В) Прения сторон и последнее слово подсудимого
Для суда первой инстанции закон выделяет прения сторон и последнее слово подсудимого в качестве самостоятельных составных частей судебного разбирательства, регламентируя их отдельными статьями. В гл. 44 УПК РФ, определяющей апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела, их регламентация предусмотрена одной ст. 366. Однако они «разведены» по разным частям данной статьи и прямо указано, что последнее слово предоставляется подсудимому по окончании судебных прений.
И прения сторон, и последнее слово подсудимого проводятся в порядке, установленном для судебного заседания суда первой инстанции.
При едином порядке в их содержании имеются существенные различия. Право первого выступления следует предоставлять тому участнику, который первым принимал участие в исследовании доказательств на судебном следствии.
Содержание выступления и возможных реплик здесь обусловлено позицией каждого участника, окончательно определившейся в результате судебного следствия, причем она может несколько отличаться от заявленной в жалобе, представлении либо возражениях. Как и в прениях в суде первой инстанции председательствующий может обратить внимание участников на недопустимость ссылок на обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции и не перепроверенные судом апелляционной инстанции[33].
Назначение этой части судебного заседания, - краткое подведение итогов судебного следствия. Участники прений стремятся содержанием своих речей повлиять на внутреннее убеждение суда, и тем самым добиваться вынесения нужного им решения.
Задача судьи в этой части судебного заседания, - внимательнейшим образом выслушать аргументацию решений, предлагаемых ему сторонами, особенно профессиональных юристов – государственного обвинителя, адвоката, участвующего в деле в качестве защитника или представителя.
Судебные прения состоят из речей обвинителя, и защитника. Так же, как и в суде первой инстанции, в прениях могут участвовать потерпевший и его представитель. Подсудимый, гражданский истец и ответчик, а также их представители вправе ходатайствовать об участии в судебных прениях. Ходатайство подсудимого об участии в прениях сторон подлежит обязательному удовлетворению только при отсутствии защитника (ч. 1 ст. 292 УПК). И это вполне оправданно, так как все свои соображения и предложения он выскажет суду в своем последнем слове. Другим же участникам суд не вправе отказать в выступлении при заявлении ими соответствующих ходатайств, Так, в известном постановлении от 15 января 1999 г. Конституционный Суд РФ прямо указал, что существовавшее в УПК РСФСР 1960 г. правило, в соответствии с которым потерпевший мог участвовать в судебных прениях только при отсутствии государственного или общественного обвинителя, противоречит Конституции РФ1.
Особенностью судебных прений в суде апелляционной инстанции является то, что первым выступает лицо, принесшее жалобу либо представление. Поэтому представляется, что следующими должны выступать участники, выступающие на одной с ним стороне. Содержание реплики, если кто-либо из участников прений воспользовался правом ее произнесения, как и в суде первой инстанции, не должно выходить за рамки сказанного в речах. За этим должен проследить председательствующий. При такой последовательности выступлений участников прений судья лучше воспримет доводы сторон, а сторонам будет обеспечена реальная возможность состязания.
По окончании прений сторон председательствующий предоставляет последнее слово подсудимому, что наилучшим образом обеспечивает его право на защиту.
Председательствующий не может ограничивать продолжительность последнего слова подсудимого, не вправе сам задавать ему вопросы и не вправе позволить это участникам судебного заседания. По содержанию последнее слово должно соответствовать тем требованиям, что изложены выше применительно к речам и репликам в прениях сторон.
5. Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции. Постановление приговора. Основания отмены или изменения приговора суда первой инстанции. Отмена или изменение оправдательного приговора.
Ст. 367 УПК РФ трактует решения, принимаемые судом апелляционной инстанции:
При принятии решения суд апелляционной инстанции вправе ссылаться в обоснование своего решения на оглашенные в суде показания лиц, не вызывавшихся в заседание суда апелляционной инстанции, но допрошенных в суде первой инстанции. Если эти показания оспариваются сторонами, то лица, давшие их, подлежат допросу.
