Системный подход к управлению качеством продукции
Общество живет признанными истинами. Опоре де Бальзак
Система обеспечения качества должна включать девять подсистем:
—управление системой качества;
—контроль за разработкой изделия;
—контроль за закупкой материалов;
—контроль за разработкой технологических процессов и операций;
— сбор данных о качестве;
— специальные исследования;
— измерение качества;
— вовлечение всего персонала фирмы;
— установление контактов с заказчиками.
США
Видный американский специалист по качеству А. Фейгенбаум — I автор теории комплексного управления качеством, а впослед- I ствии — президент компании "Дженералсистем" считает, что I концепция комплексного управления качеством базируется на семи I
принципах:
—качество является систематическим процессом, охватываю-1 щим все компании, а также потребителей и поставщиков;
—качество требует организации (до тех пор, пока в компании I качество является делом каждого, оно будет ничьим делом, если] процесс обеспечения качества не будет построен таким образом, чтобы обеспечить и качественную работу отдельных сотрудников,
и качественную работу всех отделов компании в целом);
—повышение качества должно обеспечиваться па этапах маркетинга, разработок проектно-конструкторских работ, производства, и что очень важно, обслуживания;
—в процессе формирования качества необходимо удовлетворение требований покупателя к используемой продукции (то, что необходимо фирме для удовлетворения ее требований к эффективности, маркетинга и производства имеет подчиненное значение);
— повышение качества требует новых технологий от методов обеспечения качества koi ютрукций до автоматизированного управления, измерения и контроля качеством;
— широкомасштабное повышение качества достигается благодаря помощи и участию всех сотрудников компании.
Все это будет достижимо только тогда, когда компания раз-] работает четкую, ориентированную на потребителя систему управ-j ления качеством и внедрит ее во всех звеньях организации. Bcej сотрудники должны верить в нее и стремиться быть ее частью.
Совокупность этих семи принципов позволяет сделать вывод том, что качество есть способ управления организацией.
Управление качеством является частью менеджмента организации, поэтому систему управления качеством стали называть системой менеджмента качества, воздействующей на качество продукции и качество деятельности персонала. Одна из основных задач руководства фирмы — осознавать необходимость перемен, разработать механизм их внедрения и довести до сознания каждого работника.
Составной частью деятельности всех фирм должны стать следующие десять направлений работы:
—заинтересованность руководства высшего звена;
—создание руководящего состава по улучшению работы;
—вовлечение всего руководящего состава;
—обеспечение коллективного участия;
—обеспечение индивидуального участия;
—создание групп по совершенствованию систем (групп регулирования процессов);
—более полное вовлечение поставщиков;
—разработка мер по обеспечению качества функционирования систем менеджмента;
—разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии улучшения работы;
—создание системы признания услуг.
Процесс улучшения работы начинается с высшего звена, прогрессирует в зависимости от проявляемой им заинтересованности и быстро прекращается после потери к нему интереса со стороны руководителей (каково высшее руководство, такова и фирма).
На ведущих фирмах используют следующие элементы системы менеджмента качества:
—автоматизация качества;
—обеспечение "тотального" качества;
—внедрение системы "точно в срок";
—- полное использование потенциала всех работников посредством привлечения их к процессу управления.
Общефирменная система обеспечения качества должна быть комплексной, т. е. охватывать не только подразделения данной
фирмы, но также предприятия поставщиков и сеть распределения. Общефирменная система обеспечения качества призвана гарантировать потребителям, что их интересы и требования учитываются фирмой. Для создания такой системы руководство фирмы осуществляет следующие мероприятия:
— устанавливает цели и задачи системы и на их основе опреде
ляет элементы общей системы по каждому подразделению фирмы,
атакже необходимое количество сотрудников для выполнения этих1,
функций;
—разрабатывает для сотрудников должностные инструкции;
—информирует сотрудников о структуре и работе системы. I Система обеспечения качества фирмы не будет действовать без;
соответствующей подготовки персонала, а потому руководство фирмы должно санкционировать различные формы и направления обучения, меняющиеся в зависимости от изменений стратегии фирмы. И, наконец, руководство должно устанавливать допустимые; затраты на каждый элемент системы, а контроль — проверять вы-1 деление средств и их расходование, проводить сравнительный! анализ и представлять руководству свои отчеты.
