Критерии сервиса удовлетворения потребительского спроса
Критерий номенклатуры и количества включает: а) количество отказов по объему продаж по каждому i-му виду номенклатуры в связи с отсутствием производственных ресурсов в рассматриваемый период; б) количество отказов по каждому i-му виду номенклатуры в связи с неэффективностью их выполнения в рассматриваемый период времени.
Критерий "качество" – рассматривает возможность удовлетворения потребительского спроса по каждому i-му виду продукции, с позиции качества, т.е. соответствия потребительским требованиям. В зависимости от уровня качества продукция условно делится на 4 группы [18]:
- продукция высшего качества (по технико-экономическим показателям превосходит аналогичную). Часто – это принципиально новая продукция. (прибыль – цена и доля рынка).
2) Конкурентоспособная продукция – в основном соответствует высокому уровню качества, не может иметь и средний уровень качества. При среднем уровне качества требуются эффективные маркетинговые мероприятия по рекламе и стимулированию продаж.
3) Продукция с пониженным уровнем качества. Сохранение рыночных позиций может происходить за счет стратегии снижения цен.
4) Продукция с низким уровнем качества – обычно неконкурентоспособна. На нее нет потребности, реализована может быть только по очень низким ценам. Нужно или повышать качество, либо создавать новую продукцию.
5) Критерий "время" – характеризует возможность удовлетворения спроса по времени поставок по каждому виду продукции. Выделяют пять вариантов:
1. Время поставок меньше среднерыночного времени поставок для данного вида продукции более чем на 10 %, .
2. Время поставок меньше среднего не более чем на 10 % .
3. Время поставок соответствует среднему времени поставок.
4. Время поставок превышает среднее не более чем на 10 % ,
5. время поставок превышает вреднее более чем на 10 %, .
Десяти процентный коридор условен и может быть изменен.
Критерий цена – рассматривает количество потребительских отказов в связи с отклонением цен от среднерыночных. Аналогично задается коридор. Например 5 % - это значение часто является критическим для изменения отношения к продукции: 5 соотношений. Здесь также выделяют пять возможных соотношений.
Критерий "надежность предоставления сервиса" – вероятность оценки безотказности выполнения принятого заказа по времени, количеству и качеству.
1) Вероятность отказов в связи с несоответствием продукции требуемому качеству.
2) Вероятность отказов - в связи с несоответствием возможных поставок требуемым объемом;
3) Вероятность отказов в связи с невозможностью выполнения заказа по временным характеристикам.
Влияние уровня сервиса на прибыль можно изобразить графически.
Рис.6.4. Влияние уровня U сервиса удовлетворения потребительского спроса на прибыль предприятия, где S – затраты, связанные с организацией сервиса; P – доход производственной системы от реализации продукции; П – прибыль, получаемая производственной системой от реализации продукции.