Практическое занятие – 2 часа (криминалистическая лаборатория)
Цель занятия: разобрать основные положения судебной баллистики; разобрать вопросы, связанные с практическим использованием средств и методов криминалистического оружиеведения.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие следы возникают в результате применения огнестрельного оружия?
2. Какие следы от частей оружия образуются на стреляной пуле и гильзе, каково их криминалистическое значение?
3. Какие существуют способы установления по пулевым повреждениям места, откуда был произведен выстрел?
4. Признаки, классифицирующие холодное оружие.
5. Основные положения методики осмотра места взрыва.
Порядок проведения занятия:
1. Осмотреть стреляную гильзу, составить фрагмент протокола осмотра.
2. Написать постановление соответствующей экспертизы.
3. Осмотр и описание холодного оружия.
4. Написать постановление соответствующей экспертизы.
Темы рефератов
1. Понятие и задачи криминалистической баллистики.
2. Осмотр и исследование гладкоствольного оружия и следов его применения.
3. Проблема установления давности выстрела.
Тема 7. Криминалистическое исследование документов
Семинарское занятие –2 часа, место проведения - учебная аудитория.
Цель занятия: определить понятие и классификацию документов; рассмотреть разновидности и цели криминалистического исследования документов; раскрыть виды криминалистического исследования документов.
План семинарского занятия:
1. Понятие и виды документов в криминалистике.
2. Общие правила обращения с документами – вещественными доказательствами.
3. Понятие письма и почерка. Классификация признаков почерка и письменной речи.
4. Технико-криминалистическое исследование документов.
Темы рефератов
1. Научные основы идентификации личности по почерку.
2. Документы как источник информации личности по почерку.
3. Криминалистическое исследование машинописных документов.
Тема 8. Криминалистическая идентификация человека
По признакам внешности (габитоскопия)
Практическое занятие – (криминалистическая лаборатория)
Цель занятия: определить понятия и задачи габитоскопии; раскрыть закономерности формирования внешнего облика человека; охарактеризовать элементы внешности человека.
Вопросы для самопроверки:
1. Понятие криминалистического отождествления человека по признакам внешности.
2. Правила и последовательность описания признаков внешности и методу словесного портрета.
3. Источники получения информации о признаках внешности.
Порядок проведения занятия:
1. Описать внешние признаки одного из студентов по методу «словесного портрета».
2. Составить словесный портрет человека по опознавательному фотоснимку.
3. Обсудить составленные описания.
Темы рефератов
1. Научные основы криминалистического отождествления по признакам внешности.
2. «Словесный портрет» и его применение в оперативно-розыскной практике.
3. Виды, способы изготовления и применения композиционных портретов при расследовании преступлений.
4. Восстановление лица по черепу и его криминалистическое значение.
Тема 9. Микрообъекты и следы запах человека как источники криминалистической информации
Семинарское занятие –2 часа, место проведения - учебная аудитория.
Цель занятия: определить понятие и классификацию микрообъектов; раскрыть значение микрообъектов для следственной и судебной практики.
План семинарского занятия:
1. Понятие и классификация микрообъектов.
2. Технические средства, используемые для обнаружения, фиксации и изъятия микрообъектов и запаховых следов.
3. Правила обнаружения, фиксации и изъятия микрообъектов.
4. Правила обнаружения, изъятия (отбора) и консервации запаховых следов.
Темы рефератов
1. Использование запаховых следов в процессе раскрытия и расследования преступлений.
2. Криминалистическое значение микрообъектов и запаховых следов в следственной и судебной практике
Тема 10. Информационно-справочное обеспечение криминалистической деятельности (криминалистические учеты)
Семинарское занятие –2 часа, место проведения - учебная аудитория.
Цель занятия: определить систему учетов; рассмотреть значение и перспективы развития.
План семинарского занятия:
1. Понятие, назначение, виды и формы криминалистических учетов, их правовая и научная основа.
2. Федеральные (централизованные) криминалистические учеты, которые ведутся в ГИЦ и ИЦ.
3. Федеральные экспертно-криминалистические коллекции и картотеки ЭКЦ МВД РФ.
Темы рефератов
1. Криминалистические учеты органов внутренних дел и их значение для раскрытия и расследования преступлений.
2. Использование оперативно-справочных, оперативно-розыскных и криминалистических учетов в производстве дознания.
3. Перспективы развития криминалистических учетов.
Раздел 3. Криминалистическая тактика
Тема 11. Общие положения криминалистической тактики
Семинарское занятие –2 часа, место проведения - учебная аудитория.
Цель занятия: довести понятие, задачи и систему криминалистической тактики; раскрыть значение следственной ситуации на организацию и тактику следственных действий; определить понятия «тактическая операция», «тактическая комбинация».
План семинарского занятия:
1. Понятие криминалистической тактики, ее задачи. Пути реализации задач тактики.
2. Стадии следственного действия, их содержание.
3. Зависимость тактики следственных действий от следственных ситуаций
4. Понятие тактического приема и критерии его допустимости.
5. Тактическая операция и тактическая комбинация.
Темы рефератов
1. Тактика следственных действий
2. Тактико-криминалистические приемы и комбинации, их классификация
3. Использование оперативно-тактических комбинаций в производстве следственных действий