Отдельные фирмы для повышения эффективности системы! обеспечения качества ввели у себя ежегодную ее оценку. Цель! оценки — установить, отвечает ли система политике качества фир-1 мы, изложенной в специальной брошюре. Проверяется наличие I в системе следующих ключевых элементов:
—ответственности руководства по обеспечению качества;
—плана периодических проверок качества;
—степени отчетности о затратах на качество;
—классификации характеристик;
—системы оценки поставщиков;
—системы внесения изменений в технологический процесс;
—службы проверки контрольно-измерительных приборов;
—пунктов контроля качества технологических процессов;
—планов развития системы и посещений предприятий поставщиков.
Затем оцениваются затраты на качество. Если они слишком велики, необходимо убедиться, что уже предпринимаются шаги
ппя их снижения. Если же этот показатель удовлетворителен, то следует подтвердить, что гарантирована его стабильность.
Важнейшим показателем эффективности системы обеспечения качества является удовлетворение запросов потребителя. Поэтому в процессе оценки проводится опрос руководства отдела маркетинга, посредников, представителей торговли и самих потребителей. По результатам оценки отдел качества разрабатывает подробный отчет и передает его совету по опенке качества.
Такая оценка повторяется ежегодно. Как при первичной, так и при повторной оценке следует обращать внимание на проблемы, которые могут снизить эффективность общефирменной системы:
—существенное увеличение затрат на обеспечение качества;
—неправильное составление отчетов;
—возникновение проблемы после продажи;
—затруднения, связанные с гарантиями;
—жалобы на качество со стороны потребителей, малая средняя
наработка на отказ;
—разбалансировка системы;
—отсутствие поддержки со стороны руководства фирмы;
—пренебрежение статистическими методами контроля качества;
—слабый надзор за качеством процессов и продукции;
—невыполнение рекомендаций, полученных после оценки;
— недостаточная работа с персоналом.
Предприятие, стремящееся поднять уровень качества своей
продукции, должно дать оценку имеющимся системам обеспечения качества на трех уровнях:
—общефирменном;
—отдельного производственного процесса;
— рабочего места.
На первом уровне системы (общефирменном) необходимо изучить стратегию фирмы, оценить место и роль качества.
На втором уровне системы деятельность фирмы рассматривался как цепь процессов:
—маркетинг и сбыт;
—проектирование;
— производство;
— обслуживание после продажи;
— оформление заказов;
— закупки сырья и материалов и др.
Оценка качества процессов начинается с тех, которые являются ключевыми для данной фирмы или данного вида продукции, ориентированы на требования потребителей. Затем процесс делится на подпроцессы, проверяются стандарты и эталоны, применяются статистические методы контроля и т. д. При этом необходимо отразить все процессы (через схему производства) и проследить путь движения изделия от первоначального проектадо места назначения.
На третьем уровне системы происходит оценка качества ра-| боты отдельного человека на основании стандартных критериев, определяющих точность и полноту выполнения операций, умение обращаться с оборудованием, своевременность и объем выполняемой работы, гибкость и восприимчивость к нововведениям.
Создание партисипативного стиля управления (участие каждого работника) — один из шагов на пути внедрения механизма улучшения хозяйственной деятельности фирмы.
Создание партисипативного стиля основывается на 14 принципах, выдвинутых известным американским специалистом noj вопросам качества Э. Демингом. Среди них:
— создание в организации атмосферы, устраняющей страх быть
наказанным за улучшение в работе, за сообщения о поломках
и авариях;
— оказание всемерной помощи тому, кто пытается внести в производственный процесс какие-либо усовершенствования, кто! стремится к исследованиям, кто вообще хочет знать больше;
— отказ от использования пустых призывов качества и произ-! водительности груда без обеспечения этих призывов соответствующими конкретными действиями со стороны руководства, без на-; лаженной системы профессионального обучения;
— постоянное совершенствование методов трудовой деятель
ногти.
Успех деятельности предприятия зависит от умных и энергичны^ руководителей, ощущающих потребность в заинтересованном ак
хивиом партнере в лице каждого сотрудника организации. Такой руководитель заинтересован в развитии личности каждого подчиненного, в его профессиональном росте и ruiai шровании его карьеры.
