I этап. Учреждение новой компании

На данном этапе инициатором проекта было учреждено общество с ограниченной ответственностью, одним из видов деятельности которого указано управление многоквартирным домом.

В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ "управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме". Услуги по проведению текущего ремонта и содержанию жилого фонда ООО «УК «Жилфонд» будет оказывать подрядная организация ООО «Мастер».

Существует также Система добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере (постановление Госстандарта от 15.04.03 N 36). Добровольной сертификации подлежат услуги и персонал предприятий ЖКХ. Система добровольной сертификации предполагает не только выдачу сертификата соответствия, но и внесение предприятия в государственный реестр. При проведении конкурсов и тендеров органы исполнительной власти используют критерии отбора организаций, руководствуясь наличием сертификатов. Добровольная система сертификации осуществляется по инициативе соискателя на условиях договора между соискателем и органом по сертификации. Добровольная сертификация ООО «УК «Жилфонд» запланирована к середине третьего года работы предприятия.

II этап. Исследование объекта управления
и планирование деятельности

На данном этапе был проведен сбор и анализ информации о жилищном фонде. Техническое состояние домов и придомовых территорий имеет важное значение, но не единственное. Знание таких вопросов как соотношение частного и муниципального жилья, структура жильцов (оплачивающих 100% стоимости жилищно-коммунальных услуг и льготники, собственники и наниматели) необходимо для дальнейшей работы. Объектом управления в жилищной сфере является многоквартирный дом, если точнее - общее имущество собственников данного дома.

После анализа и сбора информации нами было выявлено десять жилых домов, которые на данный момент не заключали договоров с существующими управляющими компаниями.

Общие сведения об указанных домах приведены в таблице:

Адрес Этажность/ количество подъездов Площадь квартир, всего В том числе жилая площадь В том числе общая площадь
1-й мкрн, 230 9/4
1-й мкрн, 234 9/4
1-й мкрн, 242 9/1
1-й мкрн, 245 9/6
2-й мкрн, 98 9/4
2-й мкрн, 102 9/2
2-й мкрн, 106 9/4
3-й мкрн, 88 9/2
3-й мкрн, 95 9/4
3-й мкрн, 96 9/8
ИТОГО: -

Инициатор проекта решил ввести так называемый по объектный учет затрат, т.е. все средства, собранные с жильцов данного многоквартирного дома расходуются на нужды этого же дома. Такая практика позволяет избежать перекрестного субсидирования жилых домов разного года постройки, материала стен, проведения текущего и капитального ремонта и т.д. Отсутствие по объектного учета допускает многократное списание затрат на одни и те же работы, что приводит к возможным злоупотреблениям и припискам, а отсутствие независимой общественной экспертизы обоснованности затрат и качества предоставляемых услуг в сфере ЖКХ, несовершенство муниципального законодательства в данной сфере в значительной степени способствуют возникновению коррупции.

Приблизительная система по объектного учета затрат:

1. Экономист управляющей компании ежемесячно доводит до сведения руководителя объем планируемых доходов по каждому дому (группе домов).

2. На основе предполагаемых доходов руководитель совместно с ООО «Мастер» планирует объем работ на месяц на данном объекте.

3. По факту работы за отчетный месяц руководитель составляет исполнительную смету расходов по видам произведенных работ, их фактической стоимости и стоимости затраченных материалов.

4. Экономист управляющей компании составляет по объектную смету доходов и расходов.

5. Руководитель доводит исполнительную по объектную смету доходов и расходов до сведения жителей каждого дома.

6. Управляющая компания получает возможность в любое время контролировать качество и объемы производимых работ. Возможно установление гарантийного срока на отдельные виды работ.

7. Жители дома контролируют расходы управляющей компании, принимают непосредственное участие в определении приоритетов расходов и работ в их доме, осуществляют контроль качества работ и услуг.

В соответствии с ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме принимают на общих собраниях все основные решения по вопросам содержания общего имущества. Управляющие организации в рамках управления многоквартирными домами осуществляют действия по содержанию общего имущества, исполняя решения собственников помещений, в пределах выделяемых ими на эти цели средств. Обязанности управляющих организаций по содержанию общего имущества являются не первичными, а производными от обязанностей собственников помещений. Поэтому правила содержания общего имущества в многоквартирном доме должны распространяться непосредственно на собственников помещений, а на управляющие организации только опосредованно (как следствие возложения на них обязательств, вытекающих из возмездных договоров или из членства в таких организациях).

Исходя из того, что ООО «Жилфонд» является новой управляющей компанией, в первый год работы будут использованы тарифы на управление многоквартирными домами, ремонт и содержание жилого фонда, исходя из действующих тарифов, установленных законодательством на 2009год.

Решением Курганской городской Думы от 26 ноября 2008 года № 322 в рамках полномочий органов местного самоуправления установлен предельный размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, обеспечивающий содержание общего имущества в многоквартирном доме, только для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, установлены следующие тарифы:

руб./кв. м (с НДС)

Категории жилых домов Управление многоквар-тирными домами   Содержание общего имущества дома   Текущий ремонт общего имущества дома
    Содержа- ние Пользо вание лифтом Вы- воз ТБО Вы- воз ЖБО <5> Жилые дома с газовыми плитами Жилые дома с газовыми плитами и газовыми водонагре- вателями Жилые дома с газовыми плитами при отсутствии централизо- ванного газоснабжения (баллонный газ)
Жилые дома, имеющие все виды благоустройства, включая лифт Ставки оплаты за 1 кв. м общей площади 1,00 4,31 4,00 0,81 - 5,75 6,08 5,62
  Ставки оплаты за 1 кв. м жилой площади 1,40 6,03 5,60 1,13 - 8,00 8,33 7,87
Жилые дома, имеющие все виды благоустройства, за исключением лифта Ставки оплаты за 1 кв. м общей площади 1,00 4,31 - 0,81 - 5,75 6,08 <2> 5,73 <3>
  Ставки оплаты за 1 кв. м жилой площади 1,40 6,03 - 1,13 - 8,00 8,33 7,98
Жилые дома без одного или более видов коммунальных удобств <4> Ставки оплаты за 1 кв. м общей площади 1,00 4,31 - 0,81 - 3,50 <1> 3,83 <2> 3,48 <3>
  Ставки оплаты за 1 кв. м жилой площади 1,40 6,03 - 1,13 - 4,85 5,18 4,83

Если цена услуг по содержанию и ремонту конкурентная и свободная, ее могут утвердить собственники по предложению управляющей организации, то размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ (ст. 157 ЖК РФ, а также Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.06; Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.06). Плату за коммунальные услуги собственники жилых помещений оплачивают напрямую поставщикам услуг.

Наши рекомендации