Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
Повод к возбуждению уголовного дела - это установленный законом источник информации о готовящемся или совершенном преступлении, надлежаще оформленный и переданный должностному лицу или органу, который уполномочен принимать решение о возбуждении уголовного дела.
Наличие повода порождает обязанность этих органов и лиц рассмотреть вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела.
В соответствии со ст. 166 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (УПК) поводами к возбуждению уголовного дела являются:
1) заявления граждан;
2) явка с повинной;
3) сообщение должностных лиц государственных органов, иных организаций;
4) сообщение о преступлении в средствах массовой информации;
5) непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.
Заявления граждан – это наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Оно представляет собой обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении
Заявления граждан о преступлении могут быть устными и письменными. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом органа дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, принявшими заявление. Протокол должен также содержать сведения о заявителе.
Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в заявлении или протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
Если заявитель располагает какими-либо документами либо предметами, подтверждающими сделанное им заявление и могущими в последующем выполнять доказательственную функцию, то при отсутствии возражений гражданина последние приобщаются к протоколу, о чем в нем делается соответствующая запись.
Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Если в анонимном заявлении содержатся сведения о преступлении, то производится предварительная проверка и, в случае если устанавливается наличие признаков преступления, возбуждается уголовное дело. Поводом к возбуждению дела будет непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.
В случае, когда имеются основания полагать, что заявителю, членам его семьи, близким родственникам и иным лицам, которых он обоснованно считает своими близкими, могут угрожать убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества и применением других противоправных действий, в заявлении не указываются анкетные данные заявителя и не ставится его подпись.
Явкой с повинной считается добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении, когда этому лицу еще не объявлено:
1) постановление о возбуждении в отношении его уголовного дела;
2) постановление о признании подозреваемым;
3) постановление о применении меры пресечения;
4) о вынесении постановления о привлечении его в качестве обвиняемого.
Заявление о повинной может быть сделано как в письменной, так и устной форме и должно быть передано заявителем органу дознания, лицу, производящему дознание, следователю или прокурору. Устное заявление заносится в протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление. Протокол подписывается явившимся с повинной и должностным лицом, принявшим заявление.
По времени явка с повинной может предшествовать возбуждению уголовного дела, и тогда она является поводом к принятию такого решения. На практике известно немало случаев, когда лицо сообщает о совершённом преступлении в ходе производства дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства. И в этих случаях сделанное заявление отражается не в протоколе производимого следственного действия, а в специально составляемом протоколе. Лишь суд, узнавший о явке с повинной в процессе рассмотрения дела по существу, отражает полученные им сведения в протоколе судебного заседания. В зависимости от характера сделанного обвиняемым заявления орган уголовного преследования решает вопрос о возбуждении нового уголовного дела или о необходимости включения полученных данных в уже имеющееся обвинение в качестве нового эпизода преступной деятельности. В последнем случае лицу предъявляется новое обвинение. Если же выявленное новое преступление не имеет связи с обвинением, инкриминированным данному лицу, уголовное дело после возбуждения направляется для самостоятельного расследования.
В случае, если явившийся с повинной сообщает о совершении преступления совместно с другими лицами, заявивший о повинной предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.
Сообщение должностных лиц государственных органов, иных организаций о преступлении должно быть сделано в письменной форме. Хотя уголовно-процессуальное законодательство не регламентирует во всех деталях форму и содержание таких сообщений, но, исходя из общих правил служебного делопроизводства, названные сообщения должны быть сделаны на соответствующем фирменном бланке, иметь штамп или печать, а также подпись полномочного должностного лица данной организации. В случае необходимости к сообщению о совершенном преступлении могут прилагаться различного рода документы или предметы, подтверждающие достоверность изложенных в сообщении данных. При этом должностные лица указанных организаций не предупреждаются об уголовной ответственности по ст. 400 Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК) за заведомо ложный донос, поскольку субъектом данного преступления они не являются.
