Технологический процесс
СТАНЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Учебное пособие
Екатеринбург
Методическое пособие разработано на кафедре архитектуры промышленных зданий и сооружений УралГАХА профессором, кандидатом архитектуры В.Б.Яковлевым.
Методическое пособие предназначено для студентов-архитекторов с целью подготовки и выполнения курсового проекта по теме «Станция технического обслуживания автомобилей», оформления пояснительной записки и экспозиции.
Рецензент – кандидат архитектуры, доцент Е.А.Голубева
Методическое пособие утверждено на заседании кафедры архитектуры промышленных зданий и сооружений от 2009 г., протокол №___________
Заведующий кафедрой АПЗиС кандидат архитектуры, профессор А.В.Попов
©Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 2010.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Тема проекта: эскизный архитектурный проект станции технического обслуживания легковых автомобилей (СТОА) на 15 рабочих постов.
Проектируемая станция относится к типу универсальных средних и обслуживает все типы и марки легковых автомобилей.
СТОА отнесена к разряду промышленных предприятий, которые могут располагаться в структуре городской застройки на небольшой территории. При этом станцию технического обслуживания предпочтительно размещать на транспортных магистралях, которые объединяют данное поселение с другими населёнными пунктами или на транспортных коммуникациях, выходящих на скоростные межгородские трассы.
В состав станции технического обслуживания автомобилей наряду с производственным блоком входят: административно-бытовой комплекс, помещения для клиентов и общественного питания, автосалон для продажи автомобилей, запасных частей и различных авто-аксессуаров. В комплекс СТОА включается также стоянка для работников станции на 30 машиномест и гостевая стоянка для посетителей на пять машиномест. Кроме этого в состав СТОА входит заправочный комплекс с четырьмя колонками.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Целью работы является изучение методов и приемов проектирования основных элементов производственной среды: генерального плана, производственного здания, объектов социального обслуживания.
За время работы над проектом студенты должны усвоить отработку следующих задач:
выявить взаимосвязь проектируемого объекта с транспортной системой поселения, ландшафтной ситуацией и окружающей застройкой;
определить и использовать при проектировании принципы и закономерности формирования генеральных планов небольших промышленных объектов;
установить взаимосвязь функциональных процессов и объемно - планировочного решения предприятия;
сформулировать концепцию композиционного построения и создания художественного образа промышленного объекта с явно выраженным технологическим процессом;
установить особенности формирования объемно пространственной композиции комплекса, состоящего из различных по функциональному назначению помещений, к которым, наряду с производственными помещениями относятся помещения социальной сферы и административно – бытового обслуживания;
создать на основе типологических особенностей разнохарактерных помещений рациональную схему функциональной организации и зонирования предприятия;
изучить и применить способы формирования оптимальной среды для функционирования человека на производстве;
освоить методы конструирования производственных объектов сочетающих в себе простые и сложные конструктивные системы.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН
Генеральный план – важная составная часть проекта промышленного комплекса. Генплан – это комплексное решение вопросов планировки, застройки и благоустройства. Основными задачами при проектировании генерального плана станции технического обслуживания является рациональное размещение объекта в сложной транспортной системе поселения, достижение композиционной взаимосвязи с окружающей застройкой и ландшафтной ситуацией, определение и использование при проектировании принципов и закономерностей формирования генеральных планов небольших промышленных объектов.
Станция предназначается для малых городов и крупных поселков является частью транспортной структуры населённого пункта. Располагается она на периферии поселения ближе к выходу на межгородскую магистраль для удобства обслуживания не только автомобилей данного населённого пункта, но и транзитных автомобилей.
Решение генерального пана станции должно быть увязано с трассировкой магистралей и проездов всего района и в особенности примыкающих к ней территорий. При формировании генплана следует стремиться к рациональному использованию площади участка, целесообразной организации транспортных и пешеходных внутриплощадочных путей и коммуникаций, обоснованному количеству стоянок и стояночных мест для автомобилей, оптимальному решению системы благоустройства [1].
Основным при выборе площадки под размещение СТОА являются экологические и противопожарные требования. Поэтому место выбирается таким образом, чтобы запахи бензина и других токсичных веществ не распространялись в сторону жилых образований. Из условий размещения проектируемого объекта вблизи водных акваторий допускается приближать строение на расстояние до 50м до уреза воды [2]. Из условий пожарной безопасности на расстоянии 25м до ближайшей застройки [3].
Одним из важнейших принципов проектирования генерального плана является зонирование территории. Размещение здания административно-бытового назначения, входной группы и производственного блока должно исключать возвратное движение рабочих и посетителей со стороны жилых образований и автостоянок.
