Задания для самостоятельной работы. 1. Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите тип рыночной структуры:

1. Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите тип рыночной структуры:

A. Совершенная конкуренция

Б. Монополия

B. Олигополия

Г. Монополистическая конкуренция

Д. Монопсония

1) На рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам.

2) На рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг.

3) Большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одинаковым ценам.

4) Несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин.

5) Имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования.

6) Единственная фирма производит штурманские приборы.

2. Объясните, как изменится число компаний, действующих на рынке монополистической конкуренции, в долгосрочном плане, если:

а) рыночная цена равна 10 долл., а средние общие издержки – 12 долл.;

б) рыночная цена равна 10 долл., а средние общие издержки – 8 долл..

3. Функция полных затрат фирмы - монополистического конкурента на своем узком рынке: ТC = 3Q2 – 8. Рыночный спрос на продукцию фирмы:

Р= 64–Q. После проведения рекламной кампании, затраты на которую составили Срекл = 6Q - 10, остаточный спрос увеличился и составил:

Р= 76 - 2Q.

Определите оптимальный выпуск и цену, которые установит фирма на свою продукцию до и после проведения рекламной кампании. Дайте характеристику эффективности рекламной кампании.

4. Компания по производству детской обуви работает на рынке монополистической конкуренции. Совокупная выручка от продаж и общие затраты на производство зависят от объема выпуска: ТR= 270 Q - 20 Q2, ТC=30 Q + 10 Q2 . Определите параметры долгосрочного равновесия.

5. В отрасли действует фирма-лидер, которая имеет функцию затрат: АС = 0.5 Q. Функция рыночного спроса: Р = 100 - Q. Остальные фирмы могут поставить по цене лидера количество продукции 50 ед.

Определите выпуск лидера и рыночную цену, которую он установит, а также какое количество продукции будет выпускать отрасль в целом.

6. Рассмотрите крупнейших участников рынка автомобилей в Китае. Как поделен рынок между ними и отечественными производителями, занимающими 40% рынка? Посчитайте индекс Герфиндаля и сделайте выводы о плотности рынка, исходя из данных таблицы 3.12.

Таблица 3.12 - Основные участники рынка автомобилей в Китае

Компания Доля рынка, %
Volkswagen 15,3
11,3
Heyndai (Ю.Корея) 8,5
Honda   7,4

На оставшейся части рынка – Volvo и другие более мелкие участники

Рекомендуемая литература:

Основная [2]

Дополнительная [2]

Интернет-ресурсы [1]

Практическое занятие 18. Экономическая роль правительства при позитивных и негативных внешних условиях - 2 часа

Основные положения

1. Существуют четыре основные причины, из-за которых свободный рынок не может работать в социально справедливом режиме:

- рыночная мощь отдельных компаний,

- внешние эффекты,

- необходимость в общественных товарах,

- неполная информация.

2. Компания обладает рыночной мощью, если продает свою продукцию по цене, превышающей предельные издержки ее производства.

3. Прибегая к антитрестовской политике, власти стараются устранить омертвленные издержки, характерные для монопольного рынка, для чего принимают законы, которые запрещают участникам рынка предпринимать действия, ведущие к увеличению их рыночной мощи, например, заключать между собой соглашения о размерах устанавливаемой на рынке цены и совершать другие виды сговора.

4. По «Руководству по слияниям 1984 г.» слияния могут быть оспорены, если индекс Герфиндаля — Хиршмана превышает 1800; при значениях этого индекса между 1000 и 1800 должны приниматься в учет и некоторые другие обстоятельства.

5. Если существует большая экономия на масштабах производства (что особенно часто имеет место для предприятий, оказывающих коммунальные услуги), вполне вероятна ситуация, что экономически целесообразно иметь на рынке только одного участника. В этом случае власти могут допустить монополию, но должны
установить цены на ее услуги такими, чтобы исключить омертвленные издержки.

6. Некоторые производственные процессы сопровождаются издержками для людей, не имеющих к ним непосредственного отношения. Подобные внешние издержки называются отрицательными внешними эффектами.

Рынок не может обеспечить необходимый объем выпускаемой продукции, если бизнес связан с отрицательными внешними эффектами.

