Глава 2. подтверждение соответствия

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ИЗДЕЛИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Москва 2011

УДК 677.017

глава 2. подтверждение соответствия - student2.ru Д 13

Давыдов А.Ф., Шустов Ю.С., Курденкова А.В.

Техническое регулирование в области подтверждения соответствия изделий текстильной промышленности: монография. – М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2011. – 184 с.

В работе приведены особенности технического регулирования в области подтверждения соответствия продукции текстильной промышленности. Приведена структура технических регламентов. Дано описание проведения добровольного и обязательного подтверждения соответствия. Представлен порядок проведения сертификации и перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Монография предназначена для научных, инженерно-технических работников, аспирантов и студентов текстильных вузов.

Рецензенты:

Кирсанова Е.А., д.т.н., проф., зав. кафедрой материаловедения Московского государственного университета дизайна и технологии

Горшкова С.С., к.т.н., доцент кафедры текстильного материаловедения Московского государственного текстильного университета имени А.Н. Косыгина

ISBN 578-5-8196-0192-1 © Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина», 2011
© Давыдов А.Ф., Шустов Ю.С., Курденкова А.В., 2011
  © Обложка. Дизайн. Кобузова Н.В., 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..  
Глава 1. Техническое регулирование……………………………………...  
Глава 2. Подтверждение соответствия .......................................................  
2.1. Цели и принципы подтверждения соответствия…………………..  
2.2. Добровольное подтверждение соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров ………………….      
2.3. Обязательное подтверждение соответствия требованиям технических регламентов ……………………………………………...    
2.3.1. Декларирование соответствия требованиям технических регламентов ………………………………………………….    
2.3.2. Схемы декларирования соответствия требованиям технических регламентов (Р 50.1.044-2003)………………………….    
2.3.3.Порядок проведения декларирования на соответствие требованиям технических регламентов …………………………    
2.3.4. Заявление о регистрации декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов ………...........    
2.3.5.Регистрация декларации о соответствии требованиям технических регламентов………..……………………………............    
2.3.6.Отмена действия декларации на соответствие требованиям технических регламентов…………………………………......    
2.4. Обязательная сертификация при подтверждении соответствия требованиям технических регламентов…..…………………..…    
2.4.1. Цели и принципы обязательной сертификации……………...  
2.4.2. Схемы сертификации при проведении подтверждения соответствия требованиям технических регламентов……………    
2.4.3. Оформление сертификата соответствия требованиям технических регламентов…………………………………………….    
2.4.4. Применение знака обращения на рынке требованиям технических регламентов…………………………..…………………    
2.5. Технические регламенты…………………………………………....  
2.5.1. Технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты»………………………………………………....    
2.5.2. Технический регламент « Требования к безопасности продукции легкой промышленности»……………..………………    
2.5.3. Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков……………….…………....    
Глава 3. Порядок проведения сертификации на соответствие требованиям национальных стандартов и сводов правил……………..    
3.1. Подача заявки на сертификацию…………………………………...  
3.2. Принятие решения по заявке………………………………………..  
3.3. Отбор, идентификация образцов и их испытания ……………......  
3.4. Оценка производства………………………………………………..  
3.5. Порядок выдачи сертификата соответствия………………………  
3.6. Применение знака соответствия требованиям национальных стандартов и сводов правил (при обязательной и добровольной сертификации)………………………………………………………      
3.7. Порядок контроля за сертифицированной продукцией..................  
3.8. Схемы сертификации при подтверждении соответствия требованиям национальных стандартов и сводов правил………..    
3.9. Применение схем сертификации при подтверждении соответствия требованиям национальных стандартов и сводов правил………………………………………………………………..      
3.10. Использование дополнительной информации в схемах сертификации……………………………………………………….    
Глава 4. Особенности сертификации продукции текстильной промышленности…………………………………………………….………………    
4.1. Порядок проведения сертификации ………………………………  
4.2. Подача заявки………………………………………………………..  
4.3. Оформление заявки…………………………………………………  
4.4. Принятие решения по заявке………………………………………..  
4.5. Форма сертификата соответствия…………………………………..  
4.6. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией….  
4.7. Приостановление или отмена действия сертификата……………..  
4.8. Хранение и учет бланков, копий сертификатов соответствия и других документов по сертификации……………………………………...    
Глава 5. Порядок принятия декларации при подтверждении соответствия требованиям национальных стандартов и сводов правил…….........    
5.1. Нормативные документы……………………………………………  
5.2. Порядок проведения процедуры принятия декларации…………..  
5.3. Основания для принятия декларации………………………………  
Глава 6. Проведение процедуры сертификации тканей …………………  
6.1. Нормативные документы……………………………………….......  
6.2. Порядок проведения процедуры сертификации…………………..  
6.3. Делопроизводство……………………………………………….......  
Глава 7. Проведение процедуры сертификации постельного белья…….  
7.1. Нормативные документы……………………………………………  
7.2. Порядок проведения процедуры сертификации…………………..  
7.3. Делопроизводство……………………………………………...........  
Глава 8. Проведение процедуры сертификации трикотажных полотен...  
  8.1. Нормативные документы…………………………………………...
  8.2. Порядок проведения процедуры сертификации…………………..
  8.3. Делопроизводство…………………………………………………...
Литература…………………………………………………………………..  
Приложения…………………………………………………………………  
1. Перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации), с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования….      
2. Перечень товаров, подлежащих государственной регистрации………  
3. Сертификат соответствия и порядок его заполнения………………….  
4. Перечень документов для проведения процедуры сертификации для подтверждения соответствия требованиям национальных стандартов и сводов правил…………………………………………….………………….      
5. Перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме принятия декларации о соответствии), с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования…………………………………..………………………………….    
6. Форма заявки – декларации на соответствия требованиям национальных стандартов и сводов правил ……………………………………    
         


