Основные показатели, характеризующие валовой доход

Валовой доход – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определенный период времени. На предприятиях общественного питания валовой доход является финансовым результатом торгово-производственной деятельности, определяемым как превышение выручки от реализации продукции собственного производства, товаров над затратами по их приобретению за конкретный период времени.

Валовой доход представляет собой сложную экономическую категорию, которой раскрывается в единстве с другими стоимостными показателями, характеризующими хозяйственную деятельность предприятий торговли и общественного питания.

Валовой доход представляет собой часть стоимости товаров, продукции и услуг, созданной в торговле и общественном питании и используемой для возмещения издержек и образования прибыли. В составе валового дохода выделяется чистая продукция – это вновь созданная стоимость, состоящая из заработной платы, отчислений на социальные нужды (единый социальный налог), прибыли.

Валовой доход исчисляется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютным показателем валового дохода выступает его сумма, а относительным – процентное отношение суммы валового дохода к розничному товарообороту, в оптовой торговле – к объему оптового товарооборота с участием в расчетах, в общественном питании – к валовому товарообороту.

Валовой доход по своему составу неоднороден. На предприятиях оптовой и розничной торговли наибольший удельный вес в нем имеют доходы от реализации товаров, а на предприятиях общественного питания – еще и доходы от реализации продукции собственного производства. Для некоторых они являются единственным видом доходов. Валовые доходы от реализации услуг невелики, однако их косвенное влияние, проявляющееся в привлечении покупателей, значительно.

Валовой доход от реализации создается за счет торговых надбавок в оптовой и розничной торговле и наценок на продукцию собственного производства в общественном питании, являющихся особым структурным элементом цены товара (продукции) и отражающих долю предприятий в ее формировании. Чем богаче общество, тем выше требования к качеству торгового обслуживания, а соответственно выше доля торговых надбавок (наценок) в цене товара.

Торговая надбавка (наценка) является ценой услуг предприятий торговли и общественного питания по доведению товара до потребителя и его реализации. Ее основные цели состоят в возмещении текущих затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю и обеспечении рентабельности реализуемого товара. Достижение поставленных целей зависит от размера торговой надбавки (наценки), определяемого как внешними, так и внутренними границами ее формирования.

Внешние границы формирования торговой надбавки (наценки) обусловлены складывающейся конъюнктурой на потребительском рынке. Нижний предел формирования торговой надбавки зависит от цены оптового предложения производителей и оптовых посредников. Эти цены в определенной степени подвижны, так как в процессе совершения коммерческих сделок изменяются. Верхним пределом формирования торговой надбавки (наценки) являются цены спроса покупателей товара (продукции), которые в такой же степени меняются в зависимости от уровня торгового обслуживания, условий оплаты и других факторов.

Внутренние границы формирования возможного диапазона торговой надбавки (наценки) обусловлены ее структурой, характеризующейся двумя основными элементами.

Соотношение этих элементов в цене товара может варьироваться. Так, снижение уровня издержек может быть обеспечено за счет роста объема продажи товаров (продукции), изыскания резервов экономии.

Являясь составным элементом цены товара, торговые надбавки (наценки) выполняют ряд экономических функций, тесно связанных между собой:

1. измерительная, благодаря которой удается установить долю предприятий в цене реализуемого товара (продукции);

2. планово-учетная функция связана с измерительной, Определяя долю в цене товара (продукции), торговые надбавки (наценки) становятся инструментом учета валового дохода, полученного от реализации. Наряду с учетом торговые надбавки (наценки) используются в анализе и планировании валового дохода;

3. стимулирующая функция проявляется в повышении заинтересованности предприятий торговли и общественного питания в получении прибыли, обеспечивающей их устойчивое положение на рынке, расширение объема деятельности и развитие социальной сферы. Этим обеспечивается решение задач самоокупаемости и самофинансирования;

4. регулирующая функция выражается в том, что торговые надбавки (наценки) представляют собой механизм уравновешивания спроса и предложения товара на рынке. Их повышение или снижение вызывает ответную реакцию покупателя, характеризующуюся изменением спроса. Регулирующая функция проявляется также при государственном воздействии на формирование оптовых и розничных цен с помощью устанавливаемого им верхнего предела торговых надбавок (наценок).

Глава 2 Оценка и планирование использования доходов предприятия

2.1 Описание предприятия
Группа товаров Уровень ИО, % Рентабельность, % НДС, % Торговая наценка, %
1.Автомобиль марки «Skoda Octavia»
2.Автомобиль марки «Skoda Fabia»

Расчеты:

ТН1 = 12+8+18 = 38%

ТН2 = 10+6+18 = 34%

Анализ:

Уровень издержек обращения по дерьму составляет 12%. 8% рентабельности это нормальный уровень рентабельности для торговли. На такой товар как дерьмо ставка НДС составляет 18%. Таким образом, процент торговой наценки равен 38%.

Группа товаров Отпускная цена, млн. руб. Торговая наценка Розничная цена, млн.руб.
% млн.руб.
1.Автомобиль марки «Skoda Octavia» 1220,0 38,0 463,60 1683,60
2.Автомобиль марки «Skoda Fabia» 1373,20 34,0 707,40 2080,60
Всего 2593,20 45,16 1171,0 3764,20

Расчеты:

Показатель Пр. г. Тек. г. Тр, % Тп, % Отк. Пок. Тек. г. от Прош. Г., млн. руб.
1. Отпускная цена, млн.руб. 2458,01 2593,20 105,50 + 5,50 +135,19
2. Валовой доход от реализации, млн. руб. 1219,79 1171,00 96,0 -4,0 - 48,79
3.Уровень ВД, % 49,63 45,16 - - -
4. Выручка от реализации, млн. руб. 3677,80 3764,20 102,35 +2,35 + 86,4
Показатель Пр. г. Тек. г. Тр, % Тп, % Отк. Пок. Тек. г. от Прош. Г., млн. руб.
Всего внереализац. доходов, млн. руб., в т.ч.: 732,80 782,99 106,85 +6,85 +50,19
Доходы по 319,47 334,13 104,59 +4,59 +14,66
Доходы по 356,77 385,45 108,04 +8,04 +28,68
Прочие 56,55 63,41 112,13 +12,13 +6,86
Показатель Текущий год Планируемый год Прирост,+\-
% Сумма, млн. руб.
1. Всего доходов от реализации, в т.ч.: 3764,20 3955,93 +5,09 +191,73
1.1 1683,60 1775,38 +5,45 +91,78
1.2 2080,60 2180,55 +4,80 +99,95
2. Всего внереализацион. доходов, в т.ч.: 782,99 906,01 +15,71 +123,02
2.1 Дох. от 334,13 390,56 +16,88 +56,43
2.2 Доходы от 385,45 435,78 +13,05 +50,33
2.3 Прочие 63,41 79,67 +25,64 +16,26

Наши рекомендации