7. Общественный товар — это товар, который по своей природе таков, что

приносит благо не только тем, кто непосредственно за него платит.

8. Политика правительства может положительно повлиять на распределение ресурсов в экономике, снимая проблемы, связанные с рыночной мощью компаний, внешними эффектами, общественными товарами и неполной информацией или снижая их остроту. Однако обычно такая политика правительства приносит выгоды какой-то части населения, но за это приходится кому-то платить. Поэтому представители различных групп тратят огромные средства, чтобы повлиять на решения, принимаемые властями. Этот процесс называется лоббированием.

9. Цель введения квот — ограничить количество единиц продукции, которое иностранные производители могут ввести в страну. Такая политика приводит к снижению конкуренции на внутреннем рынке и сокращает потребительский выигрыш для покупателей. Национальные производители, таким образом, выигрывают за счет иностранных производителей и собственных (из своей страны) потребителей.

10. Тарифы предназначены для ограничения деятельности иностранных конкурентов на национальном рынке, чтобы повысить прибыльность национальных компаний. Но в основе этой выгоды лежит ухудшение благосостояния как национальных потребителей, так и иностранных производителей, за чей счет и достигается увеличение прибыли национальных компаний.

11. Паушальный тариф — это фиксированная плата, которую должна внести иностранная компания правительству какой-то страны за право вести свою деятельность на территории этой страны.

12. Поштучный тариф, или акциз — это плата иностранной компании правительству какой-то страны за каждую единицу продукции, ввезенную на территорию этой страны.

13. Паушальный тариф не влияет на кривую предельных издержек, что объясняется тем, что импортер должен платить фиксированную сумму, независимо от того, какое количество продукции он ввезет в страну. Введение паушального тарифа увеличивает прибыли национальных производителей, если спрос является низким, но
не влияет на рынок, если этот спрос высок.

14. Если вводится акциз в размере Т на каждую единицу продукции, кривая предельных издержек для иностранной компании поднимется вверх на величину этого тарифа, что в свою очередь приведет к снижению предложения всех иностранных производителей.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные функции правительства в рыночной экономике.

2. В чем проявляются внешние эффекты рынка, и каковы методы их регулирования? Объясните ход рассуждений в теореме Коуза относительно того, что для нивелирования внешних эффектов рынка вовсе не обязательно вмешательства правительства.

3. Раскройте сущность монетарной и фискальной деятельности государства.

4. Причины, по которым происходит слияние фирм. Почему фирмы предпочитают сливаться на рынках, подверженных сильному дерегулированию со стороны правительства?

5. Каким образом государство осуществляет ограничение рыночной мощи фирм и недобросовестной конкуренции? Какова роль антимонопольного законодательства?

6. Что понимают под общественным продуктом? Как регулируется его производство?

Верно / Неверно

Определите, верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения:

1. Ценовой потолок, накладываемый на монопольный рынок, может привести к дефициту продукции на нем?

2. В целом, если взять всех потребителей вместе, они
выигрывают больше от регулирования цены на монопольном рынке, чем теряет монополист?

3. Чтобы устранить неэффективность, связанную
с монопольным рынком, правительству достаточно регулировать на нем цены, ориентируясь на цены на такую же продукцию на рынке с совершенной конкуренцией, если, конечно, эти цены не лежат ниже кривой средних общих издержек?

4. Если правительство вводит ценовой потолок на
уровне ниже кривой средних общих издержек монополиста, то в долгосрочном плане этот монополист с рынка уйдет, если только власти не будут субсидировать его деятельность?

5. Внешние предельные издержки показывают затраты общества на производство продукции?

6. Если при производстве продукции существуют
внешние эффекты, то социально предельные издержки равняются сумме внутренних предельных издержек и внешних предельных издержек?

Тестовые задания

1. Какой из указанных ниже способов применяется правительством для регулирования свободного рынка?

а) увеличение внешних отрицательных эффектов

б) облегчение условий для лоббирования.

в) сокращение рыночной мощи некоторых компаний.

г) ни один из указанных способов.

2. Какое из перечисленных ниже утверждений неверно в отношении рынка, связанного с внешними отрицательными эффектами при производстве:

а) компании на рынке с совершенной конкуренцией выпускают больше продукции, чем это необходимо при эффективном уровне производства

б) общество выигрывает, так как компании не платят за внешние отрицательные
эффекты при производстве своей продукции.