Введение

Через деятельность государства в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия проявляется его регулирующая роль на рынке. Под регулированием понимаются действия государства, организующие с помощью установленных норм и правил поведение на рынке хозяйствующих субъектов.

На современном этапе изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, выйти на рынок и победить в конкурентной борьбе, заинтересованы в выполнении:

- обязательных требований к качеству продукции, устанавливаемых в техническом законадательстве;

- рекомендуемых требований стандартов к качеству продукции;

- подтверждения соответствия обязательным и рекомендуемым требованиям к безопасности и качеству продукции и системам качества организации через сертификаты и декларации соответствия.

Техническое законадательство, стандарты, сертификаты (декларации) соответствия являются результатом деятельности, именуемой техническим регулированием. Иначе говоря, техническое регулирование – это правовое регулирование в трех областях: техническое законадательство, стандартизация, оценка соответствия.

Товар отвечает требованиям рынка в том случае, если он способен преодолевать на своем пути различного рода барьеры, и, прежде всего тарифные (таможенные пошлины, квоты) и технические (нетарифные).

Под техническим барьером понимаются различия в требованиях международных и национальных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

Одним из основных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение национального законадательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями пакета соглашений.

В настоящее время по правилам ВТО осуществляется примерно 95% всей мировой торговли.

ВТО является приемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и начала свою деятельность с 1 января 1995 года. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Необходимо указать три основные цели ВТО:

1. Основная задача – содействие беспрепятственной международной торговле, недопущение при этом злоупотреблений и отрицательных последствий. Это означает, что отдельные предприниматели, предприятия, ведомственные организации должны быть хорошо знакомы с нормами международной торговли и уверены в том, что эти нормы не изменятся резко и без предупреждения. Иными словами, правила должны быть совершенно ясными, а их применение последовательным.

2. Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются сообществом стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают значительные дебаты и споры. В связи с этим одна из основных функций ВТО заключается в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах.

3. Третьим важным аспектом работы ВТО является урегулирование споров. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разные цели. Соглашения и контакты, включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО, часто нуждаются в последующем толковании. Лучше всего решать спорные вопросы в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающем сторонам равные права и возможности. Именно с этой целью в тексты соглашений ВТО включен пункт о правилах урегулирования споров.

Структура ВТО с точки зрения ее правовой организации очень сложна. Заключительный пакет договоренностей содержит документы, различные по своей правовой и экономической значимости: от договоренностей, имеющих скорее технический характер, регулирующих частные вопросы, до самых сложных многоплановых документов, которые могут стать правовой основой мировой торговли товарами и услугами ближайщих десятилетий.

По мнению специалистов, Россия вступит в ВТО в течение ближайших двух лет. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения.

Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

- получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законадательной системы в соответсвии с нормами ВТО;

- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности в банковской сфере;

- создание условий для повышения качества конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров и инвестиций на российский рынок;

- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Следует также отметить, что присоединение к ВТО принесет и много трудностей, имеется серьезный риск для ряда отраслей промышленности, в том числе и текстильной. Но, несмотря на трудности, вопрос о вступлении в ВТО является приоритетным направлением в политике нашей страны и поэтому он потребует значительных перемен, в том числе и в области технического регулирования.

ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Основная цель технического регулирования - обеспечение безопасности продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, реализации и других аспектов. Но, решая задачу обеспечения безопасности, техническое регулирование оказывает существенное воздействие на структуру рынка, сравнительную конкурентоспособностъ отдельных предприятий и отраслей, международную торговлю. Более того, техническое регулирование может сознательно использоваться для создания технических барьеров в торговле, т.е. как инструмент, ограничивающий доступ на рынок и, следовательно, конкуренцию.

Под техническим регулированием следует понимать установление технических требований к продуции и процессам производства, эксплуатации, реализации и другим, а также оценку соответствия установленным техническим требованиям. К основным инструментам технического регулирования относятся:

- обязательные технические требования к продукции и процессам в соответствии с Соглашением о технических барьерах в торговле (ТБТ ВТО) содержатся в технических регламентах;

- добровольные требования, устанавливаемые стандартами (международными, региональными, национальными, стандартами организаций). В отличие от технических регламентов соблюдение стандартов не является обязательным. Стандарт как документ для добровольного использования определен в ТБТ ВТО и в законе «О техническом регулировании». Однако на переходный период (до принятия необходимых технических регламентов) национальные стандарты, равно как иные нормативные документы, принятые федеральными органами исполнительной власти, в России являются обязательными для исполнения в части, касающейся требований по безопасности;

- оценка соответствия, под которой понимают прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. Оценка соответствия включает в себя такие инструменты, как подтверждение соответствия (которое, в свою очередь, может осуществляться в формах сертификации и декларирования соответствия), регистрация, аккредитация, приемка и ввод в эксплуатацию, государственный контроль (надзор).

Техническое регулирование может оказывать серьезное воздействие на структуру, прежде всего, на барьеры входа на рынок. Такие ограничения обеспечиваются как содержанием технических требований, так и инструментами оценки соответствия, прежде всего, связанными с допуском на рынок. Отметим, что в соответствии с ТБТ ВТО технические требования не должны вводится ни с какими иными целями, кроме обеспечения безопасности. Однако на практике в качестве оградительной меры технические барьеры могут быть не менее эффективными, чем таможенно-тарифные ограничения.

Анализ зарубежного опыта в области технического регулирования показал, что наиболее представительным является европейский опыт, базирующийся на принципах нового и глобального подхода [1].

Система технического регулирования, принятая в странах ЕС, сегодня рассматривается как эффективная модель для международного сотрудничества и обеспечения результатов оценки соответствия, поскольку изначально создавалась для формирования единого экономического пространства.

Гармонизация подходов в сфере технического регулирования создаст благоприятные условия для свободного обращения товаров на соответствующих рынках, для взаимного признания результатов подтверждения соответствия, проведенных в России и в странах - членах ЕС. Это позволит снять имеющиеся в настоящее время торговые барьеры, сократит расходы на подтверждение соответствия поставляемых товаров, будет способствовать экспорту отечественных товаров. Принципы современной модели технического регулирования сформированы в рамках реализации нового подхода к технической гармонизации и стандартам, принятого в ЕС и глобального подхода к оценке соответствия. Они направлены на создание условий свободного перемещения товаров на всем пространстве ЕС при обеспечении необходимого уровня их безопасности.

Основные принципы нового подхода сводятся к следующему:

-в директивах на продукцию задаются обязательные для выполнения общие (существенные) требования безопасности;

-задача установления конкретных характеристик возлагается на европейские стандарты, добровольные для применения и разрабатываемые в установленном порядке такими организациями, как СЕН, СЕНЭЛЕК, ЕТСИ;

-продукция, выпущенная в соответствии с гармонизированными (с директивой ЕС) европейскими стандартами, рассматривается как соответствующая общим (существенным) требованиям директивы (принцип презумпции соответствия);

-если изготовитель продукции не желает воспользоваться гармонизированным стандартом или такого стандарта нет, то он должен доказать соответствие продукции общим (существенным) требованиям директивы, как правило, с помощью третьей стороны;

-перечень гармонизированных с Директивой европейских стандартов публикуется в официальном издании (журнале) совета ЕС;

-продукция может поступать на рынок ЕС только после процедуры оценки соответствия;

-надзор за рынком обеспечивают государственные органы.

Глобальный подход по существу определяет основы процедур и условий обязательного подтверждения соответствия. Используются следующие принципы:

– процедуры состоят из модулей, относящихся либо к проектированию, либо к производству, либо к тому и другому;

– используется несколько процедур оценки соответствия, которые являются полноценными с точки зрения результатов;

– выбор процедуры оценки из числа установленных в директиве предоставляется изготовителю;

– результат оценки, предусматривающий контроль непосредственно продукции или производственного процесса (системы качества), рассматривается как равноценный;

– процедуры оценки соответствия в зависимости от требований директивы осуществляют изготовитель и нотифицированный орган, уполномоченный на проведение работ по конкретной директиве органами власти государства - члена ЕС;

– уполномоченный орган должен быть третьей стороной и соответствовать ЕС серии 45000;

– результатом оценки соответствия является декларация о соответствии и маркировка продукции знаком «СЕ»;

– процедуры оценки не должны быть излишне обременительными для изготовителя.

По существу перечисленные основные принципы и определяют модель технического регулирования в странах ЕС. Исключительно важно, что эти принципы представляют собой целостную систему. Другими словами, исключение из этого набора хотя бы одного принципа нарушает системность подхода. Из этого факта следуют очень важные выводы относительно структуры директив. Реализуя принцип нового подхода, в директиве необходимо в обязательном порядке устанавливать:

– требования безопасности в виде общих правовых норм, устанавливающих цель обеспечения безопасности, но не средства и способы обеспечения;

– принцип презумпции соответствия и его практическую реализацию путем косвенной ссылки на европейские стандарты в официальном издании Совета ЕС;

– процедуры оценки соответствия общим требованиям директивы;

– критерии уполномочивания органов по оценке соответствия, по соблюдению которых, являются добровольными.

Технические регламенты должны базироваться на научно-обоснованных данных; должны быть сформулированы и должны применяться таким образом, чтобы не создавать произвольных и ненужных препятствий в международной торговле. Технические регламенты должны применяться на основе режима наибольшего благоприятствования и не должны быть более обременительными для импортных товаров, чем для товаров национального производства.

В соответствии с соглашением по техническим барьерам новый закон «О техническом регулировании» [2] предполагает разработку и принятие целого блока технических регламентов, документов, которые должны исчерпывающим образом описывать требования, предъявляемые к тому или иному виду деятельности.

По предварительным расчетам количество технических регламентов специальных, т.е. адресованных конкретным видам деятельности, составит около 2000. Сейчас находится на разных стадиях обсуждения свыше 40 проектов технических регламентов.

Главная задача разработки технических регламентов – безопасность.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений.

В законе «О техническом регулировании» определены цели принятия технических регламентов:

- защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технический регламент (ТР) должен содержать:

- исчерпывающий перечень продукции и процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП), а именно производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента;

- правила идентификации объекта технического регулирования (идентификация продукции – это установление тождественности характеристик ее существенным признакам);

- минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции и процессов ЖЦП.

В техническом регламенте также могут содержаться:

а) правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия);

б) предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования;

в) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правила их нанесения.

Содержащиеся в техническом регламенте обязательные требования к продукции, процессам ЖЦП, правила и формы оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, маркировке и упаковке (и правила их нанесения) являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений в соответствующий технический регламент.

Перечисленные требования, не включенные в ТР, а регламентированные иными документами, не могут носить обязательный характер. В техническом регламенте с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции и процессам ЖЦП, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое юридическое и физическое лицо.

О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании исполнительной власти по техническому регулированию (журнал «Вестник технического регулирования» - печатное издание федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию) и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект должен быть доступен всем заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регулирования также должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление должно включать информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

В исключительных случаях Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

Технический регламент может быть принят международным договором.

ГЛАВА 2. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Наши рекомендации