Существует ряд альтернативных концепций, на основе которых коммерческие и некоммерческие организации осуществляют управление своей деятельностью, а именно: - концепция совершенствования производства;
- концепция совершенствования товара;
- концепция интенсификации коммерческих усилий;
- концепция классического маркетинга;
- концепция социально-этичного маркетинга;
- концепция маркетинга взаимодействия.
Концепция совершенствования производства Имеется в виду, что потребители отдают предпочтение товарам, которые широко распространены и предлагаются по умеренной цене. В основе этой концепции лежат следующие предпосылки: - компания концентрирует внимание на снижении себестоимости (путем повышения производительности) с той целью, чтобы производить товары по доступным ценам;
- потребители заинтересованы в покупке товаров, которые производит эта конкретная фирма. В таком случае возможна ситуация превышения спроса на товар над его предложением, вследствие чего главной задачей фирмы становится поиск путей расширения производства;
- потребители знают о наличии изделий-аналогов и осуществляют свой выбор на основе сравнения цен на аналогичные товары.
Концепция совершенствования товара Это такая ориентация управления, которая предусматривает, что потребитель благоприятно относиться к товару, поскольку он достаточно высокого качества и имеет лучшие эксплуатационные свойства. В данном случае фирма (организация) должна сконцентрировать внимание на совершенствовании товара. Концепция интенсификации коммерческих усилий Эта концепция также известна как "концепция сбыта". Она характеризует направление, которого придерживаются производители товаров в своем стремлении правильно организовать сбытовую деятельность. Основные составляющие этой концепции таковы: - Главная задача фирмы состоит в достижении определенного объема продаж своих товаров;
- Потребители не будут покупать товары в том объеме, который необходим фирме, без определенного воздействия;
- Потребителей можно заставить купить определенные товары с помощью различных методов стимулирования продаж;
- Покупатели могут делать повторные покупки или существует достаточное количество потенциальных потребителей. Таким образом, на практике реализация концепции связана с навязыванием покупки, причем продавец стремится любой ценой заключить соглашение, а удовлетворение потребностей покупателя является второстепенным моментом.
Концепция классического маркетинга Есть новым направлением в сбытовой деятельности. В основе этой концепции лежат следующие положения: 1. фирма видит свою задачу в удовлетворении потребностей определенной группы потребителей; 2. фирма осознает, что удовлетворение этих потребностей требует проведения целого комплекса маркетинговых исследований для их выявления; 3. маркетинговая деятельность фирмы постоянно контролируется и анализируется; 4. фирма уверена, что результаты ее деятельности по удовлетворению спроса приведут к повторным покупкам продукции и обеспечат благоприятное общественное мнение. Таким образом, концепция маркетинга - это ориентация на покупателей, подкрепленная комплексом мер, нацеленных на удовлетворение потребностей рынка. Концепция социально-этичного маркетинга Так же, как и концепция классического маркетинга, предполагает, что первостепенной задачей фирмы является определение потребностей и спроса отдельных групп потребителей и использование эффективных и продуктивных, чем у конкурентов, способов удовлетворения этих потребностей. Но вместе с этим, фирма должна обеспечить сохранение и укрепление благополучия потребителя и общества в целом. Появление этой концепции вызвали некоторые сомнения относительно того, насколько концепция классического маркетинга соответствует нашему времени, когда налицо ухудшение окружающей среды, недостаточность природных ресурсов, стремительный прирост населения, всемирная инфляция и запущенное состояние сферы социальных услуг. По Ф. Котлер, эта концепция "требует от деятелей рынка сочетание в рамках политики маркетинга 3-х факторов". Сначала при разработке политики маркетинга фирмы ориентировались, главным образом, на получение прибыли. Со временем акцент переносится на удовлетворение покупательских потребностей, результатом чего явилась концепция классического маркетинга. Сегодня же в процессе принятия решений учитываются также и интересы. Сочетание всех трех указанных факторов и характеризует концепцию социально-этичного маркетинга, результатом принятия которого может быть значительный рост продаж и прибыли. |