Коллективизация в сельском хозяйстве (1929-1933гг.)

Под коллективизацией понимается объединение людей в хозяйства с общими средствами производства: землей, скотом, инвентарем. Коллективизация отличается от кооперации тем, что в условиях кооперации крестьянские домохозяйства сохраняют свою экономическую независимость, а объединяют лишь некоторые функции: снабжение, сбыт, кредит, лишь некоторые производственные операции, например, помол зерна на мельнице, производство масла с помощью маслобойки и т. п. Теория кооперации изложена в трудах А. В. Чаянова.

В ходе НЭПa в России, в особенности в северных регионах, до 50 % крестьянских хозяйств было охвачено простейшими видами кооперации, известны также производственные сельские кооперативы на Алтае, производившие масло, в Восточной Сибири они тоже использовались в организации аграрной жизни.

Однако административный нажим на рыночные отношения в конце НЭПа означал и вытеснение крестьянина с хлебного рынка, как главного его субъекта.

Каковы были замысел, ход, итоги и значение коллективизации?

В исходном замысле аграрных преобразований речь шла о кооперировании сельского хозяйства. Эти идеи подробно изложены в работе В. И. Ленина «О кооперации». Кооперация в ней не рассматривалась как социализм в сельском хозяйстве, но как наиболее простой, понятный, доступный для крестьянина переход к новым порядкам: цивилизованному производству и торговле. Важен также принцип добровольности объединений. Ибо в крестьянской среде настолько сильны традиции старого землеустройства, что вряд ли они согласились бы на советы и указания из книжки о серьезном изменении своей жизни. Никакими декретами мелкое производство в крупное не перевести. Так задумывал ось.

Ход преобразований в аграрном секторе. Неумение и нежелание совместить рыночное и административное начало в экономической жизни привели к идее сплошной коллективизации. Толчком явились трудности в хлебозаготовках в конце двадцатых годов, когда на государственное давление на хлебные цены основные производители зерна – зажиточные крестьяне – ответили отказом продавать его государству. В свою очередь государство перешло к силовым методам изъятия хлеба.

Колхозы уже возникали в ходе НЭПа, но они были еще исключением в аграрной жизни. В годы НЭПа в колхозы объединялись беднота и батраки. Середняк в колхозе в те годы ­относительно редкое явление. Первые колхозы были слабыми производственными единицами. Иногда колхозы организовывались на базе поместий. Чаще в поместьях создавались совхозы – советские (государственные) сельскохозяйственные предприятия. Предполагалось с помощью государства образовать высокоэффективные производства и таким образом убедить крестьянство в преимуществах совместного хозяйства. Этой идее не суждено было реализоваться. Но чем привлекали колхозы, так это высокой долей товарной продукции:

  1926/27 1927/28 1928/29
Валовая продукция колхозов, млн. руб.   103,2 189,0 259,0
% товарности продукции колхозов 33,4 34,0 38,2

Если в 1929 г. колхозы обеспечили только 16 % заготовок зерна, то в 1930 г. государство получило от них зерна в 3,5 раза больше, чем от зажиточных крестьян в 1926/27 гг. и в 1,6 раза больше, чем объем довоенной товарной продукции помещичьих хозяйств[3]. Так административное изъятие и перераспределение сельскохозяйственной продукции наступало на рыночные способы распределения продовольствия.

После 1928 г. колхозы постепенно превращаются в господствующее правило организации сельскохозяйственного производства. Хотя технико-экономической базы для этого еще не было: во-первых, основное товарное зерно производит зажиточное крестьянство; во-вторых, в этот период в СССР насчитывалось 27 тыс. тракторов, 2 комбайна, 700 грузовых машин. Один трактор на пять колхозов.

Коллективизация разворачивалась после поездки И. В. Сталина в Новосибирскую, Омскую губернии, Алтай и Красноярский край и сопровождается раскулачиванием.

