Лекция 5 Нематериальные ресурсы и нематериальные активы
Предприятия.
Вопросы
1. Сущность и экономическая характеристика нематериальных ресурсов
а) Промышленная собственность, ее виды
2. Интеллектуальная собственность, законодательное регулирование прав интеллектуальной собственности
3. Проблемы в сфере охраны интеллектуальной собственности в Украине
4. Международная защита интеллектуальной собственности
5. Характеристика нематериальных активов, их оценка
1. Сущность экономическая характеристика нематериальных ресурсов
Нематериальные ресурсы предприятия – это составная часть потенциала предприятия, обеспечивающая экономическую полезность в течение длительного периода и имеющая особенностью отсутствие материальной основы получения доходов и неопределенность будущих размеров этих доходов.
К ним относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности, а также другие ресурсы нематериального происхождения.
А. ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ЕЕ ВИДЫ
Промышленная собственность– понятие, используемое для обозначения исключительного права на нематериальные ценности: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товара, а также право по пресечению недоброкачественной конкуренции.
Характеристика объектов промышленной собственности:
1) изобретение- это новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, дающее положительный эффект. Право на изобретение удостоверяется авторским свидетельством или патентом;
2) промышленный образец - новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, соответствующее требованиям технической эстетики, пригодное к осуществлению промышленным способом и дающее положительный эффект.
Существует две формы охраны промышленного образца: свидетельство и патент. Не подлежат охране как промышленные образцы изделия, внешний вид которых обусловлен исключительно их функцией (гайки, болты, винты и т.п.), а также галантерейные, швейные, трикотажные изделия, ткани (кроме декоративных), обувь, головные уборы;
3). патент- документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на изобретение.
Оценка патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на полезные модели и патентов на селекционные достижения является одной из самых востребованных услуг по оценке интеллектуальной собственности.
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПАТЕНТОВ (определение стоимости патента):
- Наименование объекта интеллектуальной собственности (ОИС).
- Описание ОИС.
- Правоустанавливающие документы на ОИС: патенты, свидетельства, лицензионные договора, авторские договора и д р.
- После ознакомления с основными документами, в зависимости от специфики объекта, цели и назначения экспертизы, могут понадобиться:
- Характеристики ОИС или товаров, производимых с использованием ОИС, при необходимости в сравнении с аналогичными или конкурирующими.
- Источники получения доходов от использования ОИС.
- Описание рынка ОИС.
- Затраты, производимые на приобретение прав и использование ОИС. Себестоимость и цена единицы товара с использованием ОИС.
- Технические (потребительские), эксплуатационные, экологические и экономические показатели получения доходов от использования ОИС:
- Увеличение объемов реализации конкретных видов или всей продукции предприятия с использованием ОИС;
- Повышение цены в зависимости от качества продукции;
- Экономия в производстве при использовании ОИС в конкретных видах продукции или во всей выпускаемой продукции;
- Выручка от реализации самих ОИС на атериальных носителях;
- Выручка от продажи имущественных прав или продажи лицензий на использование ОИС;
- Экономия на капиталовложениях в разработку ОИС.
- Произведенные затраты:
- на приобретение имущественных прав на ОИС;
- на освоение в производстве и организацию выпуска и реализации ОИС или товаров с использованием ОИС;
- на правовую и другие виды охраны ОИС; на маркетинг ОИС или товаров с использованием ОИС;
- на страхование рисков осуществления проектов с использованием ОИС и (или)их доходности.
Патент включает патентную грамоту единого образца с раскрытием названия изобретения и даты его приоритета, фамилии автора, а также патентную опись - характеристику технического решения. Срок действия патента составляет в среднем 15-20 лет. В это время исключается доступ фирм-конкурентов к запатентованной новинке и обеспечиваются условия для получения дополнительной прибыли, пока новая техника не станет достоянием многих предприятий отрасли.
4) полезные модели - это новые по внешнему виду, форме, размещению частей или по строению модели. Для регистрации полезной модели достаточно любых изме На полезные модели не выдается патентная грамота. Модель заносят в специальный реестр, о чем делается публикация в официальном издании, а заявитель получает свидетельство об исключительном праве на полезную модель сроком на 5 лет.