Участок СТОА, как правило, ограждается. Общая его площадь должна составлять примерно один - полтора гектара. Движение на территории станции организуется таким образом, чтобы не было пересечений автомобильных потоков с людопотоками. Внутриплощадочные проезды составляют ширину 5 метров. Радиусы закруглений принимаются 6 метров. Плотность застройки участка станции должна составлять не менее + 50%. Перед станцией необходимо организовать «гостевую» стоянку для 8-10 автомобилей, прибывших на обслуживание и для личного транспорта работающих на станции на 15-20 автомобилей. Площадь стоянок принимается из расчёта 25м2 на один автомобиль, включая собственно парковочное место и проезды к нему [1].
Со стороны главного входа должна быть организована остановка общественного транспорта.
Архитектурно-планировочное решение генерального плана СТОА, зоны перед входом в здание АБК, а также объёмно-пространственное построение всего комплекса станции должно выполняться с учётом интенсивности движения транспорта и пешеходов по улицам и дорогам, примыкающим к проектируемому объекту. Главный вход в здание АБК и основной въезд в производственный блок надлежит размещать со стороны наибольших транспортных и людских потоков, осуществляемых со стороны селитебной зоны к станции. В связи с этим архитектурно-художественное решение комплекса входной зоны должно решаться с учётом максимальной интенсивности её восприятия. Следует отметить, что при построении объёмно-пространственной композиции комплекса СТОА возникает возможность восприятия здания со всех сторон. Поэтому при проектировании станции необходимо уделять внимание архитектурно-художественной композиции как всего объёма СТОА, таки всех фасадов здания и не только на уровне силуэтного или панорамного восприятий, но и на уровне фрагментарного и детального восприятий.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Станция технического обслуживания (СТОА) предназначается для сервисного и технического обслуживания, а также текущего ремонта автомобилей. Организационная структура станции основана на принципе приёма и выдачи клиентам автомобилей без допуска последних в производственную зону за исключением постов диагностики.
1. Зона диагностики. Помимо визуального осмотра автомобиля, при котором выявляются в основном дефекты ходовой части и кузова, и определения проблем с двигателем и топливной системой на слух, на станции производится операция диагностирования. Диагностирование – важный компонент технологического процесса, позволяющий наиболее качественно вскрыть как проблемы поступившего на СТОА автомобиля, так и определить качество проведённых на станции ремонтных работ. Посты диагностики размещаются за мойкой и перед «сухим» выездом из станции.
2. Сервисное обслуживание (СО). Технологический процесс, происходящий в зоне СО занимает незначительный по продолжительности период времени и включает мойку, диагностику, доливку или замену масла, доливку или замену охлаждающей жидкости, заправку стеклоомывателя и кондиционера и т.п.;
3. Техническое обслуживание (ТО). Технологические операции при техническом обслуживании производятся в более длительный период времени, занимая от двух до четырёх часов. ТО состоит из мелкого ремонта узлов и агрегатов автомобиля, замены и регулировки тормозной системы, регулировки бензо и газораспределительного оборудования, клапанов, чистки форсунок, ремонта или замены световых приборов и т.п.
4. Текущий ремонт (ТР). Технологический процесс протекающий в зоне текущего ремонта значителен по времени и происходит в течении рабочей смены (8 -12 часов) или растягивается на несколько рабочих дней. ТР объединяет такие технологические процессы как замену агрегатов, узлов, приборов, их ремонт. Отремонтированные двигатели и некоторые агрегаты по истечении их ремонта проходят обкатку на стендах обкатки или после установки на автомобиль. Кузовные и окрасочные работы тоже включены в процесс технического ремонта. Следует отметить, что посты обкатки, подготовки автомобиля к покраске и окрасочные камеры изолируются от основного помещения.
5. Внепостовое обслуживание (ВО). Часть работ по обслуживанию и ремонту автомобилей производится вне постов, на специализированных участках, где ремонтируются снятые с автомобиля агрегаты, узлы и детали. К таким участкам относятся ремонт и зарядка аккумуляторов, ремонт электрооборудования, топливной аппаратуры, агрегатно-механический, шиномонтажный, кузнечно-прессовый, сварочный. Эти участки могут находиться в обособленных зонах в том же помещении, что и постовая обработка, а могут располагаться и изолированно или отделяться перегородками от основных технологических постов.
СОСТАВ ПОМЕЩЕНИЙ СТОА
Проектируемая станция технического обслуживания должна включать следующие группы помещений согласно табл. 1.
Таблица 1.