Лучшие американские компании считают, что фирма несет ответственность за создание обстановки, способствующей индивидуальному росту сотрудников, и их продвижению по службе. "Цель состоит в том, чтобы создать такие кадры сотрудников и управляющих, которые не просто имеют работу в компании, но и связывают с ней свои надежды на профессиональный рост и продвижение по службе. Если карьера сотрудника непосредственно связана с фирмой, он становится ее неотъемлемой частью, интересуется ее проблемами, содействует ее благополучию и росту ", — отмечает Дж. Харрингтон. Высшие управляющие должны установить единый стандарт деятельности: "Качество, — прежде всего!". Если проблема качества будет решена, исчезнут и проблемы излишних затрат и несвоевременных сроков поставок.
Персональное участие высшего руководства в управлении качеством является важнейшим условием обеспечения качества и конкурентоспособности продукции.
Франция
Началом правительственной деятельности в области комплексного управления качеством стало назначение в 1986 г. генерального представителя Французской ассоциации кружков качества уполномоченным по вопросам качества при кабинете премьер-министра. Правительство Франции на протяжении нескольких лет проводит политику поддержки мелких предприятий в областях автоматизации, внедрения новых технологий, обеспечения качества. ■это вызвано тем, что мелкие и средние предприятия не имеют достаточных средств для проведения исследовательских работ и прогнозирования. Очень часто им не хватает разработчиков, а руководство не располагает временем для сбора информации и ее анализа. Помощь правительственных органов обычно заключается диагностике причин основных отказов и информировании об Этом руководство фирм.
Французская ассоциация по стандартизации пропагандирует эффективные методы управления качеством.
Одним из наиболее популярных и эффективных методов по праву считается метод статистического контроля производственного процесса. Его применение способствует сокращению затрат на качество, которое достигается путем сокращения видов производственных операций и усовершенствования технологических процессов, в результате чего изготавливаемая продукция соответствует техническим условиям. Статистический контроль производственного процесса способствует повышению ответственности изготовителя за каждую деталь.
Большая роль отводится во Франции такому направлению обеспечения качества, как сертификация продукции с последующим присвоением ей сертификационного знака.
Во Франции концепция общефирменного управления качеством основывается на четырех базовых положениях:
— принимается единое для всех работников фирмы определение качества (как соответствие изделий или услуг потребности высших или внутренних заказчиков) и, исходя из этого, формулируется политика качества (как предоставление в установленные сроки в распоряжение заказчиков конкурентоспособных изделий, которые не имели бы дефектов);
— осуществляется профилактика брака, направленная на создание предпосылок " делать хорошо с первого раза". При этом в новых процессах следует предвидеть узкие места во избежание аварий или дисфункций;
— измеряется качество не только в технических подразделени-| ях, но и в службах финансовой, управленческой, снабжения, сбыта и т. п., для чего на всех участках производства предварителы устанавливаются единицы измерения качества;
— организуется бездефектная работа, ориентированная на по стоянное улучшение всех процессов производства, а не на при-1 смлемый уровень качества.
Для претворения на практике этих положений на фирме соблюдают три принципа управления:
—сознательное участие дирекции и всех руководящих работников в обеспечении качества;
—мобилизация всего персонала фирмы на участие в деятельности по улучшению качества конечной продукции;
s, — проведение работы по улучшению качества во всех структурных подразделениях предприятия, а не только в технической
сфере.
Чтобы предприятие могло "выжить", ему нужно мобилизовать интеллектуальный потенциал персонала и установить отношения типа "клиент — поставщик" на всех уровнях как внутри предприятия, так и в области его внешних связей. Для этого необходимо хорошо знать запросы потребителя.
В основе современной концепции обеспечения качества лежат пять принципов:
—принцип соответствия, состоящий в том, что качество продукции каждого подразделения предприятия измеряется степенью удовлетворения потребностей другого подразделения, которое использует эту продукцию в своей работе. Отношения типа "клиент-поставщик" распространяются на все предприятие. Таким образом, на протяжении цикла от закупки комплектующих материалов до послепродажного обслуживания создается сеть "цепочек качества", любое слабое звено которой подрывает надежность всей системы;
—принцип предупреждения брака, заключающийся, по расчетам специалистов в том, что 1 евро, израсходованный на предупреждение брака, приносит от 2 до 20 евро экономии в результате сокращения выпуска бракованной продукции. Значительный размер экономии объясняется тем, что предупреждение брака на более ранней стадии позволяет избежать последующего нарастания убытков по мере продвижения бракованной детали по технической Цепочке;
—принцип совершенствования, предлагающий постоянный поиск путей, обеспечивающих дальнейшее повышение качества и снижение показателей брака. Предприятия, которые не продвигаются вперед в решении проблемы качества, в итоге неизбежно отстают от своих конкурентов. Поэтому каждое подразделение
должно ставить перед собой цель достигнуть конкретных результатов в области качества в точно установленные сроки (намеченные цели должны быть понятны всем членам коллектива);
— принцип измерения, заключающийся в том, что при решении
проблемы качества упор делается на виды деятельности, которые
можно измерить. Выбор показателей входит в компетенцию каж
дой, отдельно взятой службы;
— привлечение персонала к принятию ответственных решений.
