Тема 5. Особенности феодального хозяйства Японии и его разложение

В период феодализма в Японии верховным собственником ими считался император (тенно или микадо), а также его вассалы — князья (дайме). Япония делилась на феодальные княжества, причем каждое княжество было самостоятельным государством — имело свое войско, собирало пошлины на границах. Таким образом, в Японии была феодальная раздроб­ленность.

Император лишь номинально считался главой Японии. Реальная власть была сосредоточена в руках сегуна — военного правителя или главнокомандующего. В XVII в. должность сегуна захватили князья из рода Токугава, и поэтому период истории с XVII в. до буржуазной революции принято называть триодом сегуната Токутава.

Верхушку японского общества составляли самураи— во­еннослужащие. Следует подчеркнуть, что в Японии, кроме самураев, к военной службе никто не допускался; представи­телям других сословий под страхом смерти запрещалось брать и руки оружие.

Европейские феодалы были военным сословием. Но саму­раи не были помещиками, не имели земельных владений с крестьянами. За службу они получали "рисовый паек" — нату­ральную плату рисом. Этот рис государство получало от крестьян в форме военного налога, т. е. налога на содержание са­мурайской армии. Если исходить из того, что в Японии все-таки был феодализм, этот налог можно рассматривать как "централизованную" ренту, поскольку за счет его и существовало правящее сословие. По закону, в качестве налога крестьяне должны были отдавать 40% урожая, но практически у них обиралось до 50—70% урожая.

Поскольку не было помещиков, то не было и барщины. Но была государственная трудовая повинность, общественные работы, свойственные азиатскому способу производства: крестьяне строили каналы, дороги, привозили различные грузы и т. Население Японии делилось четыре сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и купцы. Переход из одного сословия в другое был категорически запрещен законом, закнутость сословий, характерная феодализма вообще, здесь была ведена до такой степени, что закон диктовал быт каждого сословия вплоть до одежды и пищи. Например, крестьянам запрещалось есть рис, а носить они могли только одежду из хлопка и льна. Шелковую одежду ли носить только самураи. Перед самураями все остальные были бесправны. Самурай, по закону, мог убить простолюдина только для того, чтобы "испытать новое оружие".

При этом сословия ремесленников и купцов занимали официально более низкое положение, чем крестьяне. Торговля ремесло считались занятиями унизительными. Естественная торговля и ремесло в связи с этим развивались медленно, и даже население городов состояло преимущественно из самураев. Так, в начале XVIII в. самураи составляли 3/4 горожан, а ремесленники и купцы — только 1/4.

Натуральность хозяйства, характерная для европейское феодализма, здесь закреплялась тем, что и налоги и жалованье самураям были натуральными. И во внутреннем рыт Японии широко практиковался натуральный обмен, причем качестве мерила стоимости тоже использовался рис.

Разложение феодализма началось с конца XVII в. Оно проявлялось в разрушении сословной структуры и развитии ростовщичества. В Японии другие сферы предпринимательства давали слишком мало возможностей. Развитию внутренней торговли препятствовала крайняя узость внутреннего рынка, внешняя была и вообще запрещена. А слабость торговли, отсутствие рынка тормозили развитие промышленности.

Ростовщичество в этих условиях получило гипертрофированно уродливое развитие. Прежде всего в кабалу к ростовщикам попадали крестьяне, которые закладывали в обеспечение долга земельные участки. Что было незаконно, потому что земля была собственностью крестьян. Когда крестьянин не мог вер­нуть долг с процентами, ростовщик, опять-таки в обход зако­на, становился владельцем его земли. Крестьянин продолжал нести на этой земле хозяйство, платить налог государству, но теперь он должен был платить арендную плату владельцу зем­ли. Этих незаконных землевладельцев называли дзинуси. К се­редине XIX в. во владение дзинуси перешла 1/3 обрабатыва­емой земли, а третчасть крестьян оказалась в положении кабальных арендаторов.

Но в кабалу к ростовщикам попадали и самураи. Причи­ной этого была натуральная форма их жалованья: для удов­летворения своих потребностей самураю нужны были деньги, а не только рис. Деньги можно было получить у ростовщиков. В XVIII в. появилась специальная гильдия ростовщиков, кото­рые занимались скупкой у самураев их квитанций на рисовые пайки. По некоторым подсчетам, к середине XIX в. в руках ростовщиков оказалось уже 7/8 национального богатства Японии.

Конечно, при этом самое низшее сословие (а ростовщики относились к сословию купцов) фактически уже не занимало низшей ступеньки социальной лестницы. Пользуясь кабальной зависимостью феодалов, они нередко заставляли тех «усыновлять» себя и через усыновление сразу переходили в высшее сословие. Обедневшие воины были рады вступить в купеческую семью путем брака или усыновления.

С другой стороны, часть самураев потеряла службу и сословное положение. Поскольку самураи жили лучше других сословий, их доля в общей численности населения возрастала, всем уже не хватало места на службе, и часть самураев оказалась без работы. Такие "безработные" самураи (ронины) не получали рисового пайка, а жили в городах, занимаясь ремеслом и тор­говлей, что законом категорически запрещалось.

Проникновению капиталис­тических отношений в страну препятствовала политика на­сильственной изоляции Японии от остального мира, которую сегуны проводили с XVII в. Через проведение такой политики сегунат пытался предотвратить потерю политической независимости страны. Кромсе того, правительство было обеспокоено быстрым распространением христианства в Японии. Проповедь равенства всех перед Богом входила в противоречие с конфуциансткой моралью строгой подчненности и почитания старших, что грозило дестабилизацией в обществе.

Политика «закрытия Японии» заключалась в том, что японцам запреща­лось посещать другие страны и даже строить суда, пригодные для морских путешествий. Иностранные суда в японские гава­ни не допускались. Исключение было сделано лишь для куп­цов Голландии и Китая, но ограниченное: в одну из гаваней Японии в течение года разрешалось прибытие двух голландс­ких судов и нескольких китайских, причем торговать и даже контактировать иностранцы могли не с населением, а только с государственными чиновниками.

Изоляция действительно тормозила проникновение в Японию капиталистических порядков, но тем самым она тормозила и экономическое развитие Японии. Результатом стал хозяйственный застой Японии с конца XVII в. до революции 1868 г. Более полутора веков посевная площадь, годовое производство риса и даже численность населения оставались одном уровне.

Правда, в это время все же рождалось и делало первые шаги мануфактурное производство. Мануфактуры здесь возникали двумя путями.

В условиях натурального хозяйства крестьяне были вынуждены готовить ремесленные изделия у себя дома. Со временем появлялся скупщик и рождалась рассеянная мануфактура, в основном по производству шелковых и хлопчатобумажных тканей. Некоторые князья организовывали фарфоровые металлургические мануфактуры. известно, что на таких мануфактурах работали в качестве рабочих даже самураи.

Наши рекомендации