При каких условиях действует закон убывающей производительности?

― другие факторы производства остаются постоянными;

― уровень технологии не изменяется;

― все единицы переменного фактора являются однородными.

Выберите один из следующих вариантов ответа:

а) 1, 2 и 3 правильные;

б) только 1 и 2 правильные;

в) только 2 и 3 правильные;

г) только 1 правильный;

д) только 3 правильный.

Что означает любая точка, находящаяся либо на изокванте, либо на изокосте?

Варианты ответа:

а) количество производимого продукта;

б) объем продукта в денежном выражении;

в) комбинацию физических объемов ресурсов;

г) сумму издержек;

д) сумму переменных издержек.

Что иллюстрирует изокванта?

Варианты ответа:

а) кривую общего объема продукта;

б) производственную функцию;

в) различные объемы продукта, которые можно произвести при заданных количествах ресурсов;

г) кривую среднего продукта;

д) кривую предельного продукта.

4. Что происходит, если фирма увеличивает затраты на ресурсы на 10%, а объем производства возрастает на 15%?

Варианты ответа:

а) наблюдается отрицательный эффект масштаба;

б) наблюдается положительный эффект масштаба;

в) действует закон убывающей производительности;

г) кривая LATC сдвигается вверх;

д) фирма получает максимальную прибыль.

Какой будет кривая предельного продукта, если при росте выпуска продукции угол наклона кривой совокупного продукта растет?

Варианты ответа:

а) вертикальной;

б) горизонтальной;

в) иметь положительный наклон;

г) иметь отрицательный наклон.

Каким законом определяется равновесие производителя?

Варианты ответа:

а) равенства спроса и предложения;

б) максимизации выпуска;

в) равенства взвешенных предельных производительностей факторов производства;

г) минимизации расходов производственных факторов.

Какой наклон имеет изокванта?

Варианты ответа:

а) положительный наклон в зоне технической субституции;

б) положительный наклон в зоне комплиментарности;

в) отрицательный наклон только в зоне технической субституции;

г) отрицательный наклон во всех зонах.

Выберите верные высказывания.

Варианты ответа:

1. Специализация (разделение труда) может привести к положительному эффекту масштаба.

2. Небольшие фирмы всегда менее эффективны, чем крупные. Закон убывающей производительности действует только в условиях товарного производства.

3. Предельный продукт может превышать средний, только если наблюдается возрастающая экономия от масштаба.

4. На первой стадии производства предельный продукт превышает средний продукт.

5. Любой ресурс используется наиболее эффективно при условии, что его предельная производительность во всех производственных процессах одинакова.

6. Объем производства может расти, даже если предельный продукт отрицателен.

7. Рыночная цена факторов производства пропорциональна предельной производительности этих факторов.

8. Чем больше количество ресурсозаменителей, тем ниже эластичность спроса на ресурс.

9. Согласно правилу минимизации издержек, на конкурентных рынках предельные продукты всех ресурсов в денежном выражении пропорциональны их ценам.

ТЕМА 3. СТРУКТУРА РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ИНФРАСТРУКТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.

В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части проводится обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). В третьей части проводится тестовый контроль знаний.

Прежде всего следует отметить, что рынок — это обязательный компонент товарного производства или, по словам Н.Бухарина, обратная сторона товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:показать механизм реализации рыночных отношений. Изучить особенности функционирования рынка в Республике Беларусь.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:ознакомиться с механизмами функционирования рынка и его инфраструктурой. Изучить виды рынков и модели рыночной экономики.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ

Студент должен знать:

― что такое «рынок», его сущность и функции;

― виды рынков;

―особенности функционирования рынка РБ;

― сущность и функции инфраструктуры;

― основные звенья инфраструктуры и механизм их функционирования.

Студент должен уметь:

― различать виды рынков;

― понимать механизмы функционирования звеньев инфраструктуры.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Что такое рынок, как форма организации товарного производства?

2. Какие функции выполняет рынок?

3. Каковы основные черты развитого рынка? Виды рынков.

4. Какие модели рыночной экономики вы знаете?

5. В чем различие моделей рыночной экономики?

6. Сущность и функции инфраструктуры.

7. Объекты и субъекты рыночных отношений.

8. Каковы механизмы функционирования звеньев инфраструктуры?

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

РЫНОК

Рынок — это институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуг.

Характеристику рынка как совокупность или арену актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру.

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:

а) тесная связь между ее элементами;

б) определенная устойчивость этих связей;

в) целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Существуют многообразные критерии для характеристики структуры и системы рынка:

По объектам:

― рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

― рынок рабочей силы;

― рынок средств производства (капитал);

― рынок ценных бумаг, валюты;

― рынок научно-технических разработок, патентов;

― рынок информации;

― рынок средств обращения;

― рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);

― рынок лицензий и др.

Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли. Он включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения. Последние относятся к числу наиболее сомнительного и спорного использования сфер рыночных отношений, хотя масштабы платных услуг такого рода, реализуемых по договорным ценам, непрерывно расширяются.

Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда одни люди (зачастую обеспеченные) получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.

Рынок рабочей силы, в принципе, всегда существовал. Однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду (борьба с тунеядством) и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнения. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.

Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в которой объектом рыночных отношений являются капиталовложения.

Рынок ценных бумаг до недавнего времени был представлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.

Рынок денег и валюты практически официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному, свободному и акционному курсу.

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что несомненно должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок информационных продуктов — это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

Рынок лицензий — это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, предоставляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченной патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услугпо промышленной реализации передаваемой технологии.

По субъектам:

― рынок покупателей;

― рынок продавцов;

― рынок государственных учреждений;

― рынок промежуточных продавцов-посредников.

На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.

Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

В пространственном разрезевыделяют:

― местный (локальный) рынок;

― региональный рынок;

― внутренний рынок;

― внешний рынок;

― национальный рынок;

― мировой рынок.

По уровню насыщения:

― равновесный рынок;

― дефицитный рынок;

― избыточный рынок.

По степени зрелости:

― неразвитый рынок;

― развитый рынок;

― формирующийся рынок.

По соответствию действующему законодательству:

― легальный рынок;

― нелегальный рынок.

По отраслям:

― автомобильный рынок;

― компьютерный рынок и т.д.

По характеру продаж:

― оптовый рынок;

― розничный рынок.

С учетом ассортимента товаров:

― замкнутый рынок (товары только одного производителя);

― насыщенный рынок (множество аналогичных товаров многих производителей);

― рынок широкого ассортимента (несколько видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей);

― смешанный рынок (наличие разнообразных товаров, не связанных между собой).

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА

Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура — это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.

Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура — это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

― биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

― аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;

― кредитная система и коммерческие банки;

― эмиссионная система и эмиссионные банки;

― система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

― информационные технологии и средства деловой коммуникации;

― налоговая система и налоговая инспекция;

― система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

― специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

― торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

― таможенная система;

― профсоюзы работающих по найму;

― коммерческо-выставочные комплексы;

― система высшего и среднего экономического образования;

― аудиторские компании;

― консультативные (консалтинговые) компании;

― общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

― специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне; рождены самими рыночными отношениями.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

― облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

― повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

― организационное оформление рыночных отношений; облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка.

Консалтинговые компании. Здесь работают серьезные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По заказам предпринимателей они консультируют по экономическим и юридическим вопросам. Предпринимателям оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России и Узбекистана это новое и перспективное дело, поскольку у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.

Аудиторские компании. Аудит — это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). Аудиторская экспертиза — обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получения лицензий, организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок известных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.

Учебные заведения. Раньше в наших государствах ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них есть общий недостаток — крайне малый срок обучения. Зачастую в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет.

В советской экономической литературе к инфраструктуре относили основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредитов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационные службы. В этом случае имеет место расширительное толкование инфраструктуры рынка.

Инфраструктуру рынка можно представить в виде схемы (рисунок 3).

При каких условиях действует закон убывающей производительности? - student2.ru

Рисунок 3 ― Инфраструктура рынка

Попробуем построить простейшую модель функционирования рыночной экономики. Разберемся сначала с тем, кто является экономическими агентами. Это, конечно же, производители (фирмы) и потребители (домашние хозяйства). Однако хлопот у них сейчас заметно прибавится.

Заметим, что основой рыночной экономики является частная собственность вообще и частная собственность на ресурсы в частности. Труд принадлежит носителю труда, земля — землевладельцу, даже сами фирмы с их производственными мощностями в конечном счете принадлежат конкретным людям. Таким образом, каждое домашнее хозяйство оказывается собственником некоторых факторов производства: почти наверняка труда, а иногда и земли и капитала. Часть этих ресурсов потребляется в самих домашних хозяйствах. А что происходит с остальными? Они предлагаются домашними хозяйствами для продажи на рынке. Кто же является покупателем на этом рынке? Конечно, фирмы, которые предъявляют спрос на ресурсы, чтобы изготовить из них товары для продажи на другом рынке — на уже известном нам рынке товаров, где покупателями являются, в свою очередь, домашние хозяйства. Круг замыкается (рисунок 4.).

При каких условиях действует закон убывающей производительности? - student2.ru

Рисунок 4 ― Кругооборот денег и экономических благ в рыночной экономике.

Потребители продают принадлежащие им ресурсы, чтобы купить на рынке товары и удовлетворить свои потребности. Производители покупают ресурсы, чтобы продать произведенные товары и получить прибыль.

Наши рекомендации