В 1986 г. по инициативе Национального совета французских
предпринимателей состоялся коллоквиум на тему: "Общефирменный контроль качества". Была предложена следующая схема внедрения общефирменного контроля качества:
— проведение анализа качества экспертами со стороны или группой главных специалистов фирмы, но по методике, предло-| женной внешними экспертами, что позволит руководству выявить недостатки и возможности фирм в конкурентной борьбе;
— привлечение к управлению качеством работников всех звеньев производства. Тогда руководитель приходит к мысли, что обще фирменный контроль качества подразумевает участие всех, а соз-, дание небольших инициативных групп (кружков качества, групп} улучшения качества и пр.) может принести на предприятие более| действенный и гибкий стиль управления, при котором работники] звена управления перепоручают небольшим группам поиск реше-j ний разнообразных проблем;
—создание кружков качества среди работников низовых структур;
— личное участие главы предприятия.
Оригинальная политика в области качества была в начале 80-х годов разработана на фирме "Бюлль", специализирующейся на производстве средств вычислительной техники. В ее основе прин-| чипы "пяти олимпийских нулей":
~ нуль дефектов (все изделия должны соответствовать техническим условиям);
—нуль нарушений сроков поставки (изделия поставляются в установленные сроки);
—нуль времени хранения на складе (изготавливаются в сроки, указанные в договоре с заказчиком);
— нуль отказов (высокие показатели эксплуатационной готовности и надежности);
— нуль бесполезных бумаг.
Дирекция фирмы проводит опережающую, гибкую политику руководства, направленную на повышение компетентности всех сотрудников. Введена должность директора по качеству, который непосредственно подчиняется президенту фирмы. Проводятся совещания рабочих групп, на которых специалисты высказывают свою точку зрения по вопросам применения технологических новшеств, обновления оборудования и методов управления качеством. Больше внимания стало уделяться изучению рынка, поддерживаются постоянные контакты с заказчиками. Особое значение придается технической подготовке и информативности каждого работника фирмы.
Директор по качеству и его заместители один раз втечениетрех месяцев обсуждают вопросы, действующих на фирме структур обеспечения и управления качеством в каждом подразделении. Определяются главные причины затрат на качество, для чего службой качества осуществляется сбор и обработка необходимой информации. На ее основе осуществляется анализ, который включает: идентификацию элементов брака, оценку расходов, анализ основных причин, оценку возможности исправления и определения индивидуальной рентабельности. Если в результате анализа приходят к заключению, что главной причиной брака является недостаточная подготовка персонала к выполнению этих задач, проводят мероприятия по обучению.
Повышение конкурентоспособности продукции на фирме обеспечивается при выполнении одного из следующих условий:
— сохранения существующего уровня качества продукции
с понижением ее стоимости;
— повышение качества продукции без изменения стоимости.
В основу программы фирмы "Анженос", производящей фото-
>Кино- и телеобъективы различного назначения, положены четы-Ре положения:
— знать, что такое качество продукции;
-- понимать, что такое качественная продукция;
1
— принять бездефектное производство за норму работы;
— подписать обязательство о бездефектной работе. Первые три положения направлены на доведение до сознания?
всех сотрудников фирмы необходимости бездефектного труда на| каждом рабочем месте. Четвертое положение предполагает принятие каждым сотрудником фирмы письменного обязательства работать без дефектов. Такие обязательства были подписаны боль-, шинством работников фирмы на общем собрании в присутствии заказчиков, Обязательство представляет собой бланк со стандартным текстом, в котором говориться, что работник обязуется работать без дефектов, для чего он будет контролировать выполняемую] им работу и незамедлительно докладывать об обнаруженных песо-1 ответствиях своему непосредственному начальнику. Он обязуется также анализировать причины, мешающие выполнять работу в соответствии со спецификациями с первого раза, и обсуждать их со своим непосредственным начальником.
