Классификация и ассортимент ювелирных изделий
Вопрос классификации ювелирных товаров сложен, поскольку до настоящего времени точно не определено, какие именно виды изделий входят в ювелирную группу.
Так, по классификации, представленной в учебниках по товароведению советского периода, главным признаком, на основе которого изделия относились к группе ювелирных товаров, являлся сырьевой. Все изделия, в составе которых присутствовали драгоценные металлы и ювелирные камни, относились к ювелирным товарам. В эту же группу были включены и часы.
Выделение в первую очередь сырьевого признака может быть объяснено тем, что применение золота как сырья строго регламентировалось государством. В настоящее время основные запреты сняты и драгоценные металлы стали широко использовать для декорирования самых разнообразных изделий. Можно прогнозировать, что данная тенденция будет развиваться и все большее количество изделий, имеющих чисто утилитарное назначение, будет выполняться из драгоценных металлов с применением техники ювелирного дела. В таком случае группа ювелирных товаров будет
Глава 16
Ювелирные товары
неоправданно расширяться. Кроме того, по рассматриваемой классификации к ювелирным могут быть отнесены изделия, которые не несут совсем никакой эстетической функции.
Ряд авторов выделяет способ обработки в качестве классификационного признака. На основе этого признака к ювелирным могут быть отнесены все изделия, производимые с применением техники ювелирного дела (ювелирного литья, гравировки, филиграни, чернения и т. д.). Данная схема также неоправданно расширяет группу ювелирных товаров. Примером могут служить столовые приборы из мельхиора и нейзильбера, крайне популярные у потребителей в 70-80-х гг., а также металлическая галантерея, в которой не присутствуют ни драгоценные металлы, ни ювелирные вставки.
Другая распространенная классификация основывается на древнегреческом делении ювелирных изделий на три большие подгруппы:
- украшения;
- изделия для сервировки стола;
- чеканка монет.
В основу данной классификации положено функциональное назначение изделий и сырьевой признак. Однако в настоящий момент она не очень логична, поскольку изделия для сервировки стола входят в данную классификацию, а подсвечники, люстры, бра, охотничьи ружья и ножи высокохудожественной отделки, очки в золотой оправе и многие другие изделия ювелирного исполнения - нет.
В Общероссийском классификаторе продукции (ОКП), предназначенном для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в таких сферах деятельности, как стандартизация, систематизация, сертификация продукции, статистический анализ, проведение маркетинговых исследований, используется своя классификация, удобная для названных целей. В группе 96 "Изделия культурно-бытового, хозяйственного, учебного назначения, театрально-зрелищных предприятий, вспомогательные для легкой промышленности" выделена подгруппа "Изделия ювелирные, галантерея ювелирная и металлическая, изделия ритуально-обрядовые, награды, монеты".
В соответствии с иерархической системой классификации вся продукция разделена по ряду классификационных признаков: сырьевому составу, материалу вставки, назначению. В эту же подгруппу входят принадлежности к часам, предметы туалета, футляры для украшений, предметов для сервировки стола, винных, чайных, кофейных и десертных наборов.
Для регулирования внешнеторговых операций используется специальная классификация, представленная в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД), в основу которой положена так называемая гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС).
Товароведная классификация рассматривает ювелирные изделия как украшения, выполненные из драгоценных металлов и ювелирных камней с использованием техники ювелирного дела. В соответствии с определением классификация ювелирных изделий будет выглядеть следующим образом.
Украшения делят на нательные и украшения для одежды. Нательные в свою очередь могут подразделяться на украшения для головы (серьги, клипсы, диадемы), шеи и груди (бусы, колье, цепочки, кулоны, медальоны), рук и ног (кольца, браслеты, цепочки). Далее каждая подгруппа может быть разделена с использованием различных классификационных признаков: более узкое назначение, используемый металл или сплав, материал вставки, модельно-конс-труктивные особенности изделия и т. д. (рис. 16.8): В конечном итоге на последнем уровне классификации окажутся конкретные изделия с признаками, которые отличают каждое наименование от всех других изделий (артикул).
