Технология изготовления вплавляемых этикеток
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭТИКЕТОК
Технология изготовления объемных этикеток
Объемная этикетка (шильда) представляет собой информационную табличку, с размещенными на ней надписями или изображенным рисунком, относящимися к маркируемому изделию.
Шильдик (жаргонное название, пришедшее на смену термину шильда) получил широкое распространение благодаря устойчивости к различным неблагоприятным погодным условиям: повышенной влажности, ультрафиолетовому излучению перепаду температур. Большая популярность этого вида этикеточной продукции объясняется еще и ее оригинальной фактурой.
Это самоклеящаяся этикетка, покрытая слоем прозрачного полимера. Вид полимерной смолы определяет фактуру шильдика, делая его твердым, несгибаемым или наоборот, гибким и эластичным. Полимерный слой превосходно защищает шильдик от механических воздействий. Использование пластичного вида полимерной смолы позволяет шильдику восстанавливать первоначальный вид после механических повреждений: мелкие царапины и трещины исчезают с поверхности шильдика через несколько минут, и она опять становится как новая.
Добавление в полимер специальных наполнителей украшает шильдик и придает ему индивидуальность.
Эпоксидная смола, которой покрывают шильдик, сохраняет сочность красок, а ее способность оптического увеличения делает изображения на шильдике объемными и более яркими. Также полимерное покрытие защищает объемную этикетку от химического воздействия, например, бензина или топливного масла.
Шильдик используется в качестве этикетки для продукции фирменного изготовления: им этикетируют компьютеры, различные промышленные приборы, эксклюзивную косметику, заводское оборудование. Шильдик нашел свое применение и в декоративном оформлении (мебель, автомобили), а также, в качестве сувенирных брелоков, значков, и в рекламных целях.
Объемная этикетка изготавливается из непромокаемого материала, в качестве которого могут служить поликарбонатовые, полиэстеровые пленки, ПВХ или АБС пленки. Также, в качестве материала для изготовления шильдика, может применяться металл или пластик. В некоторых случаях, используют специальный состав из смеси белой глины и стекла, называемый ситалл.
Основой для печати служит самоклеящаяся пленка.
На самоклеящуюся подложку наносят изображение. Если сроки изготовления малы и заказ малотиражный, для нанесения изображения используют лазерную печать. Однако же самым качественным способом печати объемных этикеток считается трафаретная печать (шелкография). При больших объемах и необходимости получения полноцветного изображения, прибегают к флексопечати.
После того, как изображение нанесено, шильдик нарезают или высекают, используя для этой манипуляции традиционные способы: тигельный пресс, плоттер, лазер.
На заключительном этапе изготовления, шильдик покрывают смолой. Вид смолы выбирают в зависимости от фактуры изготавливаемого шильдика, его оттенков и, разумеется, стоимости. Спустя сутки, объемная этикетка готова к использованию.
В настоящее время, шильдики довольно часто можно встретить в повседневной жизни. Широкое распространение получил новый сувенир – разновидность объемной наклейки – магнит с полимерным покрытием изображения. Такой вид шильдика применяется как украшение в быту, офисах, и в образовательных целях: презентации, учебные пособия.
Области применения объемных этикеток. Этикетка является одним из важнейших элементов дизайна продукта. Именно она во многом определяет внешний вид товара, а, значит, и его привлекательность для покупателя.
Современные этикетки должны соответствовать ряду требований. Главные из них – это привлекательный внешний вид, высокое качество изготовления и стойкость к воздействию внешних факторов.
Дизайнеры постоянно стремятся предложить новые формы этикеток, использовать необычные графические композиции и другие приемы для повышения привлекательности традиционных плоских этикеток и часто получают неплохие результаты. Однако, по-настоящему новым и оригинальным решением в области дизайна этикеточной продукции стало появление объемных этикеток, получаемых с помощью покрытия плоской этикетки специальным полимером. Обладая рядом уникальных свойств, трехмерные этикетки быстро завоевали популярность. Сегодня они используются для решения самых различных задач.
Большое распространение объемные этикетки получили в области автомобилестроения. Трудно в наше время встретить автомобиль или мотоцикл, который бы не имел на своем корпусе объемных этикеток. Долговечность и устойчивость к механическим воздействиям в полной мере удовлетворяют высоким требованиям компаний-производителей авто и мототехники. Еще одна область применения трехмерных этикеток – это производство оборудования и приборов промышленного и бытового назначения. Незаменимы объемные этикетки при изготовлении полиграфической продукции, сувениров, бижутерии, пультов управления, клавиатур, эксклюзивных упаковок и множества других видов продукции. В настоящее время уже начинают применяться технологии создания трехмерных этикеток для спортивной и спецодежды и обуви.
Объемные этикетки применяются на следующих объектах:
· логотип на автомобиле или мотоцикле;
· бейджики, прикрепляемые к одежде обслуживающего персонала;
· таблички на двери;
· табличка с нанесенным на нее наименованием модели компьютерной техники;
· таблички с гравировкой в виде памятного подарка;
· таблички с паспортными данными на заводском оборудовании и т.п.