В решении указываются основания, по которым приговор суда первой инстанции признается законным, обоснованным и справедливым, а доводы лица, подавшего жалобу или представление, необоснованными, либо основания полной или частичной отмены или изменения обжалованного приговора.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения уголовного дела принимает одно из следующих решений:
1) об оставлении приговора суда первой инстанции без изменения, а апелляционных жалобы или представления без удовлетворения;
2) об отмене обвинительного приговора суда первой инстанции и оправдании подсудимого или о прекращении уголовного дела;
3) об отмене оправдательного приговора суда первой инстанции и о вынесении обвинительного приговора;
4) об изменении приговора суда первой инстанции.
В случае, предусмотренном пунктом 1 части третьей настоящей статьи, суд апелляционной инстанции выносит постановление. В случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4 части третьей настоящей статьи, суд апелляционной инстанции постановляет приговор.
Раскрывая сущность статьи можно сказать следующее. Характер принимаемых апелляционным судом актов определяется видом обжалованного решения, содержанием жалобы или представления и совокупностью фактов, установленных в ходе судебного заседания.
Анализ закона и практики приводит к выводу о наличии существенных пробелов в правовом регулировании. Предметом апелляционного обжалования может быть как приговор, так и постановление мирового судьи (например, о прекращении производства по делу, избрании меры пресечения и т.д.). Часть 1 ст. 127 УПК предусматривает возможность апелляционного обжалования приговоров и постановлений мирового судьи, а также актов, принимаемых им в ходе досудебного производства по делу. Суд апелляционной инстанции обязан дать суждение о законности, обоснованности и справедливости акта мирового судьи, сославшись при этом на процессуальный закон. Однако ч. 3 ст. 367 УПК не определяет виды решений суда апелляционной инстанции по результатам рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи. Ранее в ст. 494 УПК РСФСР указывалось на право апелляционного суда оставить постановление мирового судьи без изменения. В новом УПК ничего подобного нет. По смыслу ст. 123 и ч. 1 ст. 127 УПК жалобы в апелляционном порядке могут приноситься как на действия, так и на бездействие мирового судьи[34].
Думается, в данном случае, что необходимо руководствоваться аналогией закона, применяя правила пересмотра приговора мирового судьи, хотя рациональнее было бы дополнить ч. 3 ст. 367 УПК пунктами об оставлении постановления мирового судьи без изменения, а жалобы без удовлетворения, либо об отмене постановления суда первой инстанции и о вынесении обвинительного либо оправдательного приговора или нового постановления.
Решение суда апелляционной инстанции может быть вынесено в форме постановления либо приговора. Наиболее проста ситуация, в которой суд апелляционной инстанции в результате анализа всех доказательств приходит к выводу о том, что приговор или постановление мирового судьи являются законными, обоснованными и справедливыми. В этом случае судом выносится постановление об оставлении приговора либо постановления суда первой инстанции без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Во всех других случаях необходимо выносить приговор или постановление, полностью заменяющие приговор либо постановление суда первой инстанции. Любое изменение приговора либо постановления мирового судьи требует нового приговора или постановления, поскольку недопустима ситуация, когда по одному и тому же делу существует два решения.
В случае необходимости отмены либо изменения приговора мирового судьи законодатель предусмотрел следующие три варианта решений.
Суд вправе при наличии достаточных оснований отменить обвинительный приговор суда первой инстанции и оправдать подсудимого либо прекратить уголовное дело. Очевидно, что законодатель не предусматривает возможности вынесения обвинительного приговора при отмене обвинительного же приговора мирового судьи. Неизбежен вопрос - как быть в ситуации, когда состоявшийся обвинительный приговор вынесен с явными нарушениями уголовно-процессуального закона? Например, дело рассмотрено незаконным составом суда, либо приговор не подписан судьей? Тогда приговор подлежит безусловной отмене. После отмены приговора суд апелляционной инстанции может прийти к выводу, что представленных ему доказательств вполне достаточно для вынесения нового обвинительного приговора. Представляется, что суд вправе постановить обвинительный приговор1. В действовавшем ранее уголовно-процессуальном законодательстве (п. 3 ст. 494 УПК РСФСР) такое право суда было закреплено.