Серьги - наиболее распространенное и любимое украшение женщин и девушек. По объему выпуска серьги уступают только кольцам и цепочкам, а по разнообразию материалов изготовления и видам декоративной отделки занимают ведущие позиции. Ассортимент серег представлен как изделиями простых традиционных (обручи, калачи, шарики и т. п.) и классических форм (конструктивно некрупных), так и разнообразных фантазийных.
Традиционно в практике ювелирного дела этот вид украшения изготавливается из драгоценных металлов, которые не окисляются
Глава 16
Ювелирные товары
при ношении, но возможно применение и недрагоценных цветных металлов и их сплавов с последующим нанесением золотого или серебряного покрытия.
В серьгах выделяются основная (лицевая) часть и замок. Лицевая часть состоит из основания (верхушка серьги), каста, ранта под оправу, накладок или вставок, а иногда и подвесок. Подвески крепятся к верхушке серьги соединительными кольцами для обеспечения подвижности.
Замки серег для проколотых и непроколотых ушей различны по своей конструкции.
Рис. 16.9. Ювелирная и галантерейная швензы: 1 - клюв; 2 - хвостовик; 3 - паз |
Для проколотых ушей используют свободные навесные крючки, крючки с петелькой и пружинные; штекерное крепление (в быту его часто называют "гвоздики"): штифт с канавкой и пуссетой и штифт с резьбой и гайкой. Самыми надежными в использовании являются пружинные замки, но вместе с тем они наиболее сложны в изготовлении. Эти замки состоят из двух основных частей - пружинного крючка и швензы. Швензы делятся на два основных типа: ювелирные и галантерейные (рис. 16.9). Самой сложной деталью при изготовлении серег считается ювелирная швенза, которая состоит из двух смежных деталей: клюва и хвостовика. Клюв является опорной основой для всей швензы и поэтому он несколько утолщен, хвостовик же, напротив, все более утоньшается ближе к крючку. Такая конструкция швензы препятствует полному раскрытию замка серьги, практически сводя на нет возможность самопроизвольного соскальзывания изделия с мочки уха. Ювелирные
Глава 76
Ювелирные товары
швензы используются для украшений из драгоценных металлов с дорогими вставками (например, бриллиантами).
Галантерейные швензы также используются ювелирами, но они гораздо проще по своей конструкции и не обеспечивают такую степень надежности, как ювелирные. Состоят из хвостовика и паза.
Серьги для непроколотых ушей крепятся либо при помощи зажимного винта, либо при помощи специального замка - клипсы, который имеет вид защелки,
Серьги могут составлять элемент набора украшений в сочетании с кольцом, браслетом, ожерельем, кулоном, диадемой. Ста- . ринное название набора украшений - "парюр" (фр.). Он состоит из браслета, серег, перстня, выполненных в едином стиле. Набор украшений, называемый гарнитуром, может состоять из броши и кольца, браслета и кольца, браслета, кулона, кольца и серег.
Диадема (гр.) - головная повязка, носимая в Древней Греции женщинами - в качестве украшения, юношами и мужчинами - как символ победы, жрецами - как знак духовного сана.
В современном понимании диадема считается исключительно женским украшением в форме открытой короны с плоским основанием, ободка или полуободка.
Данные изделия изготавливают, как правило, из высокопробных сплавов золота (в т. ч. "белого золота"), платины и серебра, украшают россыпью или симметрично расположенными ювелирными драгоценными и полудрагоценными камнями. Очень популярно использование бриллиантов различной величины или же сочетание россыпи бриллиантов с рубинами или сапфирами.
Цепочки - ювелирные изделия, состоящие из переплетенных звеньев. Цепочки - традиционные шейные украшения, одинаково популярные и у женщин, и у мужчин. Они могут использоваться как самостоятельное украшение или быть вспомогательным изделием, предназначенным для крепления подвесок и медальонов. В настоящее время в России по объему производства цепочки занимают первое место среди других видов ювелирных украшений.
Цепочки, как правило, изготавливают механизированным способом на цепевязальных автоматах и полуавтоматах из сплавов драгоценных и недрагоценных цветных металлов. Изделия из
недрагоценных металлов и сплавов могут проходить операцию золочения или серебрения.
Неразъемные цепочки (надеваются через голову) состоят из взаимно переплетающихся звеньев, разъемные - из звеньев и замка.
По назначению различают цепочки:
- шейные;
- бортовые (для прикрепления карманных часов к одежде);
- поясные;
- браслетные (для украшения запястья рук).
