Анализ безубыточности решений в ценообразовании

В рыночной экономике издержки не являются исходным моментом определения цен, но существенно влияют на цены, которые устанавливает производитель. Предприятие, имеющее невысокие издержки, может назначить более низкие цены и продать большие объемы товара, получая значительную прибыль за счет увеличения объемов продаж чувствительным к ценам покупателям. Предприятие, имеющее высокие издержки, должно ориентироваться на покупателей, готовых заплатить за приобретение товара высокую цену.

Постоянными издержками называют издержки на создание условий для осуществления целевой деятельности, их величина остается неизменной в краткосрочном периоде, в результате удельные переменные издержки зависят от объемов производства:

– чем меньше объемы производства, тем больше величина постоянных затрат, включаемых в цену каждой единицы продукции.

Переменные затраты – это затраты на целевую деятельность. Производство каждой единицы продукции требует определенной величины переменных затрат. Условно можно считать, что величина удельных переменных затрат постоянна, а суммарная величина переменных затрат за период увеличивается с ростом масштабов производства.

Бухгалтерская модель безубыточности является упрощенным описание зависимости затрат, выручки и прибыли от объемов производства продукции.

Допущения, принятые при анализе безубыточности производства:

1) изменяется только количество продукции, все другие переменные остаются постоянными (производительность труда, стоимость единицы сырья, ставки заработной платы, цена товара);

2) предприятие реализует одно изделие или ограниченную номенклатуру с фиксированной долей каждого изделия. В принципе точку безубыточности можно рассчитать и для многономенклатурного производства, но как только изменится доля изделий в общем выпуске, так изменятся и выводы о безубыточности;

3) совокупные издержки и выручка линейно зависят от объемов производства.

Анализируется только приемлемый диапазон объемов производства, в рамках которого не изменяются полупостоянные затраты.

Издержки можно точно разделить на постоянные и переменные.

Обозначим:

b – удельные переменные издержки;

р – цена товара;

g – объем производства;

N – прибыль;

а – совокупные постоянные издержки за период.

Тогда прибыль равна разнице между выручкой и затратами:

Анализ безубыточности решений в ценообразовании - student2.ru , (7)

Точка безубыточности (g0) – это минимальное количество продукции, при продаже которого выручка полностью покрывает за­траты.

Возможны следующие соотношения фактического (прогнозного) объема продаж и точки безубыточности.

Фактический или прогнозный объем продаж равен безубы­точному – предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков, но полно­стью покрывает затраты:

gф=g0, N=0

Анализ безубыточности решений в ценообразовании - student2.ru , (8)

Фактический или прогнозный объем продукции меньше точки безубыточности – предприятие будет получать убытки:

gф<g0, N<0.

Причины могут быть внутренние (недостаток производствен­на мощностей) или внешние (недостаточный спрос).

Фактический объем продаж больше точки безубыточности – предприятие будет получать прибыль:

gф>g0, N>0.

Количество продукции (g), которое необходимо реализовать для получения целевой прибыли, можно определить по формуле

Анализ безубыточности решений в ценообразовании - student2.ru , (9)

При производстве нескольких изделий одной товарной груп­пы расчет точки безубыточности и объема продаж, необходимого для получения целевой прибыли, несколько усложняется:

Анализ безубыточности решений в ценообразовании - student2.ru , (10)

где bi – удельные переменные издержки по i-му товару;

pi – цена i -го товара;

di – доля i -го товара в товарообороте.

Анализ безубыточности решений в ценообразовании - student2.ru , (11)

Обычно бухгалтерская модель безубыточности строится для анализа результатов производства одного изделия или ограниченной номенклатуры изделий. Если предприятие производит достаточно широкий ассортимент продукции, мы не можем воспользоваться предыдущей формулой, так как будет бессмысленно считать в натуральном выражении объем продаж разнородных товаров. Точку безубыточности можно определить, разделив постоянные затраты на удельную величину покрытия, которую можно определить, отняв от единицы долю переменных затрат в объеме реализации.