Первый этап коллективизации характеризуется принудительными мерами объединения в колхозы в 1929-весной 1930 гг. Нажим на крестьянство несколько ослабевают после статей И.В.Сталина «Головокружение от успеха» (март 1930 г.) и «Ответ товарищам колхозникам» (апрель 1930 г.) Тем не менее, довольно быстро в колхозы было объединено все сельскохозяйственное население. Следующий, второй этап коллективизации (1930-1933 гг.) был более спокойным из-за того, что колхозниками стало большинство крестьян, и руководство страны рекомендовало более гибко подходить к вовлечению крестьян в колхозы. Так, в основных зерновых районах к 1932 г. уже 90 % посевной площади были колхозными. В 1932 г. наблюдается даже объединение некоторых сельскохозяйственных предприятий в более крупные колхозы.

Последствия коллективизации. Принудительные способы организации коллективных хозяйств нанесли огромный ущерб сельскому хозяйству и населению. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие данные[4]. Поголовье крупного рогатого скота с 1928 г. по 1934 г. сократилось на 26,6 млн. голов (45 %), в т. ч.

коров на 10,3 млн. голов, 35 %;
свиней на 12,1 млн. голов, в два с лишним раза;
овец на 64,4 млн. голов, почти в 3 раза;
коз на 6,4 млн. голов, почти в 3 раза;
лошадей на 17,2 млн. голов, в 2 раза.

На восстановление поголовья крупного рогатого скота стране понадобился 31 год – оно было восстановлено к 1959 году. Поголовье коз было восстановлено к 1939 г., свиней – 1953 г., овец к 1957 г. Для сравнения: с 1941 по 1946 год поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 6,9, свиней – на 21,3 лошадей на 10,3 млн. голов.

Сокращение поголовья было связано с массовым забоем скота крестьянами и его гибелью в колхозах. Об этом М. А Шолохов в своем письме летом 1929 года писал следующее: «Что творилось в апреле, мае! Конфискованный скот гиб на станичных базах, кобылы жеребились, и жеребят пожирали свиньи (скот был весь на одних базах). И это все на глазах у тех, кто ночи не досыпал, ходил за кобылицами … После этого давайте говорить о союзе с середняком. Ведь все это проделывалось в отношении середняка.»[5]

Масштабы забоя были бы больше, если бы в январе 1930 г не вышли специальные постановления ЦИК и СНК СССР «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строи­тельству». В нем помимо про чего речь шла о необходимости учета особенностей развития районов коллективизации и степени подготовленности крестьянства к сплошной коллективизации.

Высокими оставались темпы коллективизации в зерновых районах – Северном Кавказе, Нижней и Средней Волге, Урале и Казахстане. Хлеб нужно было мобилизовать на нужды индустриализации страны. Масштабы и последствия принудительной коллективизации заставили правительство и ЦК ВКП(б) на протяжении 1930 г. неоднократно возвращаться к вопросу о коллективизации и принимать меры для поддержания экономики крестьянских домохозяйств. К ним относились меры по воссозданию поселковой кооперативной сети, разработка Примерного Устава сельхозартели, который ограничил изъятие личного скота и инвентаря, предоставление налоговых льгот колхозам и колхозникам и т. д. Несмотря на то, что после всего этого начался некоторый отток из колхозов, маховик сплошной коллективизации нельзя уже было остановить.

Вот как выглядел этот процесс в цифрах:

 
Число колхозов, тыс.   33,3 57,0 85,9 224,5 211,1
% коллективизации крестьянских хозяйств 1,7 3,9 23,6 52,7 61,5
Посевная площадь колхозов в % к всему крестьянскому посеву 1,2 3,6 30,9 63,0 75,5

Источник: История социалистической экономики СССР. М. – Наука. – 1977. – Т. 3. – С. 377.

Цифры свидетельствуют о том, что 1930 г. был переломным в деле организации колхозов, годом слома сопротивления крестьянства. Это сыграло не последнюю роль в масштабах голода зимы 1932-1933 годов.

Каковы же итоги коллективизации?

В 1933 году (после голодной зимы) сельскохозяйственное производство было на 25 % ниже уровня 1928 года. В животноводстве в 1934 году производство составляло 47 % от уровня базового 1928 года, т. е. сократилось наполовину. Только в 1937 и 1940 г. удалось превысить уровень 1928 г. [6]

Валовая продукция сельского хозяйства с 1928г. по 1941 г. возросла на 10 % (!). Конечно, такой медленный рост объемов производства зерна не позволял одновременно решать задачи повышения благосостояния населения и наращивать валютные ресурсы для индустриализации, поскольку зерно представляло значимый экспортный ресурс.