Материалы для изготовления объемных этикеток. Объемные этикетки используются в самых различных областях, и, соответственно различаются материалы и технология их изготовления. В качестве подложки обычно используются различные виды полимерных пленок (поликарбонатных, полиэстеровых, АБС и других). В некоторых случаях подложка изготавливается из металла.
В производстве объемных этикеток для автомобильной промышленности, обычно применяются пленочные материалы и клеевые составы, обладающие высокой прочностью и адгезионными характеристиками. Улучшить внешний вид этикетки можно с помощью голографических и металлизированных материалов. В этом случае, сочетание свойств пленочной основы и смолы создает неповторимые оптические эффекты. Часто объемные этикетки с голографическими подложками используются в целях дополнительной защиты продукции от подделки. В некоторых случаях производители объемных этикеток изготавливают подложку из светоотражающего материала. Этикетки такого типа могут выполнять роль катафотов и применяться в велосипедах и автомобилях даже без нанесения дополнительного изображения.
Помимо подложки, очень важным компонентом объемной этикетки является смола для заливки. Она представляет собой двухкомпонентный полиуретановый материал, состоящий из непосредственно смолы и отвердителя. Смола, в зависимости от степени твердости, разделяется на мягкую, среднюю и твердую. Мягкие смолы используются в производстве этикеток, наклеиваемых на неровные поверхности (бутылки, велосипедные рамы и т.п.). Смола со средней степенью твердости используется, как правило, для изготовления этикеток рекламно-сувенирного назначения. Твердые же смолы предназначены для объемных этикеток, наносимых на плоские поверхности.
Оборудование для производства объемных этикеток. Оборудование для заливки смолой, используемое в производстве объемных этикеток, представлено большим числом моделей машин, различающихся как по своей конструкции, так и по назначению. Общим, для всех видов оборудования данного типа, является наличие следующих основных модулей: смесителя, вакуумного стола, распределительной головки и управляющей компьютерной системы.
Главным из этих компонентов является смеситель. Именно в нем осуществляется смешивание смолы и отвердителя на большой скорости. Полученная смесь поступает в распределительную головку и через установленные в ней иглы попадает на поверхность подложки. В зависимости от конструкции машины, объема тиража и размеров этикеток может быть задействовано до 64 игл, каждая из которых наносит смолу на этикетку.
Большое количество игл используется обычно для этикеток вытянутой формы. Для получения качественной заливки, необходимо проводить периодическое техническое обслуживание распределительной головки с иглами и смесителя, очищая их от загрязнений с помощью растворителей.
Оборудование для изготовления объемных этикеток предоставляет возможность установки сочетания смолы и катализатора в необходимых пропорциях. Это соотношение нужно периодически контролировать. В случае его нарушения, процесс отвердения может быть неполным, и после сушки смола на этикетке окажется липкой. Как правило, иглы в распределительной головке жестко закреплены, но в современных моделях машин используется механизм, который под управлением компьютерной системы может перемещать их в нужном направлении в соответствии с формой этикетки. Это дает возможность высокоточной заливки поверхностей сложной конфигурации, в том числе, покрытия смолой отдельных участков на подложке (букв, надписей, графических объектов и т.п.).
Технология изготовления вплавляемых этикеток
Вплавляемые этикетки могут изготавливаться из разных материалов, однако их основа должна состоять из термопласта, способного формировать под воздействием высокой температуры и давления прочную связь с материалом упаковки. Наиболее прочное соединение достигается в случае, если этикетка и упаковка изготовлены из одного и того же материала. Для стабилизации процессов транспортировки и установки этикеток в прессформу они должны обладать определенной жесткостью, которая зависит от типа и толщины материала. Предварительно высеченные этикетки должны иметь толщину 50-80 мкм, при рулонной подаче допустимо применение материалов толщиной до 30 мкм. Этикетки наносятся на нижние и боковые поверхности коробочек различной формы — с прямоугольным (с закругленными краями), круглым или овальным сечением, а также на крышки. Процесс вплавления этикетки включает следующие основные этапы:
· отделение этикетки от стопы (или отрезание от ленты) и вставка в прессформу термопластавтомата;
· фиксация этикетки в прессформе;
· смыкание прессформы и ее перемещение к соплу;
· впрыск расплава полимера в прессформу;
· выдержка давления в прессформе до отвердения полимера;
· отвод прессформы от сопла, ее размыкание и извлечение этикетированного изделия.
Рис. 12.1. Принципиальная схема процесса нанесения вплавляемых этикеток: а — высеченная этикетка; б — установка этикетки в пресс-форму; в — замыкание пресс-формы и ее перемещение к соплу; г — впрыск расплава полимера через канал в пуансоне; д — размыкание пресс-формы; е — этикетированное изделие