Организация ремонта оборудования и сетей в электроэнергетических системах

Важное значение при эксплуатации ЭЭС имеет своевременное проведение ремонта.
Виды ремонта.
Капитальный ремонт проводят для восстановления работоспособности оборудования при замене большого числа его узлов. Его периодичность нормируется и планируются заблаговременно.
Текущий ремонт требует меньшего времени и связан с устранением текущих дефектов.
Средний ремонт — нечто промежуточное между капитальным и текущим ремонтами. Здесь помимо устранения дефектов проводится восстановление наиболее важной части узлов.
Аварийный ремонт предназначен для устранения внезапно возникших и вызвавших потерю работоспособности повреждений.
Вывод и ремонт оборудования ЭЭС в определенной мере снижает надежность ее работы и, следовательно, является ответственным делом. За это отвечают органы оперативного управления предприятий; диспетчерские и режимные службы сетевых предприятий, ЭС, ОДУ и ЦДУ ЕЭС СССР в соответствии с оперативной принадлежностью. Подготовительная работа к ремонтам проводится очень тщательно.
Этапы планирования ремонтов. Планирование ремонтов оборудования ЭЭС проходит четыре этапа.
Первым этапом является составление плана ремонтов оборудования на следующий год (см. § 1.3), в котором указывается начало и конец работ.
Второй этап — это составление плана ремонта оборудования на следующий месяц. Возможности вывода в ремонт оборудования на этом этапе анализируются более подробно, так как прогноз нагрузок и гидрологической обстановки на будущий месяц производится с большей точностью.
Третий этап — это заявка на ремонт, оформляющаяся предприятием, эксплуатирующим оборудование, и поступающая по иерархии оперативной принадлежности. Эта заявка тщательно рассматривается. При необходимости производится расчет режима ЭЭС с учетом выводимого в ремонт элемента. Просматриваются возможные аварийные ситуации, которые могут возникнуть при ремонте; оцениваются дополнительные издержки, возникающие в связи с ним, и на этой основе принимается решение о конкретных сроках проведения работ. В этом случае заявка является основанием для направления ремонтного персонала, транспорта, подъемных и специализированных механизмов в соответствии с графиком работ. Обычно заявки на ремонт оформляются в виде карточек, имеющих различную форму на разных оперативных уровнях. В них целесообразно указать время прибытия специальных механизмов, узких специалистов на предприятия и т. д.
Четвертым этапом является разрешение заявки. При этом элемент системы выводится в ремонт, а следовательно, и из ведения оперативного персонала (на время ремонта, которое при необходимости можно изменять). Однако ответственный оперативный персонал дополнительно оценивает и контролирует ситуацию.
Карточки заявок в зависимости от их движения хранятся в различных разделах. Вначале они находятся в разделе «поступивших» заявок, затем «рассматриваемых», а после этого в разделе «разрешенных» (не разрешенные удаляются), где имеются два подразделения: капитальные (более длительные) и остальные ремонта.
Ремонтные графики должны быть наглядными, что обеспечивается графическими таблицами (рис. 10.20). Это необходимо для выявления недопустимых совмещений выводимого из работы оборудования. Подобные таблицы используются для рассмотрения месячных графиков ремонтов. Аналогичные таблицы используются для поступивших, рассматриваемых и отдельно для разрешенных заявок. Для этого применяются и различные дисплейные форматы на ЭВМ. Столь тщательно регламентируемый порядок прохождения заявок на ремонт должен служить гарантией от ошибок при их рассмотрении.
Влияние ремонта на надежность ЭЭС. Между элементами, образующими ЭЭС, существуют тесные взаимосвязи. При выводе из работы большого числа ее элементов существенно изменяется надежность работы системы, оказывая влияние на изменение вероятности возникновения лавинных аварийных процессов. Из-за ремонтов меняются пределы передаваемой мощности, вводятся в работу различные устройства противоаварийного управления и т. д. Поэтому ремонт наиболее ответственных ЛЭП производят под напряжением, не прерывая их работы .
В связи с непредвиденными обстоятельствами обстановка в ЭЭС может неожиданно измениться. В ряде случаев это связано с необходимостью срочного прекращения ремонта и включения элемента в работу. Для этой цели в заявке указывается время возможного ввода ремонтируемого элемента в работу для различных этапов ремонта. Оно называется временем восстановления.
Возможность вывода элемента в ремонт тщательно рассматривается, причем анализируется длительность ремонта, допустимая по условиям работы ЭЭС. При необходимости изменения длительности ремонта пересматривается технология работы и состав ремонтных бригад.
В процессе ремонтной кампании поступает много заявок на ремонт оборудования. При их рассмотрении необходимо иметь в виду, что ремонты элементов системы могут оказаться взаимосвязанными.
Типы взаимосвязей ремонтов. Ремонты бывают связанные и несовместимые.
В случае связанных ремонтов одна работа может производиться лишь одновременно со второй работой. Так, например, ремонт ЛЭП в сильно загруженном сечении сети может быть произведен при одновременном ремонте генерирующей мощности на электростанции, расположенной на передающей стороне электропередачи.
Чаще приходится встречаться с несовместимыми ремонтами. В этом случае, например электрической линии, соответствуют другие элементы, которые не могут быть выведены из работы одновременно, так как они несовместимы.
Различные работы относятся к следующим типам несовместимости:
безусловная несовместимость;
совместимость со значительным риском;
— совместимость со снижением качества электроснабжения.
Некоторые элементы вывести из работы можно не всегда, а, например, лишь летом или в выходные дни.
Иногда разрешению заявки на ремонт оборудования должны предшествовать мероприятия, компенсирующие снижение надежности. В ряде случаев ремонт сопровождается нарушением связи, необходимостью перевода питания потребителей на сеть другого напряжения и т. д.
Судить о несовместимости ремонтов только по нормальному режиму ЭЭС нельзя. Для этого необходимо сопоставить условия возникновения лавинных аварийных процессов при наличии данного элемента и при его выводе в ремонт. Учитывая трудоемкость подобного анализа, его результаты целесообразно сохранить для использования в дальнейшем. Правда, ситуация в ЭЭС во времени изменяется, однако оценка отклонения наступившей ситуации от предыдущей значительно менее трудоемка, чем полностью выполняемый анализ.
Из опыта работы следует, что одни и те же анализы режимов проводятся многократно. Однажды установленные взаимосвязи, сохраняющиеся в течение достаточно длительного времени, целесообразно вводить в память ЭВМ в качестве экспертных систем и в дальнейшем дополнять новой информацией; устаревшие взаимосвязи следует исключать из памяти. Для этого на каждый выводимый из работы элемент составляется перечень, в котором указываются номинальные мощности, допустимые аварийные перегрузки, данные измерительных трансформаторов, защиты и автоматики, а также операции, которые должны предприниматься в ЭЭС при выводе из работы данного элемента и работы, несовместимые с его выводом в ремонт.
Целесообразно также зафиксировать увеличение потерь энергии, возникающее в ЭЭС в связи с проведением ремонта. Учитывая, что потери существенно возрастают при выводе из работы сильно загруженных ЛЭП, величина дополнительных потерь в ряде случаев является косвенным признаком увеличения ненадежности. Существенное увеличение издержек за счет ухудшения режима может служить основанием либо для интенсификации ремонта с привлечением большего числа механизмов и персонала, либо для проведения ремонта в сроки, включающие дни, когда потоки мощности снижаются.
При большом числе одновременно действующих заявок бывает необходимо иметь возможность выявления отсутствия заявок по признаку несовместимости, для чего можно использовать поисковые массивы на ЭВМ.

Наши рекомендации