Хозяйственно-предпринимательская эффективность предприятий хлебопечения
ВВЕДЕНИЕ
В переходный период были созданы предпосылки для кардинальной модернизации технической базы хлебопечения, повышения пищевой ценности и вкусовых достоинств хлеба. В настоящее время хлебозаводы имеют возможность приобретать любые виды сырья, материалов, пищевых добавок, улучшителей; располагают хорошо подготовленными кадрами руководителей, специалистов, рабочих; способны (при наличии инвестиционных ресурсов) в сжатые сроки устанавливать современное технологическое оборудование.
Однако в настоящее время хлебопекарные предприятия сталкиваются и с серьезными проблемами, тормозящими их развитие. Это и удорожание сырьевых ресурсов, и невозможность обновления оборудования в связи с их дороговизной, а также рост цен на электроэнергию и воду, высокий уровень налогообложения и т.д. Все эти факторы ведут к увеличению себестоимости выпускаемой продукции, и хлебопекарные предприятия вынуждены повышать цены на хлеб и хлебобулочные изделия. Страдает также и качество продукции, так как многие предприятия для увеличения своей прибыли от реализации продукции или используют более дешевое, но низкого качества сырье, или нарушают правила технологического процесса производства хлеба – что отрицательно сказывается на качестве готовой продукции, а следовательно, и на здоровье населения.
Правильная организация производства хлебобулочных изделий и экономное расходование ресурсов в хлебопечении являются приоритетными задачами отрасли, от решения которых зависит и качество продукции, и уменьшение ее себестоимости, а следовательно, рост прибыли хлебопекарных предприятий, их конкурентоспособность, возможность внедрения в производство нового прогрессивного оборудования и способность выхода на новые потребительские рынки.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена влиянием существующих экономических условий на изменения в организации выпуска и качества продукции хлебопечения.
Предметом исследования явилась финансово-хозяйственная деятельность хлебопекарного предприятия потребительской кооперации, ее эффективность. Объектом исследования избранно производственное предприятие системы потребительской кооперации ИП «Чайковская Р. А.» по производству хлеба и хлебобулочных изделий в Шелаболихинском районе Алтайского края. Период исследования – 2012 – 2014 г.
Цель работы: произвести финансово-экономический анализ выпуска продукции хлебопечения.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: описать готовую продукцию предприятий хлебопечения; дать организационно-экономическую характеристику конкретного предприятия; осуществить анализ выполнения плана и динамики по объему и ассортименту выпускаемой продукции; рассмотреть процесс проверки соблюдения норм выхода продукции; произвести анализ обеспеченности предприятия рабочей силой, состояния и использования основных фондов и резервов роста производства. При выполнении работы был изучен ряд учебной и научной литературы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕЧЕНИЯ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ
Хозяйственно-предпринимательская эффективность предприятий хлебопечения.
Производство материальных благ является основой существования и развития любого общества. Среди отраслей материального производства особая роль отводится пищевой промышленности как одной из стратегических отраслей экономики, призванной обеспечить устойчивое снабжение населения необходимыми по количеству и качеству продуктами питания. Обеспечение населения продовольствием имеет исключительное социальное и политическое значение. Ухудшение питания населения влечет за собой необратимые демографические изменения, увеличивает социальную и межрегиональную напряженность, создает угрозу внутренней безопасности государства.
Однако проводимая кредитная, налоговая, ценовая и инвестиционная политика последних 15 лет, постоянный рост цен на материально-технические ресурсы, транспортные услуги, энергоресурсы, возрастающий диспаритет цен, а также малоэффективное вмешательство государства в стабилизацию и развитие экономики поставили на грань банкротства многие пищевые и перерабатывающие предприятия.
В целом за последние десять лет ситуация в пищевой промышленности характеризуется спадом производства всех основных продуктов питания, значительным сокращением ассортимента вырабатываемой продукции, кризисным состоянием большинства предприятий, старением основных производственных фондов, особенно их активной части.
Только с 2005 по 2009 г. производство хлеба и хлебобулочных изделий в Российской Федерации сократилось в 1,3 раза, макаронных изделий - в 1,5 раза, кондитерских изделий - в 1,7 раза.