в) монопольная мощь компании позволяет ей выпускать социально оптимальный
объем продукции.

г) все приведенные выше утверждения справедливы.

3. Что из перечисленного ниже не является общественным товаром?

а) национальная оборона.

б) уличное освещение.

в) кабельное телевидение.

г. все перечисленные товары являются общественными.

4. Когда правительство вводит паушальный тариф на иностранных производителей, то:

а) кривая предельных издержек поднимается вверх на величину такого налога

б) прибыли иностранных компаний снижаются

в) происходят оба указанных выше процесса

г) не происходит ни одного из указанных выше процессов

5. Если в стране не существует ценового регулирования, компании с рыночной мощью устанавливают цены:

а) ниже величины предельных издержек.

б) выше величины предельных поступлений.

в) выше величины предельных издержек.

г) верно и б) и в)

6. Какое из перечисленных ниже утверждений верно в отношении

монопольного рынка?

а) монополии всегда получают положительную прибыль.

б) введение ценового потолка приводит к снижению объема выпускаемой продукции.

в) введение ценового потолка приводит к увеличению объема выпускаемой продукции.

г) все приведенные выше утверждения неверны.

7. На рынке, связанном с внешними отрицательными эффектами при

производстве, внутренние предельные издержки

а) превышают социальные предельные издержки;

б) превышают внешние предельные издержки;

в) меньше социальных предельных издержек;

г) меньше внешних предельных издержек.

8. Предельные социальные издержки компании постоянны и

составляют 2 долл. на единицу продукции, ее внутренние предельные издержки также постоянны и равны 1 долл. на единицу продукции. Каков социально оптимальный объем выпускаемой продукции этой компании, если функция спроса на ее продукцию задается выражением Р = 10 — Q?

а) 2.

б) 7.

в) 8.

г) 9.

Задачи

1. Компания занимается производством и продажей продукта А, но на каждую единицу продукта А компания получает одну единицу побочного продукта В в жидком виде. Большая часть продукта В может быть продана с прибылью, но не вся. Поэтому компания выливает нежелательную побочную продукцию В в озеро, загрязняя окружающую среду. Специалисты по охране окружающей среды предложили установить на сливные трубы счетчики и взимать по 1000 долл. за каждый слив отходов в озеро. Бухгалтеры фирмы оценивают функции спроса и затрат в следующем виде:

РA = 8 000 – 6QA;

PB = 600 – QB;

TC = 45 000 + 10Q + 6Q2.

Определить:

а) Каковы были бы объемы производства и цена, максимизирующие прибыль фирмы, если бы с нее не взималась плата за загрязнение? Определите размер прибыли.

б) Каковы объем производства и цена, максимизирующие прибыль фирмы, после взимания платы за загрязнение?

в) Какова стоимость ликвидации загрязнения?

Рекомендуемая литература:

Основная [2]

Дополнительная [3,4]

Интернет-ресурсы [1]

Заключение

Представленный практикум направлен на развитие у студентов навыков самостоятельного мышления, умения принимать правильные решения по конкретным вопросам поведения фирмы в различных рыночных ситуациях. Работа с практикумом будет способствовать более эффективному освоению курса «Управленческая экономика», так как лучший способ изучения экономики – решение задач и ситуаций из этой сферы, требующих анализа и принятия решений.

Практикум отражает основные теоретические положения и понятия, касающиеся разных сторон экономической деятельности фирмы.

Сформулированные вопросы, тестовые задания и задания типа «верно – неверно» по каждой теме дают студенту не только возможность закрепить теоретические основы, самостоятельно подготовиться к занятиям и контрольным работам, но и применить полученные знания и навыки на практике, помочь глубже разобраться в сущности всех рассматриваемых вопросов.

В каждой теме практикума предусмотрены задачи и задания для самостоятельной работы. Этот материал предназначен для того, чтобы помочь студентам научиться практически действовать в различных ситуациях и отработать приемы решения проблем, которые возникают в деятельности фирмы. Кроме того, работа над заданиями поможет научиться подходить к экономике с точки зрения менеджера.

Наши рекомендации