Сообщение в средствах массовой информацииможет быть поводом к возбуждению уголовного дела в случае, когда это сообщение может быть подтверждено имеющимися в указанных средствах материалами, из которых усматриваются признаки преступления.
Под средством массовой информации следует понимать форму периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет. Видами средств массовой информации являются газета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), носящих периодический характер и предназначенных для неопределенного круга лиц (закон о средствах массовой информации).
Должностное лицо средств массовой информации, которое распространило сообщение о преступлении, по требованию органа уголовного преследования обязано передать находящиеся в его распоряжении документы и иные материалы, подтверждающие сделанное сообщение.
Источник информации и имя лица, представившего сведения, должны быть названы только по требованию органа, ведущего уголовный процесс, если это необходимо для предварительного расследования или рассмотрения дел, находящихся в его производстве.
Непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления, является самостоятельным поводом к возбуждению уголовного дела. Сущность данного повода выражается в личном восприятии должностными лицами указанных органов событий, фактов или явлений, в которых ими усматриваются или выявляются признаки конкретного преступления, обусловливающие принятие решения о возбуждении уголовного дела. На практике возбуждение уголовного дела в связи с этим поводом является функциональным выражением практической реализации принципа публичности.
В зависимости от сложившейся (или возникшей) ситуации непосредственное выявление признаков преступления может происходить в результате покушения преступных элементов на следователя, прокурора или на других лиц, чему оказались очевидцами названные работники правоохранительных органов. Последние могут непосредственно выявить признаки преступления в процессе выполнения своих уголовно-процессуальных функций: следователь - при расследовании уголовных дел, находящихся в его производстве; прокурор (государственный обвинитель) - в результате надзора за соблюдением законов в ходе дознания или предварительного следствия, а также в ходе судебного разбирательства; орган дознания при осуществлении оперативно-розыскной деятельности или иных функций, связанных с охраной общественного порядка, государственной или таможенной границы, общественной и государственной безопасности страны.
Повод является лишь предлогом для обсуждения вопроса о возможности или невозможности возбуждения уголовного дела. Для принятия по данному вопросу позитивного решения требуется наличие соответствующих оснований.
Основаниями к возбуждению уголовного дела являются:
1) наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу;
2) исчезновение лица, если в течение десяти суток с момента подачи заявления оперативно-розыскными мероприятиями, проведенными в этот срок, установить местонахождение лица не представляется возможным (ст. 166 УПК).
Обращает на себя внимание то, что в диспозиции данной нормы речь идет о двух явлениях: фактических данных и признаках преступления. Таким образом, основание к возбуждению уголовного дела характеризуется как с юридической стороны (наличие признаков преступления), так и с фактической (достаточность данных).
Указания на фактические данные о совершённом преступлении могут содержаться уже в самом поводе к возбуждению уголовного дела, например, в заявлении, сообщении о преступлении. Но только эта исходная (первичная) информация не может быть положена в основу решения по существу, так как закон говорит о достаточности данных для принятия такого решения, а это означает, что в его основу должны быть положены не единичные фактические данные, а определённая их совокупность. Речь, следовательно, должна идти о выполнении определённой системы познавательных действий для введения в уголовный процесс совокупности фактических данных о признаках конкретного преступления. Это могут быть объяснения граждан; материалы проверок, ревизий; кино-фото-видео-аудио-документы; протоколы осмотра предметов, документов, помещений и т. п.
На стадии возбуждения уголовного дела фиксируется лишь факт обнаружения признаков преступления, что является законным основанием для проведения предварительного расследования. Закон не требует, чтобы на момент принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела обязательно были выявлены все признаки состава преступления – это главным образом задача последующих стадий процесса. Как показывает практика, имеющиеся данные должны как минимум указывать на наличие события (деяния), содержащего все или некоторые признаки преступления, т.е. иметь отношение к объективной стороне и объекту преступления.