В настоящее время пищевая промышленность России объединяет около 30 отраслей и свыше 25 тысяч предприятий с общей численностью занятых 1,5 миллиона человек. Доля пищевой промышленности в общем объеме промышленного производства неизменно составляет 11-12%.
Особая роль в пищевой промышленности отводится производству хлеба и хлебобулочных изделий как отдельной отрасли пищевой промышленности. Производство хлеба и хлебобулочных изделий в РФ неуклонно сокращается: в 2008 году было произведено 9,1 млн. тонн продукции, или 98,9 % к уровню 2005 года, в 2006 году - 8,5 млн. тонн, или 95% к уровню предыдущего года. За 2007 год тенденция постепенного сокращения объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий сохранилась, и было освоено лишь 98,27% от уровня соответствующего периода прошлого года, а выпуск за указанный период составил 8,3 млн. тонн. В 2008 г. производство хлеба в России снизилось на 4,7% по сравнению с 2009 годом и составило 8,0 млн. т.
Рассматривая потребление хлебопродуктов на душу населения, можно сделать следующие выводы: в начале 2000-х годов оно сохранялось на уровне 120 кг, а в 2005 году составило около 59 кг в пересчете на одного человека в год. Если сравнить среднедушевое потребление хлеба, например, с 2005 годом, когда было произведено и реализовано около 77 кг, то получается, что в 2009 году производство составило лишь 76% от уровня 2005 года. Минимальное значение среднедушевого потребления было зафиксировано в 1998 и 2003 гг., когда на одного человека приходилось менее 57 кг хлеба в год.
По данным Российской гильдии пекарей и кондитеров, в целом в РФ сегодня имеется примерно 17 тысяч хлебопекарных предприятий (в том числе 1,5 тысячи крупных и 11 тысяч пекарен малой мощности), способных вырабатывать ежесуточно около 70 тысяч тонн хлеба в ассортименте (более 700 наименований), или 500 г хлеба на человека.
Мощности их составляют примерно 25 млн. тонн в год. Организационно они могут быть оформлены в виде заводов, комбинатов и пекарен. Производство хлебобулочных изделий сосредоточено прежде всего на хлебозаводах (более 90% объема). В последние годы повсеместно ускоренными темпами создавались малые пекарни, ассортимент их продукции в основном дополняет выпускаемый хлебозаводами.
Предприятия хлебопечения в зависимости от производственной мощности подразделяются на мелкие (суточной мощностью до 3 т изделий), средние (суточной мощностью от 3 т до 16 т) и крупные (суточной мощностью свыше 16 т).
Крупные и средние хлебопекарные предприятия работают, как правило, круглосуточно, посменно. Каждая смена имеет законченный цикл производства со сдачей готовой продукции на склад. Результаты работы смены отражаются в сменном производственном отчете, на основе которого осуществляется учет производственных операций.
Хлебопекарные предприятия могут иметь разнообразные производственные цеха и участки - хлебный, булочный, бараночный, сухарный, кондитерский, макаронный и т.д. Каждый цех (участок) выпускает законченную готовую продукцию.
По характеру технологического процесса хлебопекарные предприятия относятся к обрабатывающим отраслям. В хлебопекарном производстве применяется попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, при этом предприятия могут применять либо бесполу-фабрикатный вариант попередельного метода, когда они выпускают только готовые хлебобулочные изделия, либо полуфабрикатный вариант, когда одновременно производятся и реализуются и полуфабрикаты (тесто), и готовые изделия. Изготовление и выпечка хлебобулочных изделий продолжается лишь несколько часов, в течение одной смены, поэтому почти не бывает незавершенного производства.
К основным отраслевым признакам хлебопекарной отрасли можно отнести следующие:
- производство социально значимых материальных благ;
- наличие постоянного неэластичного спроса ввиду выпуска продукции первой необходимости;
- приближенность производственного процесса к потребителям;
- однотипность предприятий отрасли по установлению операционного цикла, потребности в оборотном и основном капитале, а также по структуре актива и пассива баланса.