Логистический сервис: понятие и его составляющие
Сервис (с точки зрения компании) – это любые методы, техники, технологии взаимодействия компании с клиентом для обеспечения непрерывной связи между моментом заказа и получением продукта с целью долгосрочного удовлетворения потребностей клиента.
Сервис (с точки зрения клиента) – комбинация факторов: надежность, отзывчивость, эмпатия, структурный сервис (физическое предоставление сервиса), финансовый сервис (стоимость логистического сервиса для потребителя).
Критерии измерения качества сервиса: осязаемость, надежность, ответственность, законченность, доступность, безопасность, вежливость, коммуникабельность, взаимопонимание с покупателями, гибкость, стабильность обслуживания и пр.
Работы в области логистического обслуживания:
1. Предпродажные работы (консультирование, подготовка товара, пробная эксплуатация/демонстрация; устранение возникших в ходе транспортировки неполадок)
2. Работы по оказанию логистических услуг в процессе продажи товаров (упаковка, доставка, нахождение товаров на складе, подбор ассортимента, формирование грузовых единиц, предоставление информации о нахождении грузов и пр.)
3. Послепродажный логистический сервис (гарантийное обслуживание, обязательство по рассмотрению претензий покупателя, обмен)
3.1. Гарантийный (не оплачивается)
3.2. Постгарантийный (оплачивается) – объем и стоимость определяются условиями контракта на данный вид сервиса
Сравнительные логистические характеристики видов транспорта.
Существуют следующие основные виды транспорта :железнодорожный, морской, внутренний водный(речной), автомобильный, трубопроводный и воздушный. Основными факторами, определяющими сферу применения видов транспорта являются:
1. Связь путей сообщения видов транспорта с городами и другими населенными пунктами.
2. Наличие провозной способности и приспособленности вида транспорта к изменению грузопотоков
3. Средние скорости доставки
К основным критериям при выборе способа перевозки и вида транспорта относятся:
1. затраты на транспортировку
2. время доставки
3. надежность и безопасность
4. затраты на запасы в пути
5. мощность и доступность вида транспорта
6. товарная дифференциация
Логистические посредники и их место в транспортировке
2PL – транспортные компании, экспедиторы, склады общего пользования, грузовые терминалы, таможенные брокеры, стивидорные компании, компании по оказанию информационных и консалтинговых услуг в области логистики и т.д.
3PL – компании, оказывающие клиентам (промышленным, торговым, сервисным компаниям), комплексный логистический сервис. Берут под свой контроль все или несколько логистических функций заказчика. Могут подстраиваться под требования клиента (индивидуализация)
4PL – логистические интеграторы полного цикла (системный подход к управлению всеми логистическими бизнес-процессами заказчика)
№ | Параметр | 2PL | 3PL | 4PL |
Услуги | Одна функция | Многофункциональность | Интегрированная функциональность, комплексность услуг | |
Доступ к рынкам сбыта | Местный и региональный рынки | Межрегиональный рынок | Глобальный рынок, доставка «от двери до двери» | |
Взаимоотношения в цепи поставок | Разовые сделки, недолгосрочные контракты (примерно 1 год) | Долговременные отношения (3-5 лет) | Стратегическое партнерство | |
Конкурентоспособность (положение на рынке) | Разрозненное положение на рынке | Кооперация логистических посредников, создание альянсов | Несколько крупных альянсов на рынке | |
Ценность компании для клиентов | Снижение издержек благодаря оптимизации отдельных функций | Снижение издержек благодаря комплексной оптимизации бизнес-процессов | Снижение издержек благодаря оптимизации всех бизнес-процессов и интеграции цепи поставок |
Полный пакет логистических услуг 4PL-провайдера:
ü Прямая транспортировка
ü Управление складированием
ü Консолидация отправок
ü Экспедирование
ü Сопровождение грузов
ü Проектирование информационных систем
ü Выбор перевозчиков
ü Переговоры о тарифах
ü Возврат товара
ü Управление автотранспортом
ü Переупаковка
ü Маркировка
ü Контроль производства
ü Управление выполнением заказов
ü Управление запасами
ü Обеспечение запчастями
ü Консультационные услуги
ü Снабжение материалами
Для 3PL
От момента заказа до сервисного обслуживания проданного товара
Для достижения статуса 3PL – провайдера достаточно реализовать набор услуг, который позволит комплексно управлять одним бизнес-процессом (например, обеспечением товародвижения): от момента приема заявки клиента до сервисного обслуживания проданного товара.
Тенденции развития логистических провайдеров:
Европа: максимально расширить спектр своих услуг – концентрация операторов на наиболее растущем сегмента (3PL-провайдинга) – 40% от рынка логистического сервиса (примерно)
РФ – 170лог. провайдеров
(Большая часть – 2PL)
· Дистрибьюторские компании – (посредническая структура)
· Крупные компании, занимающиеся автоматизацией бизнес-процесов
Многие говорят, что они 3PL или 4PL, но это не так.
Основные логистические посредники в транспортировке:
· Перевозчики
· Экспедиторы (операторы, агенты)
· Компании физического распределения
· Транспортно-логистические фирмы
Вспомогательные логистические посредники:
· Банки, финансово-кредитные учреждения
· Страховые компании
· Охранные компании
· Информационные компании
· Транспортно-экспедиционные компании (в качестве агентов или курьеров, не выполняют доставку)
· Специализированные агенты и брокеры
· Предприятия по грузопереработке, затариванию, упаковке
· Грузовые терминалы
Предприятия привлекают вспомогательных логистических посредников, когда основные партнеры (транспортно-экспедиционные предприятия) не берут на себя часть функций по доставке.23. Классификация видов услуг в транспортно логистической системе
Услуги транспорта – деятельность, направленная на удовлетворение потребности людей в транспортировке груза или пассажиров из пункта отправления в пункт назначения с надлежащим качеством и в запланированные сроки.
Услуги транспорта:
ü Перевозки
ü Любая операция, связанная с её подготовкой и осуществлением
Особенности (транспортных) услуг:
ü Не могут существовать вне процесса их предоставления
ü Каждая услуга уникальна для получателя
ü Не могут быть повторены в том же месте и в то же время
ü В конечном итоге от оказанной услуги не остается ничего кроме информации
ü Нельзя наработать про запас и складировать на склад
ü Оказанную услугу нельзя исправить
ü Память о хорошей услуге мимолетна, а плохая услуга помнится долго.