ТЕМА «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних»
Контрольные вопросы
1. Особенности разрешения вопроса о возбуждении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.
2. Особенности производства предварительного расследования по делам несовершеннолетних.
3. Особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетних.
4. Специфика прекращения уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
РЕФЕРАТ: 1.Предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних.
2. Особенности применения мер пресечения к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым.
Решить на выбор три задачи.
1. При производстве предварительного следствия по факту разбойного нападения на Петрова следователь установил, что у подростка Кочнева, одного из подозреваемых по делу, отсутствуют документы о возрасте. Мать Кочнева заявила, что её сыну 15 лет, а свидетельство о рождении потеряно год назад при переезде на новую квартиру.
Какие меры должен предпринять следователь?
Назовите обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях несовершеннолетних.
2. По подозрению в совершении хулиганства с применением оружия следователь задержал несовершеннолетнего Коровина. В ходе допроса в качестве подозреваемого Коровин заявил ходатайство об уведомлении родителей о его задержании. Следователь отказал в удовлетворении ходатайства, мотивируя своё решение тем, что Коровин подозревается в совершении тяжкого преступления.
Оцените действия следователя.
Какие особенности имеются в задержании и заключении под стражу несовершеннолетнего?
3. В составе группы взрослых преступников несовершеннолетний Павлов совершил кражу чужого имущества из квартиры, а также ряд нападений на граждан с целью их ограбления. Из материалов дела усматривается, что Павлов является организатором ряда грабежей. Защитник обвиняемого заявил ходатайство о выделении дела в отношении Павлова в отдельное производство.
Как должен поступить следователь?
Назовите основания и порядок выделения дел о преступлениях несовершеннолетних в отдельное производство.
4. Несовершеннолетний Гавриков заявил следователю о нежелании иметь защитника при производстве предварительного следствия. Свой отказ он мотивировал тем, что ему уже исполнилось 16 лет, поэтому он сам будет защищаться.
Как должен поступить следователь?
В чём заключается участие защитника в предварительном следствии по делам о преступлениях несовершеннолетних?
5. Семнадцатилетний Колюхин, обвиняемый в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, заявил ходатайство об участии при его допросе педагога – классного руководителя. Такое же ходатайство поступило от законного представителя обвиняемого – Колюхиной. Своё ходатайство она мотивировала тем, что её сын умственно отсталый, так как в восьмом классе он обучался два года.
Подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства?
В каких случаях возможно участие педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого?
6. Законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого заявил ходатайство о допуске его к участию в деле.
Однако следователь, полагая, что его участие в производстве предварительного следствия не обязательно, после окончания предварительного следствия ознакомил обвиняемого с материалами дела только при участии защитника, затем составил обвинительное заключение и направил дело прокурору.
Оцените действия следователя.
С какого момента законные представители допускаются к участию в деле? Каково правовое положение законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого?
7. Разрешив при постановлении приговора в совещательной комнате все вопросы, указанные в ст. 299 УПК РФ, суд постановил приговор в отношении несовершеннолетнего.
Правильно ли поступил суд?
Какие вопросы дополнительно решаются судом при постановлении приговора несовершеннолетнему?
8. Молодой рабочий Себряковского цементного завода Яковенко получил свою первую зарплату 20 мая - в день, когда ему исполнилось 18 лет. Члены бригады и мастер преложили ему “обмыть” оба события сразу, для чего после работы они собрались в парке, где распивали допоздна спиртные напитки. В ходе ссоры, возникшей между Яковенко и мастером на почве неприязненных отношений, Яковенко нанес последнему два ножевых ранения, от которых он сразу же скончался. Судебно-медицинская экспертиза установила, что смерть потерпевшего наступила между 23-24 часами 20 мая.
Подлежат ли применению при производстве по данному делу правила, предусмотренные Главой 50 УПК?
С какого момента лицо считается совершеннолетним? А малолетним?
9. В ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту кражи со склада готовой продукции концерна “КОНФИЛ”, было установлено, что данное деяние совершил семнадцатилетний воспитанник специализированного интерната № 3 Никифоров. Проведенная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза установила у Никифорова отставание в психическом развитии, связанное с ярко выраженной олигофренией, в силу которого он не мог в полной мере осознавать фактический характер своих действий во время совершения общественно опасного деяния. Защитник Никифорова заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении его клиента.
Какое решение должен принять по данному делу следователь?
В каких случаях допускается прекращение уголовного дела в отношении несовершеннолетних?
10. На Пригородном вокзале при задержании во время совершения кражи кошелька у пассажирки подросток оказал сопротивление сотруднику милиции, пытался нанести ему ножевое ранение. В дежурной части ЛОВД задержанный сообщил, что он беженец, сирота, документов о возрасте не имеет.
Какую меру пресечения надлежит избрать в отношении данного лица?
Каким образом устанавливается возраст лица, если документы, удостоверяющие возраст, отсутствуют?
11. Несовершеннолетний Пермяков впервые совершил кражу чужого имущества. Установив условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, а также другие обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, следователь пришел к выводу о том, что исправление Пермякова возможно путем применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия.
Каков порядок принятия решения о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия?