Рыночная экономика и ее модели
Рынок: понятие, условия возникновения, функции.
Основные черты (институциональные основы) рынка.
Сегодня экономика большинства стран мира является рыночной. Очевидно, что она значительно отличается от чистого (классического) капитализма 19 века. Современное государство активно вмешивается в рыночный механизм и оказывает существенное воздействие на деятельность индивидов, домохозяйств, фирм и экономическую систему в целом.
Таким образом, современная рыночная экономика, в отличие от эпохи свободной конкуренции, является регулируемой. Однако, и сегодня ее основным институтом по-прежнему является рынок.
При всем многообразии определений рынка можно выделить два подхода к трактовке данной категории: определение рынка в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова рынок понимается как механизм обмена, который позволяет посредством цен согласовывать действия экономически обособленных субъектов хозяйствования; в широком смысле слова рынок – это саморегулирующаяся система движения благ и услуг в форме товаров и денег в масштабах всего общественного воспроизводства и на всех уровнях экономической системы.
К числу условий возникновения рынка относятся: регулярность обмена; общественное разделение труда; экономическая обособленность товаропроизводителей.
Регулярность обмена является следствием углубления общественного разделения труда и усиления экономической обособленности производителей.
Общественное разделение труда предполагает обособление различных видов общественного труда, в условиях которого производители специализируются на изготовлении определенных видов продукции. Очевидно, что в этом случае для удовлетворения всего спектра потребностей они вынуждены обмениваться результатами своего труда.
Экономическая обособленность означает независимость и самостоятельность производителей в принятии хозяйственных решений относительно того, что и как производить, кому, в каком количестве, когда, где и по какой цене продавать. Адекватной основой такого экономического порядка является существование частной собственности на экономические ресурсы и произведенные блага.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. Самой важной его функцией является саморегулирование или координациядействий участников рыночных сделок на основе формирования рыночной цены через механизм взаимодействия спроса и предложения.
Благодаря действию «невидимой руки» (так образно называл А.Смит действие рыночных сил) экономические агенты, преследующие в своей хозяйственной деятельности исключительно личную выгоду, достаточно успешно обеспечивают достижение общественных целей.
Стимулирующая функция рынка проявляется в побуждении субъектов хозяйствования к деловой активности, к эффективному использованию экономических ресурсов, уменьшению издержек, обновлению продукции и повышению ее качества.
Информационная функция рынка заключается в обеспечении субъектов экономики информацией о состоянии экономической коньюнктуры. В рыночной экономике основным информационным сигналом как для продавцов, так и для покупателей является цена.
Санирующая функция рынка состоит в том, что рыночный механизм освобождает общественное производство от неконкурентоспособных фирм, устаревших производств и отраслей и поощряет развитие эффективно функционирующих субъектов хозяйствования.
Выполняя дифференцирующую функцию, рынок расслаивает производителей, обогащая наиболее успешных и разоряя неэффективно функционирующих.
Рынок обеспечивает также реализацию коммуникативной функции, предоставляя продавцам и покупателям возможность найти друг друга, согласовать свои действия и экономические интересы, выбрать наиболее приемлемые варианты сделок.
Выполняя распределительную функцию, рынок, во-первых, распределяет ограниченные экономические ресурсы между различными отраслями, отдельными видами хозяйственной деятельности и предприятиями (организациями), во-вторых, распределяет доходы между индивидами (домашними хозяйствами). Размеры этих доходов зависят от количества и качества принадлежащих домохозяйствам ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей), а также от их рыночной цены.
К числу основных черт (институциональных основ) рынка относятся:
экономическая свобода, или свобода хозяйственной деятельности и потребительского выбора (в рамках существующего законодательства); стремление рыночных агентов к личной выгоде; добровольное и эквивалентное взаимодействие субъектов хозяйствования; самофинансирование и экономическая ответственность субъектов хозяйствования; свободное ценообразование; конкуренция; частная собственность на экономические ресурсы и произведенные блага; ограниченная роль государства.