Длина цепочек в зависимости от их назначения может колебаться от 15 до 90 см. Наибольшим спросом в настоящее время пользуются цепочки длиной от 40 до 65 см. Масса цепочек зависит от используемого сплава, применяемого способа плетения и конструктивных особенностей отдельных звеньев и может колебаться в широких пределах.
Форма звена в цепочке может быть простой: круглой, овальной, прямоугольной, лежащей в одной плоскости или же сложной, т. е. представлять собой некую сложную и изогнутую в нескольких плоскостях фигуру. Петля необязательно симметрична относительно продольной оси. Звенья в цепочке могут быть одного размера и формы или разных размеров и форм, чередующихся в определенном порядке. Звенья крупных цепочек иногда выполняют пустотелыми.
По форме звена и характеру переплетения цепочки делятся на базовые, производные и фантазийные. Каждая базовая цепочка имеет свое название: якорная, панцирная, кордовая, "веревочка". Наибольший удельный вес занимают цепочки якорного и панцирного переплетения и их производные.
Базовые цепочки могут образовывать множество производных, которые можно разделить на четыре группы:
- производные цепочки с чередующимися звеньями различного
размера (типа "Фигаро");
- производные цепочки с измененной формой звена ("Венеци
анская", "Бостон", "Улитка");
- производные двойные и тройные ("Ленточка", "Элика");
Глава 16
Ювелирные товары
- производные с использованием дополнительных технологических операций. Например, прессованные, сколоченные (сколотые), с алмазной огранкой или обработкой. Разъемные цепочки имеют замки различной конструкции: застежка на костыль, Крючковым замок, замок-карабин, шпрингель-ный замок и др.
Бусы - женское шейное украшение, состоящее из бусин, промежуточных звеньев, замка с предохранителем и нити. Бусины бывают разнообразных размеров и форм (круглые, овальные, фигурные), с различными видами отделки. Их изготовляют из драгоценных металлов и сплавов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, кости, стекла, пластмассы, фарфора, дерева.
Материал, из которого изготовлены бусы, обычно определяет их название. Жемчужные бусы составляют из жемчуга определенной формы и одинакового или разного размера. Для изготовления янтарных бус используют необработанный или полированный янтарь шаровой, овальной или многогранной формы. Для изготовления коралловых бус - бусины круглой или овальной формы, а также в виде палочек различной длины. Практически любые по форме бусины костяных и деревянных бус вытачивают на станках и украшают резьбой. Также на станках вытачиваются бусины для бус из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, придавая камню самые разнообразные формы. Изготавливают бусы из драгоценных металлов (сплавов) и сочетания металл - камень, металл - кость. Бусины металлических бус могут быть пустотелыми, ажурными, различных форм и размеров с декоративной отделкой.
Бусины могут иметь сквозные отверстия для нанизывания их на нить или же не иметь отверстий - тогда бусины соединяются между собой специальными проволочными петлями. Соединение с помощью различных металлических петель чаще всего используют для бусин из хрупких материалов, когда сделать в бусине отверстие технологически сложно.
Бусы так же, как и цепочки, могут быть неразъемными и разъемными. Последние имеют замок. Наиболее распространенные
виды замков: замок-костыль, замок-крючок, винтовой замок, шпрингельный, коробчатый (или шнапоровый).
Колье - шейное женское украшение (лат. соНит - шея). По конструкции напоминает бусы, однако отличается более сложной композицией рисунка центральной части и шарнирным соединением отдельных элементов. В центре колье всегда расположены более крупные звенья, которые к краям постепенно уменьшаются. Иногда звенья заканчиваются тонкой цепочкой.
Изготавливают колье из сплавов золота, серебра, платины с самыми разнообразными вставками. В центральной части, как правило, располагается крупный самоцвет, окруженный более мелкими вставками. Камни в одном колье имеют не только разный размер, но зачастую и разную форму в соответствии с индивидуальным фасоном изделия. Центральная часть может иметь художественно оформленные подвески в виде кулонов. Ближе к замку колье завершается бусинами или звеньями цепочки, которые в некоторых случаях могут быть многорядными.
Обычно колье имеют длину 40-50 см. Колье застегивается замком, который одновременно выполняет роль декоративного элемента. Наиболее распространены для колье коробчатые замки и коробчатые замки с фиксаторами в виде штифта, петли, пластины или крючка.
Кулон представляет собой шейное украшение в виде подвески, предназначенной для ношения на цепочке, при этом цепочка имеет специальное переходное кольцо (звено), на которое и крепится подвеска. Кулон долгое время считался женским украшением, однако в последнее время все чаще стал употребляться как украшение и для мужчин.
Подвески для кулонов изготавливают с оправой из золота, серебра, платины и сплавов цветных металлов со вставками из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, кости, рога, керамики и др. Они могут быть разнообразной формы: круглой, овальной, квадратной, каплевидной, в виде знака зодиака или символа веры (например, православный нательный крест). Кулоны могут иметь дополнительную декоративную отделку: полирование,
Глава 16
Ювелирные товары
гравировку, алмазную обработку, чеканку, эмалирование, чернение и т. д.
Выпускают кулоны, у которых, помимо ушка для цепочки, на обратной стороне к металлической оправе припаяна булавка с шарниром и замком. Такой кулон может одновременно являться и брошью.
Медальон - это особой формы подвеска, корпус которой выполнен из двух крышек и представляет собой плоский футлярчик чаще всего овальной формы, однако встречаются и круглые, квадратные, каплевидные, в форме сердечка и др. Полый корпус служит для вставки в него фотоминиатюр или каких-либо сувениров (например, локон возлюбленной, фотография, знак зодиака и т. п.).
Различают медальоны открывающиеся и неоткрывающиеся. Открывающиеся выполняют на шарнирах или без них. В бесшарнирных медальонах половинки соединяются плотно подогнанными ободками. Иногда крышки медальона спаяны между собой. Например, когда в корпусе медальона хранится какая-то тайна - любовная, ритуальная, завещание, заговор и т. п.
Изготавливают медальоны из сплавов золота, серебра или платины. Изделия из серебряных сплавов могут покрываться позолотой. Поверхность лицевой крышки украшают гравированным или штампованным рисунком, вставками из разнообразных материалов, художественной эмалью.
Кольцо - это украшение, предназначенное для ношения на пальце руки. Оно может быть оформлено в виде декоративного ободка, со вставками или без них.
В настоящее время кольца чаще всего изготавливают из сплавов золота 375-й, 585-й, 750-й и 958-й проб и серебра 875-й и 925-й проб. Для колец с бриллиантовой вставкой традиционно используют платиновые сплавы или же сплав "белое золото" на основе палладия. Встречаются изделия, изготовленные из двух и более различных сплавов.
По конструкции различают кольца гладкие (в частности, обручальные) и со вставками. Кольцо со вставкой состоит из следующих
деталей (рис. 16.10): ободка (шинки), каста, ранта под оправу, накладки и вставки.
Шинка кольца в сечении может быть различной формы: круглая, полукруглая, выпуклая, полуовальная, прямоугольная, треугольная, трапециевидная, фасонная. Так, в XIII в. в Европе модным было гладкое трехгранное кольцо, а в XIV в. - полуовальное.
Рис. 16.10. Элементы конструкции кольца: 1 — ободок (шинка); 2 - крапан; 3 - вставка; 4 - рант, 5 - накладка |
С наружной стороны кольца шинка может быть как гладкой, так и с гравированным или чеканным рисунком, надписью, отделкой финифтью, филигранью или гризантом.
С внутренней стороны шинка чаще всего бывает гладкой, однако в некоторых случаях, например на обручальных кольцах,
может быть выгравирован какой-либо рисунок (два соединенных сердца, голубки, ангелочки) или надпись ("Верность", "Любовь", "Желаю счастья", имя бога любви Амура и т. п.).
Края шинки могут украшать филигранной проволокой, орнаментом в виде цветов и листьев или, например, сплетенных рук.
Шинки любой формы сечения могут быть широкими и узкими.
Накладки могут быть гладкими, чеканными, гравированными, филигранными, с элементами чернения. Вставки выполняются из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, кости, рога, перламутра, стекла, пластмасс, дерева и фарфора. Форма и количество вставок ограничиваются только фантазией дизайнера и мастерством ювелира: от классического золотого перстня с центральным цветным камнем в обрамлении мелких бриллиантов до самых нетрадиционных сочетаний ювелирных камней с разнообразными фантазийными способами огранки.
Кольцо вместо вставки может иметь прямоугольную, квадратную, реже овальную металлическую площадку, с выгравированным на ней рисунком или монограммой, напоминающую печать (в быту такой вид колец называют печаткой).
Глава 16
Ювелирные товары
Браслеты используются для украшения запястья и предплечья рук, а также для закрепления на руке часов. Изготавливают из золота, серебра и платины, разнообразных камней, кости, рога, дерева и др. Могут быть позолоченными и посеребренными. Художественная отделка разнообразна.
Браслеты делят на жесткие и мягкие, замкнутые и незамкнутые.
Жесткие браслеты могут быть замкнутыми, пружинящими и шарнирными. Замкнутый браслет выполняется в виде обруча, он должен иметь определенные размеры, позволяющие проходить через запястье руки. Незамкнутый обруч из упругого материала или пружинящий виток из металлической проволоки ("змейка") называется пружинящим браслетом. Шарнирные браслеты могут состоять из двух жестких половинок, соединенных шарниром или из нескольких отдельных элементов - звеньев. Звено браслета бывает различной формы и размера, с разнообразными вставками, отделанное чеканкой, гравировкой, филигранью или с эмалевым покрытием.
Мягкие браслеты подразделяют на глидерные, цепные и плетеные. Глидерные браслеты состоят из отдельных звеньев (глидеров), соединенных между собой особым образом, чаще всего с помощью шарниров.
Цепные браслеты состоят из колец разнообразной формы, переплетенных между собой способами, применяемыми для цепочек. В зависимости от формы звена и характера переплетения цепные браслеты так же, как и цепочки, имеют свои особые названия. Наиболее часто встречаются панцирные цепные браслеты.
Плетеные браслеты могут различаться по материалу и форме отдельных звеньев, а также по способу их соединения.
Замки для браслетов используют самые разнообразные. Например, так же, как и для цепочек, применяют шпрингельный, штыковой и коробчатый (шнапоровый). Кроме того, существуют замки, характерные исключительно для браслетов. Это штифтовой и бугельный замки.
Броши - женское украшение, которое прикалывают к платью, блузке, жакету, скалывают воротники, шарфы, платки и т. д.
Изготавливаются из драгоценных и цветных металлов и сплавов со вставками и без них. Могут использоваться драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, стекло, фарфор, эмаль, кость, перламутр. Применяются всевозможные виды отделки: чеканка, гравировка, ажурная филигрань, эмалирование и т. д. Броши могут иметь подвески из камня или металла.
Формы брошей исключительно разнообразны. Броши могут изображать растения, цветы и цветочные композиции, животных, птиц, насекомых, иметь вид различных геометрических фигур, бантов, узлов, переплетений, абстрактной символики. Встречаются именные броши с монограммами или портретом-миниатюрой.
Старинный вид броши, пришедший из Древней Греции, - геммы. Они представляют собой рельефное изображение, вырезанное из камня, имеющего разноокрашенные слои (агат, обсидиан, сердолик). Геммы выполняют в золотой и серебряной оправе. Изображения на геммах бывают двух видов - выпуклое (камея) и вогнутое (инталия).
Брошь прикалывают к одежде иглой, прикрепленной по центру с обратной стороны изделия. В крупных брошах ее смещают к верхнему краю изделия. Игла закрывается специальным замком с предохранителем или без него. Различают два основных типа замков для брошей: открытый - разнообразные крючки, под которые заводится игла, и закрытый - предохраняющий иглу от самопроизвольного расстегивания. К последним относят шомпольный, визорный и револьверный (или барабанный) замки.
Брошь может крепиться к одежде также посредством винтового крепления, однако оно менее удобно и, кроме того, требует нарушения целостности ткани.
Булавки. Состоят из металлического заостренного стержня длиной несколько сантиметров, головки и предохранителя. Стержень изготавливают из золотой, серебряной или позолоченной проволоки. Головка может выполняться из драгоценного металла со вставкой и без нее. Вставка бывает из драгоценного и полудрагоценного камня, перламутра, финифти. Головку закрепляют наглухо на тупом конце стержня, а на другой острый конец вставляют или навинчивают предохранитель.