В результате коллективизации основную массу зерна и технических культур давали колхозы, а вот подавляющую часть других видов сельскохозяйственной продукции – личные подсобные хозяйства (ЛПХ). На их долю в 1940 г. приходилось (%): картофеля 65; овощей 48; мяса 72; молока 77; яиц 94 общего количества соответствующей потребляемой продукции.

Но не менее важными были социальные последствия коллективизации. Среди них – разрушение самостоятельного и производительного слоя крестьянства (раскулачивание), ликвидация стимулов к росту сельскохозяйственного производ­ства и новое закрепощение крестьянства, основанное на прикреплении крестьян к колхозам путем отказа в выдаче паспортов. Тип сложившихся социально-экономических отношений был добуржуазным, феодальным, в основе которых лежало внеэкономическое принуждение, прикрываемое идеологической риторикой.

Надо сказать, что добуржуазные отношения пронизывали весь механизм хозяйствования (см. следующую главу), но в наиболее явном виде они обнаружились в аграрном секторе. Бесправностью отличалось не только положение персонального производителя, но и колхоза как организованного производителя. В основе лежала государственная собственности на землю и сельскохозяйственную технику, которая была сосредоточена на государственных предприятиях – машинно-тракторных станциях (МТС). Ведь нищие колхозы не могли купить технику, ее содержать и обслуживать. Государственное регулирование цен дополнялось рег­ламентацией сельскохозяйственного производства и оплаты труда. И бедному крестьянину уже некуда было деваться и податься.

Конечно, индустриализация в промышленности постепенно увеличивала поставки сельскохозяйственной техники, но компенсировать социально-экономические разрушения в аграрном секторе, нанесенные коллективизацией не удалось, по-видимому, до сих пор.

Каково же тогда значение коллективизации? Она обеспечила относительно простой механизм изъятия прибавочного и части необходимого продукта из аграрного сектора на цели индустриализации.

ВЫВОДЫ

1. Организация коллективных хозяйств, начатая в период НЭПа, приобрела в 1929-33 годах массовый и целенаправленный характер. Если в период НЭПа мало, кто видел колхозы, то после 1928 года мало, кто о них не знал, не слышал, не видел.

2. В ходе коллективизации можно выделить первый радикальный этап (1928-1930 гг.) и второй более умеренный (1931-1933 гг.). Отличались они жестокостью принуждения, но в том и другом случае настойчиво проводилась политика на объединение крестьянских домохозяйств для совместного ведения сельскохозяйственного производства.

3. В ходе коллективизации сельскому хозяйству был нанесен значительный ущерб, на возмещение которого потребовались годы, а по некоторым видам продукции и десятилетия, рост парка сельскохозяйственных машин также не позволил компенсировать понесенные потери.

4. Коллективизация облегчала сворачивание товарно-денежных отношений и проведение командных методов управления аграрным сектором. Она создала условия для изъятия и перераспределения ресурсов из сельского хозяйства, чем и определяется ее значение.

5. Результатом коллективизации явился своеобразный феодальный ренессанс: были возрождены методы внеэкономического принуждения и личной зависимости, в которых государство, чиновник, партийный работник выполняли функции административно-идеологического принуждения и стимулирования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы предпосылки обращения к идее коллективных хозяйств?

2. Чем обусловливались сроки и методы проведения коллективизации?

3. Каковы экономические и социальные итоги коллективизации?

4. Каково ее значение в истории предвоенных пятилеток?

ЛИТЕРАТУРА

1. История социалистической экономики СССР. М. - Наука. - 1977. Т. 3. Гл. 9,10.

2. Очерки экономических реформ. М. -Наука.- 1993. Гл. 6.

3. Шмелев Г. Не сметь командовать! // Октябрь. 1988. № 2.

4. Ленин В. И. О кооперации. ПСС. Т. 44.

Наши рекомендации