Узлы для связывания веревок и петель
Двойной ткацкий (рис. 36а). Используется для связывания веревок как одинаковой, так и разной толщины, и вязания веревочных петель. Имеет наибольшую прочность – до 56% – из всех узлов для связывания веревки.
Рис. 36. а – двойной ткацкий узел; б – встречная восьмерка; в – встречный проводник; г – ленточный узел
Встречная восьмерка (рис. 36б). Используется для связывания веревок только одинаковой толщины и вязания веревочных петель. Прочность – до 47 %.
Встречный проводник. Ленточный узел (рис. 36 в, г). Применяется для вязания петель из веревки диаметром 9 мм и более и петель из стропы. Петли из ленты вяжутся только этим узлом, отчего он и называется ленточным.
Узлы специального назначения
Самозатягивающиеся узлы. Применяются обычно в аварийной ситуации, когда какой–либо из самохватов сломался, потерся или не закусывает грязную веревку. Их прочность близка к объявленной прочности веревки, из которой они сделаны, потому что, как известно, здесь работает двойная веревка (см. п.6.1). Это позволяет с достаточной безопасностью использовать шнуры диаметром 5 и 6 мм.
Из известных 18 видов самозатягивающихся узлов подходят для использования в технике одной веревки только четыре: классический самозатягивающийся узел "прусик", перекрестный самозатягивающийся узел, его карабинная разновидность "арб" и карабинный узел "бахман" (рис. 37). При необходимости число витков во всех узлах можно увеличить.
Рис. 37. Самозягивающиеся узлы: а – пруссик; б – перекрестный; в – арб; г – бахман
Амортизирующие узлы вяжутся на веревке, соединяющей дополнительное крепление с основным при его дублировании, и используются в случае, если при разрушении основного крепления динамическая нагрузка на дополнительное неизбежна. Их применение особенно необходимо как при работе с веревкой d 9 мм, так и с более толстой, но с явными признаками износа. Амортизирующими являются узлы "бабочка" (рис. 34) и проводник (рис. 38).
Рис. 38. Проводник
Импровизированные приспособления для транспортировки груза и спасательных работ: тормозящий узел (рис. 39).
Рис. 39. Тормозящий узел
За счет трения в его витках регулируется движение нагруженной веревки при спуске. Используется для спуска в колодец пострадавшего или тяжелого груза – узел "реми" (рис. 40).
Рис. 40. Узел реми
Установкой второго карабина в витки тормозящего узла последний превращается в автоблокировочный узел "реми". При нехватке самохватов с его помощью можно сделать блок-тормоз для подъема груза или человека.
Узел "маринер" (рис. 41) применяется для устройства оттяжки с петлей и блоком при извлечении пострадавшего или тяжелого груза. Узел "маринер" дает возможность при необходимости развязать и снять петлю, когда отклоняемая веревка нагружена.
Рис. 41. Узел маринер
Вспомогательные узлы
Рис. 42. Вспомогательные узлы: а – стремя; б – якорная петля
Стремя (рис. 42а). Имеет ограниченное применение в технике одной веревки. Используется для связывания педали с карабином ведущего самохвата (рис. 47), а также если приходится делать дополнительное промежуточное крепление в уже провешенном колодце, если слабины веревки не хватает для завязывания девятки или восьмерки.
Якорная петля (рис. 42б). Применяется для привязывания петли восьмерки или девятки к "рингам", а также петли к отклоняющему креплению, когда можно обойтись без карабина.
Запомните:
– при завязывании узла на конце веревки, как и при связывании двух веревок или веревочных петель независимо от назначения узла длина остающегося свободного конца веревки не должна быть меньше 5 см;
– одинарный булинь, независимо от того, сделан ли он из одинарной или сдвоенной веревки, обязательно страхуется дополнительным контрольным узлом;
– для самозатягивающихся узлов используется более тонкая веревка, чем та, вокруг которой их завязывают.