Одновременно руководители всех уровней принимают обязательства устранять обнаруженные недостатки и все то, что мешает] их подчиненным выполнять работу в полном соответствии со] спецификациями с первого раза.
Борьба за всеобщее обеспечение качества предполагает, no-j мимо прочих мероприятий, устранение или сокращение до минимума неисправностей в оборудовании.
Борьба за качество па мелких и средних предприятиях бывает^ труднее, чем на крупных, даже если последние не всегда преуспе-! вают в решении вопроса качества. Благодаря своей структуре мел-! кие и средние предприятия имеют свои преимущества, например,! более тесные отношения между рабочими, служащими и руковод-{ ством сплачивают коллектив, создают благоприятный морально -1 психологический климат. На таких предприятиях могут быть вы-| делены следующие этапы подготовки к внедрению системы менеджмента качества:
— выработка стратегии (Анализ экономического положения; предприятия, взаимоотношений с поставщиками и потребителями позволяет определить основные задачи предприятия в области по-; вышения качества, формулировать принципы и цели программы
не'фения системы менеджмента качества, а также средства и методы ее реализации);
- обучение персонала.
В настоящее время доказано, что расходы, связанные с выпуском некачественной продукции, могут колебаться от 4 до 25 % лборотных средств предприятия в зависимости оттого, какая система менеджмента качества принята на предприятии. Наибольшие затраты (20—25 %) зафиксированы на тех предприятиях, где практикуется лишь контроль качества готовой продукции. Мероприятия, но обеспечению качества на стадии производства ведут к снижению расходов (10-12 %). Наименьшие затраты (4-7 %) на предприятиях, где действует общефирменная система менеджмента качества. К этим расходам следует прибавить затраты на профилактическое обслуживание оборудования и проведения мероприятий на предупреждение брака.
Затраты на управленческий аппарат, как правило, составляют значительную часть расходов предприятия. Для учета качества управления французские специалисты предлагают пользоваться таблицей показателей качества решения административных задач. Такие таблицы составляются для каждой управленческой единицы (службы, отделы и т. п.) предприятия. Ежемесячный подсчет показателей позволяет выявить отрицательные стороны в функционировании управленческой единицы.
Измерение качества управления с помощью таблиц показателей дает достаточно полное представление об эффективности управления предприятием.
Широкомасштабные пропагандистские компании, проведенные различными государственными и общественными организациями, во многом способствовали изменению отношения к проблеме качества, но главную роль сыграло сознание его значения в обеспечении конкурентоспособности французских товаров. «связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС, большое значение приобретает дальнейшее развитие стандартизация и сертификация. Считается, что страны, обладающие развитыми национальными системами стандартизации и сертификации, в конечном т°ге получат технологический перевес над конкурентами.
Германия
Интересен опыт Германии в обеспечении системного управления качеством. В 80-е годы в Германии усилия но обеспечению и повышению качества были перенесены с производства на этап проектирования. При разработке изделия и технологического процесса предусматриваются методы сведения к минимуму возможности возникновения дефектов при производстве.
Все мероприятия по обеспечению качества требуют определенных расходов, основные из них — на проведение испытаний, предотвращение ошибок и устранение дефектов. Умеренное их повышение приводит к снижению стоимости качества.
Принцип бездефектного производства, заложенный в стандарте ДИН И СО 9000, подтверждает, что отклонения от требований недопустимы. Этот принцип является внутренней установкой на последовательную работу по усовершенствованию и недопущению;
дефектов.
Опыт Германии свидетельствует о том, что предприятие за допущенные дефекты платит до 40 % своих расходов, причем 34 % -по вине управления и 6 % — по вине работников, т. е. почти по ловина производственных ресурсов идет на создание дефектно продукции и устранение этих дефектов.
Для того чтобы изменить такое положение, специалистам"
рекомендуется:
— руководству довести до сознания сотрудников новую кон
цепцию управления качеством;
— создать инфраструктуры организационного плана, способ
ствующие процессу последовательного совершенствования пред-;
приятия;
— создать единые производственные системы для учета и уста
новления приоритетов в решении проблем качества, которые буд
доступны каждому на предприятии.