Аналогично можно рассуждать и при оценке другого вида решений – об отмене оправдательного приговора мирового судьи и постановлении обвинительного приговора. Оправдательный приговор, по представлению государственного обвинителя либо потерпевшего, при допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях и наличии в жалобах доводов о доказанности обвинения, должен быть отменен. Но если представленных обвинением доказательств недостаточно для вынесения обвинительного приговора, суд должен будет вынести новый оправдательный приговор. Эти варианты не могут уложиться в третий предлагаемый вид решения - об изменении приговора суда первой инстанции. Приговор мирового судьи в описанных случаях подлежит безусловнойотмене и об этом должно быть указано в резолютивной части нового приговора. Только после этого может быть постановлен новый приговор. При постановлении нового приговора или вынесения постановления суд апелляционной инстанции должен руководствоваться общими правилами, регламентирующими условия и процессуальный порядок принятия судом решения по уголовному делу. Однако необходимо учитывать ряд особенностей апелляционного производства. Прежде всего, апелляционный суд не вправе принимать решение о направлении уголовного дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.В описательной части новых приговора или постановления суда апелляционной инстанции должна быть указана юридическая оценка фактических данных, послуживших основанием полной отмены либо частичного изменения приговора или постановления мирового судьи. Суд апелляционной инстанции не вправе ссылаться в подтверждение своих выводов на собранные по делу доказательства, если они не были предметом исследования в апелляционной инстанции и не нашли отражения в протоколе судебного заседания. Необходимо также помнить, что суд апелляционной инстанции не вправе ухудшать положение осужденного либо оправданного без жалобы потерпевшего, частного обвинителя либо представления государственного обвинителя, (оправдательный приговор может быть изменен в части мотивирования по жалобе оправданного).
Любое решение суда апелляционной инстанции состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.
При провозглашении приговора суда апелляционной инстанции или его постановления соблюдаются требования уголовно-процессуального законодательства, предусмотренные ст. 310 УПК.
Следует отметить, что в образцах документов, находящихся в приложениях к новому УПК, имеется ряд существенных недостатков1. Прежде всего, это касается формы изложения информации о составе суда. В Конституции РФ прямо указано, что правосудие осуществляется судом. В ст. 304 УПК, касающейся содержания вводной части приговора отмечается, что в приговоре должно быть указано наименование суда, а затем состав суда. В имеющихся же образцах в начале указывается судья. Таким образом получается, что приговор именем Российской Федерации выносит судья. По закону приговор выносится судом. Эта неточность по нашему мнению должна быть устранена. Недопустимо указывать, к примеру, «Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе председательствующего...» и т.д.
Следующим недостатком является указание во вводной части на подсудимого, принимающего участие в судебном заседании. Из содержания ст. 304 УПК следует, что основные сведения о подсудимом указываются после объявления состава суда, и лиц, участвующих в судебном заседании. Поэтому указание фамилии подсудимого повторно лишено смысла. Приговоры и постановления суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке не только в те же сроки, но и в том же порядке, что и решения суда первой инстанции.
Приговор и постановление суда первой инстанции могут быть отменены либо изменены только по основаниям, предусмотренным ст. 369 УПК. Под основаниями к отмене следует понимать нарушения, допущенные на предварительном расследовании и в суде первой инстанции, свидетельствующие о незаконности, необоснованности и несправедливости судебного решения, требующие его отмены либо изменения. На мой взгляд, основания располагаются не хаотично, а в определенной последовательности. Прежде чем решить вопрос о наличии в действиях подсудимого состава преступления, предусмотренного статьей Уголовного кодекса, и о назначении справедливого наказания необходимо проверить установление самого факта события преступления и доказанности виновности подсудимого в инкриминируемом ему преступлении. При этом суд проверяет соблюдение требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании существенных обстоятельств дела; соблюдение процессуального закона, правильность применения уголовного закона; соответствие назначенного наказания тяжести преступления и личности осужденного. Такая последовательность должна соблюдаться независимо от оснований указанных в жалобе либо представлении. Основания к отмене либо изменению приговора образуют систему, в которой невозможно выделить самое важное, и нельзя установить следующее по порядку, не убедившись в нарушении предыдущих. В этой связи становится ясно, почему указание на нарушение уголовно-процессуального закона предшествует ссылке на неправильное применение уголовного закона.
