Количество мест на предприятиях
Тип предприятия общественного питания | Количество мест, % |
В столовых для студентов и обслуживающего персонала | |
В столовых для профессорско-преподавательского состава | |
В диетических столовых | |
В буфетах для студентов | |
В буфетах для профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала |
Столовые высших учебных заведений размещают в отдельных зданиях, соединенных с основными учебными корпусами отапливаемым переходом, или в здании учебного корпуса (общежития). Расстояние от столовых до учебно-производственных помещений не должно превышать 500 м.
Основной формой организации питания студентов вузов и учащихся техникумов является отпуск пиши в столовых-доготовочных и столовых-раздаточных, расположенных как в зданиях учебных корпусов, так и в общежитиях. В крупных учебных заведениях с численностью обучающихся более 5 тыс. человек может быть организован комбинат студенческого питания, включающий кафе, кафе-автоматы, кафетерии и буфеты, расположенные на отдельных этажах учебных корпусов, общежитий. Предусматривается также магазин-кулинария.
Порядок работы столовых, кафе, буфетов при институтах и техникумах устанавливается администрацией предприятия общественного питания совместно с администрацией учебного заведения. Предприятия общественного питания должны быть открыты за 30 мин до начала занятий первой смены и заканчивать работу через час после окончания занятий второй смены. Если в учебном заведении обучаются студенты вечернего отделения, то предприятия общественного питания должны работать до начала второго занятия на вечернем отделении.
Диетическое питание в вузах и техникумах организуют в диетических столовых или диетзалах. Диетические блюда могут отпускаться в общем зале с отдельной раздачи. Часть студентов и учащихся техникумов получает диетическое питание на льготных условиях по путевкам, которые выделяют за счет средств социального страхования.
Основной и перспективной формой обслуживания в студенческих столовых является реализация скомплектованных рационов питания по абонементам с помощью механизированных линий раздачи пищи.
В студенческих столовых применяют и такую форму обслуживания, как предварительное накрытие столов с накоплением обедов в тепловых шкафах. План размещения групп студентов в зале составляется администрацией и вывешивается в вестибюле. На каждом столе устанавливают указатель группы. Столы сервируют до прихода студентов и подают блюда, не требующие подогрева. После заполнения зала студентами официанты-раздатчики на передвижных стеллажах ввозят в зал и подают горячие блюда, одновременно собирая абонементные талоны. Внедрение питания по абонементам имеет большое значение. Приобретая абонементы на месяц, студенты имеют возможность рационально питаться, более правильно распределять свой бюджет, а предприятие — организовать четкое планирование работы производства. Студенты приобретают талоны в кассе столовой, профкоме, общежитии, бухгалтерии при получении стипендии. Их распространением занимаются кассиры, работники бухгалтерии столовой, профорги учебных групп.
Для быстрого обслуживания студентов во время коротких перерывов между занятиями целесообразно организовывать столы-буфеты, через которые реализуют холодные закуски, фрукты, овощи, бутерброды, напитки, кондитерские изделия. Рядом с каждым изделием на таком столе-буфете должны быть ценник, щипцы, лопатки, вилки, бумажные салфетки, запас чистой посуды и приборов. Стол может работать по принципу саморасчета. Буфеты такого типа можно оборудовать в залах столовых, отдельных помещениях, холлах и коридорах учебных корпусов.
Широко используют в студенческих столовых молочные, витаминные и чайные столы саморасчета.
Перспективным в высших и средних учебных заведениях является создание автоматизированных кафе и буфетов. Реализация продукции через автоматы позволяет намного сократить затраты времени на получение пищи и денежный расчет и тем самым обслужить большее количество студентов за сравнительно короткий перерыв между учебными занятиями, а также организовать питание студентов-вечерников.