Каждый сотрудник должен иметь индивидуальный инструмент! и овладеть производственной технологией с тем, чтобы знать тре-j бования, предъявляемые к производственным процессам, прово
дИ-[Ь измерения возможных отклонений, решать возникающие проблемы, учитывать расходы на качество.
В управлении качеством придерживаются принципа: дорогостоящее производство должно располагать надежной системой обеспечения качества. Оптимизацию общих расходов на качество необходимо осуществлять с учетом себестоимости изготовления изделия.
Общая цель предприятия — изготовителя должна сводиться к трем положениям:
—цена на продукцию должна устанавливаться с учетом конъюнктуры рынка;
—продукция должна поступать потребителю в установленные сроки;
— качество продукции должно отвечать требованиям рынка.
Связь между установлением сроков, оптимизацией расходов
и соразмерным обеспечением качества, определяется исходя из анализа цикла "качество — сроки — расходы". При производстве продукции и предоставлении услуг анализируют:
—на стадии проектирования — плановые расходы, сроки, качество;
—на стадии реализации — реальные расходы, сроки, качество;
—на стадии эксплуатации — расходы в гарантийный период и по окончании его, претензии покупателя к качеству изделия.
Немецкое общество по качеству представляет общий цикл обеспечения качества в виде двух контуров:
— внешнего (качество изделия — качество проектирования —
качество производственных заданий — качество заготовок — ка
чество изготовления — качество испытания — качество хранения
на складе и отфузки — качество монтажа — качество техническо
го обслуживания — качество изделия);
- внутреннего (уровень требований к изделию — реклама на
рынке — разработка — конструирование — подготовка производ-
ва ~ закупка — склад материалов -- изготовление — испытатель-
я станция — склад товаров — отгрузка — перевозка — монтаж
у потребителя —техническое обслуживание — уровень требований
к изделию).
Служба качества на крупном предприятии состоит из трех под разделений:
— обеспечения качества;
— контроля качества;
— содействия качеству. Функции подразделения обеспечения качества:
—планирование качества и контроля (планирование качества] до реализации, включая надежность, проектирование контроля; и средств проверки);
—управление качеством (управление качеством поставляемы изделий и собственной продукции в процессе ее производства);
—сбор информации о качестве (сведения о затратах на качество, обработка и анализ данных о качестве, документация).
Подразделение контроля качества располагает лабораторией для проверки качества (контроль надежности, испытания мате1 риалов, типовые испытания и проверка опытных образцов) и про ведения серийных испытаний (входной контроль, контроль изго| товления, контроль готовых изделий).
Подразделение содействия качеству осуществляет обучения и повышение квалификации, мотивацию работников и решение специальных задач в области качества.
Все большее значение придается в Германии сертификации систем менеджмента качества. Эту работу возглавляет Немецкое общество по сертификации систем обеспечения качества. В декабре; 1987 г. оно подписало соглашение с французской ассоциацией по стандартизации о взаимном признании сертификатов на системы менеджмента качества, выдаваемых в этих странах предприятиям Цель соглашения — избежать многократных оценок систем обеспечения качест ва на предприятиях и сертификации предприятий. Соглашение содействовало устранениютехнических барьеров в торговле и ее развитию в духе Генерального соглашения по тарифам и торговле и договора Европейского экономического сообщества!
Соглашением установлено, что оценка систем менеджмента качества будет осуществляться на основе международных станда
тоВ ИСО серии 9000 (в Германии они уже включены в националь-нЫй фонд стандартов как ДИН ИСО 9001 и ДИН ИСО 9004), аттестация предприятий — равноценными методами. При этом каждая из организаций признает, что сертификат, выданный другой cropQHOH и подтверждающий соответствие системы менеджмента качества на предприятии одной из трех установленных моделей, равноценен сертификату, выданному ею самой. В соглашении указывается также, что сертификаты на системы менеджмента качества должны отличаться от сертификатов на изделия.
В 1989 г. такие же соглашения подписаны с Британской организацией по стандартизации, а также со Швейцарской ассоциацией по сертификации систем менеджмента качества и с Бельгийской организацией по сертификации.