5) товарные знаки - обозначение (имя, знак, символ или сочетание их), помещаемое на товаре или его упаковке для идентификации его и производителя. Если под товарным знаком предоставляются услуги, то он называется знаком обслуживания.
Основными требованиями к товарным знакам являются их индивидуальность, узнаваемость, привлекательность для потребителей и охраноспособность, т.е. возможность их официальной регистрации.
Правовая защита товарного знака также осуществляется на основе его государственной регистрации.
Товарный знак – запоминающийся образ, символ, обозначение, позволяющие отличать товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей.
Оценка товарного знака, торговой марки, фирменного наименования или иного отличительного признака товара тесно связана с оценкой бизнеса и производится на основе анализа полного цикла производства и реализации товаров или услуг данной компании. В процессе оценки товарного знака рассчитывается рыночная стоимость оцениваемого объекта через определение степени влияния данного отличительного признака на величину прибыли компании и объем реализации товаров и услуг.
Тем не менее, при оценке товарного знака необходимо учитывать, что сам по себе он не создает потребительскую стоимость. Однако реклама товарного знака популяризирует потребительские свойства продукта, способствуя формированию спроса и, как следствие, повышению цены на него.
Оценка товарного знака – это чаще всего оценка его репутации. К исключениям относится, например, товарный знак, зарегистрированный, но еще не запущенный в обращение. Он вполне может оцениваться как объект лицензирования, и его использование без надлежащего разрешения будет рассматриваться как нарушение исключительных прав. Следовательно, цена такого товарного знака может быть определена через размер компенсации за нарушение прав в отношении правообладания им. При оценке товарного знака под объектом оценки подразумеваются уже права на него (или «исключительное право на использование товарного знака»).
Перечень документов и информации, необходимых оценщику для проведения оценки товарного знака:
- Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания).
- Краткое описание товара (услуги), производимого под оцениваемым товарным знаком (знаком обслуживания).
- Краткое описание рынка товаров (услуг), производимых под оцениваемым товарным знаком (знаком обслуживания).
- Краткое описание коммерческого использования товарного знака (знака обслуживания).
- Бизнес-план коммерческого использования товарного знака (знака обслуживания), с указанием планируемой валовой выручки необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли и т.п. – по годам. Бизнес-план должен быть одобрен руководителем предприятия.
- Затраты, произведенные на создание товарного знака (знака обслуживания).
- Затраты на правовую и другие виды охраны товарного знака (знака обслуживания).
Указанные документы для оценки товарного знака (знака обслуживания) должны быть предоставлены в виде копий, заверенных печатью и подписью уполномоченного лица заказчика оценки, либо нотариально.
На продукт интеллектуальной собственности устанавливается авторское право - система правовых норм, определяющих положение авторов научных публикаций, литературных и художественных произведений, программного обеспечения для ЭВМ и их взаимоотношений с другими контрагентами.
Правовая защита места происхождения товара возникает на основе его регистрации.
Другие нематериальные ресурсы:
1) «ноу-хау» - технология производства, научно-технические, коммерческие, организационные и управленческие знания, необходимые для функционирования производства. В отличие от секретов производства «ноу-хау» не патентуется, поскольку в значительной своей части состоит из определенных приемов, навыков и т.п. Распространение «ноу-хау» осуществляется прежде всего посредством заключения лицензионных договоров;
2) рационализаторское предложение - это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала. Его автору выдается специальное удостоверение - основание права на авторство и вознаграждение;
3) наименование места происхождения товара. Отражает название страны (или местности) для обозначения исключительных свойств товара, вызванных природными условиями, человеческими факторами, национальными особенностями, характерными для данного региона;
4) «гуд-вилл» - определяет имидж (репутацию) предприятия.
Ноу-хау, рационализаторские предложения, гудвилл являются собственностью предприятия и не имеют специальной правовой защиты, поэтому являются составной частью, так называемой коммерческой тайны предприятия.