Для реализации блюд посредством автоматов используют посуду одноразового пользования (бумажные стаканы, тарелки, а также посуду из фольги и пластмассы); можно использовать и обычную посуду. Предприятия оснащают автоматами для продажи бульонов, вторых блюд, бутербродов и холодных закусок, напитков, пирожков и кондитерских изделий, хлеба, газированной воды, а также для размена монет. В автоматизированных предприятиях должны быть следующие помещения: зал; цех доработки полуфабрикатов; моечные столовой и кухонной посуды; кладовые для продуктов; бытовые помещения; комната для сортировки и подсчета монет, жетонов. Площадь помещений для питающихся должна быть на 10—15 м2 больше, чем в обычных аналогичных предприятиях. Преподавателей вузов обслуживают в специально выделенных залах, применяя метод самообслуживания с последующим расчетом.
Формы и методы обслуживания в столовых при вузах и техникумах зависят от режима труда и отдыха преподавателей, студентов, интенсивности потока питающихся в течение дня, состояния материально-технической базы.
РАЗДЕЛ XI. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА
Тема 23. Функции обслуживающего персонала
План
1. Права и обязанности менеджера зала (метрдотеля).
2. Требования к официанту.
3. Требования к бармену.
4. Требования к буфетчику сервис-бара.
5. Требования к кассиру.
6. Пути повышения эффективности использования персонала.
1. Права и обязанности менеджера зала (метрдотеля)
1. В своей работе руководствуется инструкциями и правилами, определяющими работу ресторана, Правилами внутреннего трудового распорядка, распоряжениями и указаниями директора и настоящей должностной Инструкцией.
2. Назначается на должность и освобождается от занимаемой должности директором ресторана.
3. Является организатором и распорядителем работы в залах ресторана. Ему подчиняются официанты, мойщицы-сборщицы посуды.
4. Должен иметь среднее специальное или высшее образование, опыт работы в предприятиях общественного питания, владеть одним из иностранных языков.
Менеджер зала ресторана обязан:
1. Своевременно обеспечивать подготовку залов ресторана к работе, для чего:
- проверить состояние оборудования и мебели торговых залов;
- осмотреть внешний вид обслуживающего персонала;
- провести расстановку официантов в залах с учетом их практических навыков и знаний;
- провести необходимый инструктаж официантов смены о порядке и формах обслуживания посетителей на текущий день;
- встречать посетителей ресторана, приглашать их к столу и в случае отсутствия в данный момент официантов принять заказ или поручить принять заказ другому официанту.
2. Знать план товарооборота по торговому залу и обеспечивать его выполнение.
3. Осуществлять контроль за соблюдением официантами правил
подачи блюд, напитков, качества обслуживания. Не допускать
злоупотребления посетителями спиртными напитками.
4. Оказывать практическую помощь в работе официантам, давать им необходимые рекомендации по обслуживанию посетителей.
5. Осуществлять контроль за правильностью расчетов с посетителями и своевременную сдачу гарантийных писем по безналичному расчету в бухгалтерию. Подписывать счета официантам.
6. Составлять меню для банкетов, предварительно согласовывая их с заведующим производством или его заместителем.
7. Проверять наличие блюд и напитков, включенных в меню, до конца рабочего дня.
8. Немедленно решать вопросы по возникающим конфликтным ситуациям в торговых залах. Заявления и пожелания посетителей по вопросам обслуживания доводить до сведения директора ресторана.
9. Принимать участие в организации работы по повышению деловой квалификации официантов. Постоянно проводить воспитательную работу с персоналом торговых залов, направленную на укрепление трудовой и производственной дисциплины, обеспечение высокой культуры обслуживания.
10. Хорошо знать должностные инструкции работников торговых залов.
11. Следить за соблюдением сотрудниками залов правил техники безопасности, санитарных норм и противопожарных мероприятий.
12. Ежедневно до начала и окончания работы подписывать кассовую ленту и проверять кассовые счетчики, участвовать в пересдаче смены кассиров и подписывать акт их передачи.
13. После закрытия ресторана проследить за сдачей официантами в кассу авансовых сумм и выручки за данный день, за сдачей в сервизную посуды и приборов, за своевременным уходом всего обслуживающего персонала.