В соглашении с Британской стороной говорится, что стороны, подписавшие соглашение, обязуются использовать для оценки систем менеджмента качества на предприятиях соответствующие международные, европейские, немецкие и британские стандарты; использовать эквивалентные методы для осуществления надзора за системами менеджмента качества, повышения квалификации контролеров, сертификации.
Эти соглашения явились первым шагом на пути достижения многостороннего соглашения о признан ии сертификатов на системы обеспечения качества странами — членами ЕС.
В теории и практике организации внутрифирменного управления в ФРГ большое значение отводится принципу делегирования ответственности.
Этот принцип предполагает, что каждое звено управления, в том числе и отдельный работник, имеют область ответственности, т. е. круг основных задач, которые они обязаны решать самостоятельно. Такие звенья управления не могут передаваться ни вниз, чи наверх по иерархии управления и несут персональную ответ-твенностьза их выполнение. Одновременно другие как выше, так нижестоящие звенья управления не имеют права нарушать об-■' асть ответственности какого-либо определенного звена, не могут Рать на себя решение или препятствовать самостоятельному вы-0лНению закрепленных за этим звеном задач.
Составными элементами концепции ответственности в немецком внутрифирменном управлении являются персонификация ответственности, т. е. закрепление ее за конкретными работниками, разделение ответственности работников и руководителей подразделений на "внутреннего" и "внешнего", разделение ответствен-1 ности за руководство и исполнение.
В первую очередь определяются области ответственности руководящих работников, а не специалистов и технических исполнителей. Чем более высокое место занимает руководитель в иерархии управления, тем большее внимание уделяется регламентации его ответственности.
Считается, что делегирование ответственности, организация и регламентация управления выполняют стимулирующую функцию, активируя деятельность персонала, побуждают работников проявлять инициативу, самостоятельно искать пути и способы решения закрепленных за ним задач.
Структуры, нормы, и правила, системы стандартов и регламентов] управления в фирмах ФРГ достаточно длительное время стабильны, Пересматриваются они обычно не чаще чем раз в пять лет, и внедря-j ются комплексно после тщательной проработки, обоснования и co-i ответствуюшей i icpei юдготовки персонала. Стабильность организации позволяет работникам привыкнуть к действующим нормам и правилам управления, научиться инициативно, действовать в условия^ понятного для них организационного порядка управления.
На современной крупной фирме система обеспечения качества] состоит из множества более мелких программ, правильный выбор которых во многом определяет ее успех. Так, специалисты по качеству фирмы "Фольксваген" разработали рекомендации по вы бору таких программ и включению их в общую систему. Наиболе часто применяемые программы:
—внедрение статистических методов контроля;
—автоматизация испытаний;
—обучение персонала;
—разработка стандартов и методов отбора образцов;
—организация кружков качества;
—организация производства по принципу "точно в срок";
_ независимая экспертиза качества и др.
Любая из этих программ может внедряться сверху вниз (по инициативе руководства) либо снизу вверх (когда руководство дает обшую идею, она обсуждается на всех уровнях, а конкретные предложения по осуществлению программы поступают от рядовых сотрудников).
Для оценки программ используют диаграмму Исикавы. Каждая программа получает оценку в баллах (от 1 до 5) по пяти следующим критериям:
—сильна ли фирма в своей области;
—насколько необходимы улучшения в этой области;
—воздействие на последующие операции или этапы;
—обеспечение удовлетворенности потребителя;
—экономическая эффективность. Затем подсчитывается сумма баллов.
Можно начать проводить одновременно несколько новых программ, обеспечив их совместимость друг с другом и с общей системой обеспечения качества на фирме. Важно проводить тщательный анализ первых результатов новых программ, выявлять на практике их слабьте и сильные стороны, давать им оценку.
Современная система менеджмента качества на фирме " Роберт Бош" прошла следующие этапы развития: от независимого контрольного органа к интегрированному обеспечению качества и от него к интегрированной ответственности за качество.
В настоящее время перед отдельными функциональными подразделениями фирмы поставлены конкретные задачи.
Отдел сбыта фирмы полностью отвечает за учет требований рынка в производственной программе и создание надежной обратной связи, направленной на получение информации об эксплуатационных показателях продукции через службу сервиса.
Проектно-конструкторский отдел должен передавать производству изделия с апробированными показателями качества и надежности. При этом большое значение имеет технологичность и Коьчролируемость конструкции.