здесь рассматриваются вопросы о предмете и методе экономи- ческой теории, о ее целях и задачах, о связях с другими науками, об основных экономических вопросах общества, характеризуются базо-
вые экономические понятия (потребности, блага, полезность, ценность и стоимость благ и др.).
Во втором разделе рассматривается поведение отдельных эко- номических субъектов (индивидов, домашних хозяйств, фирм) в усло- виях ограниченных возможностей, формулируются правила принятия
ими оптимальных хозяйственных решений, то есть проводится анализ
экономики на микроуровне.
Третий раздел содержит анализ национальной экономики в це- лом: рассматривается поведение агрегированных субъектов (домаш- них хозяйств, фирм, государства) на агрегированных рынках (рынке благ, рынке денег, рынке труда), выясняется сущность основных мак- роэкономических параметров, показывается влияние на национальную экономику совокупных расходов, государственной фискальной и кре- дитно-денежной политики, внешнеэкономических связей, обосновыва- ется необходимость экономического роста, рассматриваются некото- рые его теоретические модели.
Автор учебного пособия был ограничен в его объеме, а поэтому некоторые вопросы, предусмотренные Государственным образователь- ным стандартом, в учебном пособии рассматриваются очень кратко ли-
бо опускаются. Это касается в основном таких вопросов, которые явля-
ются предметом специальных учебных дисциплин («Внутренняя и внешняя среда предприятия», «Концентрация и централизация произ- водства», «Санация и банкротство предприятий» и др.).
По этой же причине в учебное пособие не включен раздел, по- священный истории развития экономической мысли, предусмотрен- ный государственным стандартом для экономических специальностей.
Для облегчения понимания и усвоения сложного теоретическо- го материала, для повышения плодотворности самостоятельной рабо- ты в учебном пособии по ходу изложения материала выделяются по- ложения, на которые обучающиеся должны обратить особое внимание, осмыслить и запомнить.
Для наглядного отображения анализируемых связей, зависимо-
стей между экономическими явлениями, процессами, параметрами в учебном пособии используются таблицы, рисунки (графики), кото- рые значительно облегчают понимание теоретического материала.
Исследование связей и зависимостей в экономике невозможно без использования математики. Поэтому в учебном пособии исполь- зуется математический аппарат. Это требует определенного уровня математической подготовки обучающихся.
В конце каждой темы предлагаются вопросы для самоконтро-
ля и контрольные задания для самопроверки. Их выполнение будет способствовать лучшему пониманию и закреплению теоретического материала.
Для углубленного изучения экономической теории обучающим- ся рекомендуется использовать дополнительную литературу, список которой дается к каждой теме с указанием глав, параграфов или стра- ниц в каждом из источников.
В конце каждого раздела приводится словарь основных терми-
нов и определений.
В экономической теории для обозначения многих терминов ис- пользуются условные обозначения, список которых приводится в кон- це учебного пособия.
В конце пособия помещены ответы к контрольным заданиям по каждой теме.
Несомненно, для более глубокого изучения экономической тео-
рии потребуется дополнительная самостоятельная работа по изучению материала учебников и учебных пособий по современной экономиче- ской теории, изданных в России с начала 90-х гг., как переводных, так и отечественных.
РАЗДЕЛ 1
ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ТЕМА 1.1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НАУКУ