14. Ежемесячно составлять график выхода на работу работников зала, вести табель учета отработанного времени.
Менеджер зала имеет право:
1. Принимать участие в подборе кадров для работы в торговых залах ресторана.
2. Отстранять от работы официантов, буфетчиц и других сотрудников торговых залов, одетых не по установленной форме и имеющих неопрятный вид.
3. Осуществлять контроль за отпуском и оформлением готовых блюд с производства, требовать замены некачественно приготовленных блюд.
4. Требовать от посетителей ресторана соблюдения установленных правил поведения в предприятиях общественного питания, не допускать в ресторан лиц в нетрезвом виде, загрязненной одежде, одетых в спортивные костюмы," пижамы, халаты и т. п.
5. Вносить предложения по улучшению организации работы; по улучшению условий труда сотрудников, их поощрению или наложению дисциплинарных взысканий.
Менеджер зала несет ответственность:
- за поведение персонала торговых залов, качество обслуживания посетителей в залах ресторана;
- за невыполнение своих обязанностей, перечисленных в настоящей должностной Инструкции, а также распоряжений директора ресторана;
- за бой посуды, порчу имущества ресторана, причиненные во время работы, за неправильное хранение и эксплуатацию материальных ценностей;
- за несоблюдение сотрудниками ресторана санитарных и противопожарных правил, правил техники безопасности и Правил внутреннего трудового распорядка ресторана.
- Требования к официанту
. Официант должен иметь профессиональную подготовку; знать и уметь применять на практике правила и технические приемы обслуживания потребителей, составлять меню для банкетов, знать:
• основные правила этикета, правила сервировки стола;
• знать виды и назначение столовой посуды, приборов, столового белья, применяемых при обслуживании потребителей;
• правила и очередность подачи блюд, напитков, требования к их оформлению и температуре, соответствие ассортимента винно-водочных изделий характеру подаваемых блюд;
• правила международного этикета;
• технику и специфику обслуживания иностранных потребителей;
• особенности приготовления, оформления и подачи национальных, фирменных и заказных блюд, блюд иностранных кухонь;
• особенности обслуживания приемов, банкетов, торжеств и других специальных мероприятий, а также отдельных контингентов потребителей;
• характеристику блюд и напитков, уметь предложить их потребителю и предоставить краткую информацию о них в процессе обслуживания;
• в пределах разговорного минимума иностранный язык и профессиональную терминологию;
• правила эксплуатации контрольно-кассовых машин, порядок оформления счетов и расчета по ним с потребителями;
• формы расчетов с потребителями, в том числе с иностранной валютой и кредитными карточками;
• основы психологии и соблюдать при обслуживании принципы профессиональной этики.
В целях обеспечения безопасности потребителей при обслуживании официант обязан быть осторожным и внимательным при сервировке стола, транспортировании подносов с блюдами по залу, переносе обеденных приборов и посуды: следить за состоянием пола в зале и около раздачи.
- Требования к бармену
Бармен должен иметь профессиональную подготовку и знать:
• основные правила этикета и технику обслуживания потребителей за барной стойкой и в зале;
• ассортимент, рецептуру, технологию приготовления, правила оформления и подачи алкогольных, слабоалкогольных коктейлей, напитков, а также закусок, блюд, кондитерских изделий;
• правила международного этикета, специфику и технику обслуживания иностранных потребителей;
• иностранный язык международного общения в пределах разговорного минимума;
• виды и назначение инвентаря, столовой посуды, приборов, оборудования, используемых при приготовлении и отпуске напитков и закусок;
• правила эксплуатации видео- и звуковоспроизводящей аппаратуры, контрольно-кассовых машин, порядок оформления счетов и расчета по ним с потребителями;
• условия и сроки хранения кулинарной продукции и покупных товаров, температурные режимы подачи напитков и закусок;
• номера телефонов вызова такси, милиции, скорой помощи, пожарной команды.