Состав помещений СТОА
№ п/п | Наименование участка или поста | Кол-во постов или машино-мест | Площадь, м2 | Примечания | |
Производственная часть | |||||
Главный въезд на станцию перед мойкой | Может быть объединён с тамбуром перед мойкой | ||||
Тамбур перед мойкой | Тамбур необходим для выравнивания температур на поверхности автомобиля и внутри производственного помещения. Первичный осмотр автомобиля | ||||
«Сухой» выезд | Производится окончательный осмотр автомобиля клиентом | ||||
Мойка | (6м х 12м) | Процесс мойки проходят все без исключения автомобили. Мойка рассчитана только на обслуживание автомобилей прибывших для ремонта. | |||
Пункт осмотра автомобиля | (6м х 6м) | ||||
Участок сервисного обслуживания | (6м х 6м) | ||||
Участок технического обслуживания | (6м х 6м) | ||||
Участок текущего ремонта | (6м х 6м) | ||||
- кузовные работы | (6м х12м) | ||||
- покрасочная камера | (6м х 12м) | ||||
- обкатка | (6м х 6м) | ||||
Участок внепостового обслуживания | |||||
Склад инструмента, узлов деталей и материалов | |||||
Зона очистных сооружений и утилизации отходов | |||||
Зона вентиляционного оборудования | |||||
Внутренняя стоянка | (2,5м х 6м) | Стоянка предназначена для автомобилей, с которых временно снято оборудование | |||
Внутренние проезды | 150 - 200 | Предназначены для подъезда к постам | |||
Помещение для уборочного инвентаря и оборудования | Хранятся машины по уборке пола и другой инвентарь | ||||
Первичный пункт бытового обслуживания рабочих | |||||
Зона отдыха | Служит для кратковременного отдыха рабочих | ||||
Санузел | |||||
Объекты административно-бытового назначения | |||||
Входная группа (вестибюль, проходная) | |||||
Объекты для клиентов | |||||
Помещение для оформления заказов | Возможно объединение зоны с вестибюльной группой или с торгово-выставочной зоной | ||||
Зал ожидания | Предназначен для кратковременного ожидания выполнения работ по ремонту автомобиля | ||||
Санузел | |||||
Административно-управленческая группа | |||||
Приемная | |||||
Директорская | |||||
Бухгалтерия | |||||
Кабинет главного инженера | |||||
Касса | |||||
Комната мастера | |||||
Здравпункт | Размещается на первом этаже административно-бытового блока, имеет автономный выход на улицу. | ||||
Универсальный зал | Может использоваться и клиентами | ||||
Санузел | |||||
Помещение для уборочного инвентаря и оборудования | Хранятся машины по уборке пола и другой инвентарь | ||||
Предприятие общественного питания | |||||
Столовая с буфетом | Предназначена для обслуживания администрации, рабочих и клиентов. Может располагаться как на первом, так и на других этажах административно-бытового здания. Имеет самостоятельный выход на улицу для загрузки столовой продуктами питания. При размещении столовой выше первого этажа необходимо устройство лестницы и подъёмника. | ||||
Барная стойка | 4-5 | Может размещаться в столовой, зале ожидания, торгово-выставочном зале автосаона | |||
Складское помещение | Предназначено для хранения продуктов, напитков, тары | ||||
Помещение для персонала столовой | Предусмотрено для размещения в нём гардеробно-душевого блока, туалета и зоны отдыха | ||||
Санузел | |||||
Помещение для уборочного инвентаря и оборудования | Хранятся машины по уборке пола и другой инвентарь | ||||
Предприятия торговли | |||||
Автосалон | Предназначен для продажи новых или восстановленных на данном СТОА автомобилей | ||||
Магазин запасных частей, масел, автокосметики и автоаксессуаров | Может объединяться с автосалоном или быть самостоятельным помещением | ||||
Складское помещение | Предназначено для кратковременного хранения запасных частей и оборудования | ||||
Помещение для персонала магазина | Предусмотрено для размещения в нём гардеробно-душевого блока, туалета и зоны отдыха | ||||
Санузел | |||||
Помещение для уборочного инвентаря и оборудования | Хранятся машины по уборке пола и другой инвентарь | ||||
Гардеробно-душевой блок | |||||
Мужской | 237* (a х b х с) | Количество мужчин составляет 90% от общего числа рабочих. | |||
Женский | 24* (a х b х с) | Количество женщин составляет 10% от общего числа рабочих. | |||
Помещение для уборочного инвентаря и оборудования | Хранятся машины по уборке пола и другой инвентарь | ||||
*Площадь Гардеробно-душевого блока рассчитывается по формуле (a * b * с),
Где а – площадь вспомогательных помещений, приходящихся на одного работающего по списочному составу – 4 м2
b – расходы площади на санитарно – гигиеническое обслуживание – 65%
с – Количество мужчин/женщин по списочному составу.