Задачи

1. Вы продаете линолеум по цене 150 руб. за 1 м'2. Удельные переменные затраты составили 100 руб./мес., постоянные – 300 000 руб./мес.

Сколько линолеума нужно продать по сложившейся рыночной цене, чтобы покрыть все затраты.

Сколько линолеума нужно продать по сложившейся рыночной цене, чтобы покрыть все затраты и получить прибыль в размере 150 000 руб./мес.

2. Предприятие продает яблоки двух сортов. Цена 1 кг яблок одного сорта 50 руб., переменные затраты – 36 руб., доля яблок одного сорта в товарообороте – 40%. Цена 1 кг яблок другого сорта – 35 руб., переменные затраты – 18 руб., доля яблок данного сорта в товарообороте – 60%. Постоянные затраты 20 000 руб., целевая прибыль 300 000 pyб.

Рассчитать точку безубыточности и объем продаж для получения целевой прибыли.

4) Предприятие торгует хлебобулочными изделиями. Товарооборот составил 125 000 руб. в месяц, переменные затраты составили 82 000 руб./мес., постоянные затраты -27 000 руб./мес. Рассчитать точку безубыточности.

5) Предприятие выходит на рынок с новым товаром. Удель­ные переменные затраты составляют 300 руб., постоянные затраты – 600 000 руб., цена товара – 900 руб. Объемы продаж в январе составят 500 изделий, каждый последую­щий месяц ожидается увеличение объемов продаж в 2 раза.

Определить, когда предприятие достигнет точки безубыточности; когда оно может ожидать получения целевой прибыли в размере 600 000 руб. в месяц.

6) Предприятие выпускает изделие, изготавливая все комплектующие собственными силами. Собственные затраты на изготовление комплектующего А представлены ниже:

Таблица 7

Данные для расчетов

Статьи затрат Сумма, руб.
Прямые затраты на материалы
Прямые затраты на оплату труда
Переменные цеховые расходы
Постоянные расходы
Итого себестоимость  

Предприятие получило предложение закупать комплектующее А по цене 500 руб. Исходя только из затратных критериев оцените, что предпочтительнее: покупать комплектующее А или изготавливать собственными силами.

7) Фирма производит только один товар. Основные показатели базового периода представлены ниже.

Таблица 8

Данные для расчетов

Показатель Значение, руб.
Цена реализации единицы продукции
Переменные издержки на единицу продукции
Совокупные постоянные издержки 215 000
Прибыль 300 000

Уровень прибыли считается неприемлемым, поэтому есть альтернативные предложения:

– снизить цену реализации на 10%;

– повысить цену реализации на 8%.

Рассчитайте годовую прибыль по каждому предложению, если коэффициент эластичности спроса по цене данного товара равен – 2. Обратите внимание на то, что каждое предложение является независимым.

7. Предприятие выходит на рынок с новым товаром. Удель­ные переменные затраты составляют 500 руб., постоянные затраты – 700 000 руб., цена товара – 1200 руб. Объемы продаж в январе составят 300 изделий, в феврале – 500 изделий, в марте – 1000 изделий, в апреле – 1300. Определите по графику безубыточности, когда предприятие достигнет точки безубыточности. Когда предприятие может ожидать получения целевой прибыли в размере 600 000 руб./мес.?

Тесты

1. Какие из приведенных ниже затрат можно отнести к постоянным, а какие к переменным; при делении каких затрат на постоянные и переменные могут возникнуть затруднения на практике:

а) расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

о) расходы на оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями;

в) расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров;

г) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности;

д) расходы на отопление зданий;

е) заработная плата, начисленная по сдельным расценкам или в процентах от выручки;

ж) представительские расходы;

з) на приобретение материалов для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);

и) на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели;

к) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе;

л) расходы на канцелярские товары;

м) расходы на командировки;

н) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков;

о) расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг);

п) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках?

Наши рекомендации