Бариста - специалист по приготовлению и правильной подаче кофе. Эта профессия впервые появилась в Италии. Идеальный бариста должен уметь чувствовать как сам напиток, который он готовит, так и посетителя, для которого он это делает. Бариста должен быть коммуникабельным. Непринужденное общение и располагающая улыбка способны заметно улучшить восприятие вкусовых качеств кофе.
Бариста должен знать:
• историю кофе и его сортовой состав;
• правила работы с кофемолкой;
• особенности безопасной эксплуатации кофемашины;
• рецептуры, технологию приготовления и правила оценки качества различных видов кофе.
Бариста должен уметь:
• регулировать разные степени помола кофейных зерен в кофемолке (крупный, средний, тонкий);
• четко определять оптимальную температуру для приготовления кофе;
• взбивать пену нужной консистенции;
• правильно подбирать посуду для подачи того или иного напитка;
• составлять кофейную карту, включая в нее как классические рецепты, так и оригинальные, разработанные самим Бариста для создания фирменного стиля бара;
• владеть искусством создания рисунка на кофейной пене (латте-арт);
• обладать артистизмом, разыгрывая шоу, способное взбодрить посетителя.
- Требования к буфетчику сервис-бара
Буфетчик сервис-бара должен иметь профессиональную подготовку и знать:
• порядок обслуживания потребителей покупных товаров в строгом соответствии с нормами их выхода и отпуска;
• знать и выполнять правила эксплуатации торгово-технологического и холодильного оборудования для обеспечения безопасности потребителей в процессе обслуживания;
• ассортимент, рецептуру, технологию приготовления реализуемых блюд, закусок и напитков;
• правила нарезки продуктов, оформления и отпуска блюд, отдельных товаров;
• соблюдать товарное соседство, сроки и температурные режимы хранения блюд, полуфабрикатов, кулинарных изделий и покупных товаров.
• виды и назначение используемой посуды, приборов и инвентаря;
• способы, правила размещения и выкладки товаров на буфетных стойках и прилавках, режимы хранения продуктов в холодильных шкафах;
• краткую товароведно-технологическую и кулинарную характеристику реализуемых товаров и продукции;
• способы и правила упаковки товаров и продукции;
• правила эксплуатации контрольно-кассовых машин, правила подсчета стоимости покупки и расчета с потребителями.
- Требования к кассиру
Обязанности:
• осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность;
• оформляет документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов;
• ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу;
• сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком. Составляет кассовую отчетность.
Должен знать:
• постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся ведения кассовых операций;
• формы кассовых и банковских документов;
• правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг;
• порядок оформления приходных и расходных документов; лимиты остатков кассовой наличности, установленной для организации; правила обеспечения их сохранности;
• порядок ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности;
• правила эксплуатации электронно-вычислительной техники; ' • основы организации труда;
• законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;
• правила внутреннего трудового распорядка;
• правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
- Пути повышения эффективности использования персонала
Использование персонала представляет собой комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий для наиболее эффективной реализации творческого и физического трудового потенциала работников.
Использование персонала должно отвечать целям организации, не ущемлять интересы личности и обеспечивать строгое соблюдение Трудового кодекса Российской Федерации.
Система использования персонала в организации должна быть такой, чтобы работники могли обеспечивать наибольшую отдачу на своем рабочем месте.
Для выявления наиболее полного соответствия работника требованиям конкретного рабочего места, а также определения возможностей профессионального роста работников необходимо проведение профессиографического анализа путем составления личностно-деловых качеств человека и требований профессий.
Профессионально важные качества человека изучаются с помощью ознакомления с личными документами (личный листок по учету кадров с биографическими данными - резюме, документы об образовании и квалификации работника, трудовая книжка), путем личной беседы, анкетирования, тестирования.
Анкетирование позволяет получить информацию о профессиональных интересах человека. Тестирование включает набор знаний, в процессе решения которых выявлялись те или иные личностные и психологические качества работника: способности, уровень интеллекта, общительность, эмоциональность, уравновешенность и др.