Все основания к отмене либо изменению приговора, изложенные в ст. 369 УПК, нашли конкретизацию в статьях УПК, посвященных кассационным основаниям отмены либо изменения решений. Идентичность апелляционных и кассационных оснований отмены решений суда не вызывает серьезных возражений, поскольку как апелляционное так и кассационное производства являются формами пересмотра решений, не вступивших в законную силу. Основания отмены или изменения приговора мирового судьи в апелляционном порядке перечислены в ч.1 ст.369 УПК РФ. Ими признаются обстоятельства, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, установление которых судом вышестоящей инстанции влечет отмену или изменение решений суда первой инстанции.
Приговор признается не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, если: выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании; суд не учел обстоятельства, которые могли существенно повлиять на выводы суда; при наличии противоречивых доказательств, имеющих существенное значение для выводов суда, в приговоре не указано, по каким основаниям суд принял одни из этих доказательств и отверг другие; выводы суда, изложенные в приговоре, содержат существенные противоречия, которые повлияли или могли повлиять на решение вопроса о виновности или невиновности осужденного или оправданного, на правильность применения уголовного закона или определение меры наказания[35].
К фактическим обстоятельствам дела следует отнести все те обстоятельства, которые были установлены не только в суде апелляционной инстанции, но и мировым судьей. В отличие от ст.497 УПК РСФСР в ст.369 УПК РФ говорится не о полной или частичной отмене приговора мирового судьи с постановлением нового приговора, а об отмене или изменении приговора суда первой инстанции с постановлением нового приговора. Указание на частичную отмену приговора с постановлением нового приговора в этой части на практике приводило к тому, что в отношении одного и того же лица, признанного виновным в совершении преступления, имелось два приговора. Подобная ситуация вызывала определенную путаницу и сложности при исполнении приговора. По указанному основанию возможна отмена обжалуемых в апелляционном порядке постановлений мирового судьи.
Нарушениями уголовно-процессуального закона, влекущими отмену или изменение судебного решения, признаются нарушения, которые из-за лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным образом повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора. Это основание отмены судебных решений относится к формальным, которые приводят к признанию недействительным всего судебного решения, независимо от воли сторон. В отличие от УПК РСФСР в УПК РФ нет указания на признание нарушения существенным, оценка которого полностью зависела от усмотрения суда.
Как неправильное применение уголовного закона расцениваются случаи нарушения требований Общей части УК РФ, применения не той статьи или не тех пункта и (или) части статьи Особенной части УК РФ, которые подлежали применению, либо если назначено наказание более строгое, чем предусмотрено соответствующей статьей УК. В данном случае вышестоящая судебная инстанция выясняет вопросы не факта, а права, и проверяет правильность применения норм материального закона, дает переоценку юридическим выводам мирового судьи.
Судебная практика признает допустимым прекращение дел частного обвинения за примирением сторон в апелляционном порядке, несмотря на то, что в ходе судебного разбирательства у мирового судьи стороны отказывались от примирения и прекращения производства по делу.
Несправедливым признается приговор, по которому было назначено наказание, не соответствующее тяжести преступления, личности осужденного, либо наказание, которое хотя и не выходит за пределы санкции соответствующей статьи УК, но по своему виду или размеру является несправедливым как вследствие чрезмерной мягкости, так и вследствие чрезмерной суровости. Проверяя законность и обоснованность приговора мирового судьи, суд апелляционной инстанции обязан проверить наличие индивидуального подхода к назначению вида и размера назначенного осужденному наказания, учитывая при этом характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи.
Т Е М А 26