Для правильного отбора работников на рабочие места или должности рекомендуется составлять профессиограммы, которые содержат критерии к качеству и функциональным способностям работников. Профессиограмма - набор требований к личностно-деловым качествам и способностям, предъявляемых к исполнителю должности или к предъявителю определенной профессии. Она служит основой для определения профессиональной пригодности различных категорий работников.
Чтобы построить профессиограмму, т.е. график, отражающий стандартные требования к исполнителю должности или представителю профессии, необходимо разработать требования к руководителю любого уровня.
Заключение
В сущности, ресторанному бизнесу в широком смысле в нашей стране нигде никого не учат. А ведь для того, чтобы успешно управлять рестораном в далеко не простых российских экономических условиях, ресторатор должен не только сочетать в себе личные качества «крепкого хозяйственника», толкового администратора, умеющего рисковать бизнесмена, но и, как минимум, хорошо разбираться в многочисленных нюансах специфики ресторанного дела.
Ресторанный бизнес - это интегрированная сфера предпринимательской деятельности, связанная с организацией производства и управлением рестораном и направленная на удовлетворение потребностей населения в разнообразной, здоровой и вкусной пище, сервисных услугах, а также получение прибыли.
На страницах этого издания вы познакомились с такими понятиями как классификация услуг общественного питания, виды торговых помещений, этапы обслуживания. Вы изучили понятия, термины, определения в области организации обслуживания. Познакомились с особенностями организации обслуживания потребителей в предприятиях различных типов и классов.
Данное пособие посвящено также и изучению современных прогрессивных форм обслуживания. К ним относятся: шведский стол, стол-экспресс, зал-экспресс, воскресный бранч, кофе-брейк, сырная тарелка и сырная тележка, которые в настоящее время используются на предприятиях общественного питания. В изложении материала используется передовой отечественный и зарубежный опыт организации обслуживания в ресторанах, барах, кафе, информация, изложенная в журналах «Питание и общество», «Ресторан», «Ресторанный бизнес», «Ресторанные ведомости», «Вы и ваш ресторан», «Гастрономы», «Шеф».
Изучив данное издание, вы узнаете не только теоретические основы ресторанного бизнеса, но будете знать, какие методы и формы использовать в практической работе по проведению и организации обслуживания туристов и VIP-гостей.
Литература
1. ГОСТ 50864-95 «Услуги общественного питания. Требования к производственному персоналу» [Текст]. Введ. 1995-05-01. - М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов, 1995.
2. ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения» [Текст]. - М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 1994.
3. ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий». [Текст]. - М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 1995.
4. ГОСТ Р 50935-96 «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу». [Текст]. - М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 1996.
5. Правила оказания услуг общественного питания [Текст]: утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.97 № 1036.
6. О защите прав потребителей [Текст]: федеральный закон от 07.02.02 г. № 2300-1. - М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», 2000.
7. О качестве и безопасности пищевых продуктов: федеральный закон от 02.01.2000.
8. Богушева, В.И. Бары и рестораны. Искусство обслуживания» [Текст]: учебное пособие / В.И.Богушева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -(Серия «Учебники и учебные пособия»).
9. Кучер, Л.С. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания [Текст] / Л.С.Кучер, Л.М. Шкуратова. - М.: Деловая литература, 2002.
10. Радченко, Л.А. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания [Текст] / Л.А.Радченко. - М.: Ростов - на - Дону: Феникс, 2001.
11. Справочник технолога общественного питания [Текст] / сост. А. И. Мглинец, Г. Н. Ловачева, Л. М. Алешина [и др]. -М.: Колос, 2000.
12. Справочник руководителя предприятия общественного питания [Текст] / Сост. А. Н. Ершов, А. Ф. Юрченко. - М.: Экономика, 1981.
13. Усов, В.В. Организация производства и обслуживания предприятиях общественного питания [Текст] / В.В.Усов. М.: ПрофОбрИздат, 2002.
Учебное издание
Кейс-технология
260807 Технология продукции общественного питания
Блок специальных дисциплин
Шефер Надежда Александровна