Обстоятельства, исключающие участие лиц в уголовном судопроизводстве. Заявление и разрешение отводов
Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве, и порядок отводов установлены главой девятой УПК РФ.
Анализ ст.ст. 61, 66–71 УПК РФ позволяет сделать вывод, что УПК РФ устанавливает практически одни и те же основания для отвода дознавателя, следователя, прокурора, судьи, эксперта, специалиста, переводчика, за исключением некоторых особенностей, о которых будет сказано ниже.
Ст. 61 УПК РФ устанавливает обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве. В соответствии с этой статьей судья, прокурор, следователь, дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он:
1) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;
2) участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика, а судья – также в качестве дознавателя, следователя, прокурора в производстве по данному уголовному делу;
3) является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу;
4) если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела.
Кроме того, переводчик, эксперт, специалист подлежат отводу, если обнаружится их некомпетентность, а специалист и эксперт, кроме того, подлежат отводу, если они находились или находятся в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей (ч. 2 ст. 69, ч. 2 ст. 70, ст. 71 УПК РФ). Не являются основаниями для отвода:
1. Участие прокурора в производстве предварительного расследования, а равно его участие в судебном разбирательстве (ч. 2 ст. 66 УПК РФ).
2. Предыдущее участие следователя, дознавателя в производстве предварительного расследования по данному уголовному делу (ч. 2 ст. 67 УПК РФ).
3. Предыдущее участие лица в производстве по уголовному делу в качестве переводчика (ч. 3 ст. 69 УПК РФ).
4. Предыдущее участие эксперта в производстве по уголовному делу в качестве эксперта или специалиста (п. 1 ч. 2 ст. 70 УПК РФ).
5. Предыдущее участие лица в производстве по уголовному делу в качестве специалиста (ч. 2 ст. 71 УПК РФ).
Не является также основанием для отвода специалиста предыдущее его участие в деле в качестве эксперта.
Законодатель не воспринимает также в качестве основания для отвода судьи, рассматривающего дело по существу, его предыдущее участие в осуществлении судебного контроля на стадии предварительного расследования. Так не является формально основанием для отвода в последующем, участие судьи в принятии решения о заключении под стражу лица, обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления, решение вопроса о продлении срока содержания под стражей, дача судьей согласия на производство обыска, выемки в жилище обвиняемого, рассмотрение судьей жалоб обвиняемого, его защитника, других участников судопроизводства на действия (бездействие) и процессуальные решения, принятые по данному делу дознавателем, следователем, прокурором. Между тем, рассматривая, например, вопрос о заключении обвиняемого подозреваемого под стражу, судья не может не исследовать (хотя бы предварительно) вопрос о наличии доказательств виновности обвиняемого или подозреваемого, поскольку для того, чтобы принять решение о возможности ареста, суд должен убедиться в том, что имеется «обоснованное подозрение» в том, что именно это лицо совершило преступление. При этом «обоснованное подозрение» по мнению Европейского Суда по правам человека предполагает наличие фактов или информации, которые убеждают объективного наблюдателя, что возможно, соответствующее лицо совершило преступление.[75] Однако если в ходе решения о заключении под стражу судья придет к выводу о том, что имеются достаточные сведения, дающие основание полагать, что подозрение о совершении преступления определенным лицом обоснованно, то к моменту рассмотрения данного уголовного дела по существу, он возможно уже будет иметь предубеждение по вопросу о виновности обвиняемого.
В то же время, Европейский Суд по правам человека не считает достаточным основанием для отвода судьи сам факт того, что судья выносил по делу решения до судебного разбирательства, необходимо учитывать объем и характер этих решений.[76]
С учетом этого, в каждом случае, когда судья принимал участие в решении вопросов на этапе предварительного расследования и сторона, ссылаясь на это обстоятельство, заявляет о своем недоверии к объективности и беспристрастности судьи в конкретном деле, этот вопрос должен быть внимательно исследован и принято решение (отводить судью или нет), которое учитывало бы, какие решения принимал судья на досудебных этапах производства, какие доказательства и материалы (в том числе, возможно, полученные из непроцессуальных источников) он исследовал, какие решения принял и т.д. Между тем, действующий порядок решения вопроса об отводе судьи (который будет рассмотрен ниже) не гарантирует объективного и беспристрастного решения этого вопроса.
При наличии одного из оснований для отвода дознаватель, следователь, прокурор, переводчик, эксперт, специалист обязаны самоустраниться от дальнейшего участия в производстве по уголовному делу. В случае, если они не устранились от участия в производстве по уголовному делу, отвод им может быть заявлен подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, защитником, а также государственным обвинителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями.
Порядок решения вопроса об отводе установлен ст.ст. 65, 66, 67, 69–71 УПК РФ.
Решение об отводе прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу принимает вышестоящий прокурор, а в ходе судебного производства – суд, рассматривающий уголовное дело (ст. 66 УПК РФ).
Решение об отводе следователя или дознавателя принимает прокурор (ч. 1 ст. 67 УПК РФ).
Решение об отводе переводчика, специалиста, эксперта в ходе досудебного производства по уголовному делу принимает дознаватель, следователь или прокурор, а также суд в случаях, предусмотренных ст. 165 УПК РФ (ч. 1 ст. 69, ч. 1 ст. 70 и ч. 1 ст. 71 УПК РФ).
Отвод, заявленный судье, разрешается остальными судьями, если уголовное дело рассматривается судом коллегиально, в отсутствие судьи, которому заявлен отвод. Судья, которому заявлен отвод, вправе до удаления остальных судей в совещательную комнату публично изложить свое объяснение по поводу заявленного ему отвода.
Отвод, заявленный нескольким судьям или всему составу суда, разрешается тем же судом в полном составе большинством голосов.
Отвод, заявленный судье, единолично рассматривающему уголовное дело, либо ходатайство о применении меры пресечения или производстве следственных действий, либо жалобу на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении, разрешается этим же судьей.
В случае удовлетворения заявления об отводе судьи, нескольких судей или всего состава суда уголовное дело, ходатайство либо жалоба передаются в производство соответственно другого судьи или другого состава суда.
Если одновременно с отводом судье заявлен отвод кому-либо из других участников производства по уголовному делу, то в первую очередь разрешается вопрос об отводе судьи.
В УПК РФ (ст. 72) установлены также обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика.
Защитник, представитель потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика не вправе участвовать в производстве по уголовному делу, если он:
1) ранее участвовал в производстве по данному уголовному делу в качестве судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика или понятого;
2) является близким родственником или родственником судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, принимавшего либо принимающего участие в производстве по данному уголовному делу, или лица, интересы которого противоречат интересам участника уголовного судопроизводства, заключившего с ним соглашение об оказании защиты;
3) оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам защищаемого им подозреваемого, обвиняемого либо представляемого им потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.
При наличии указанных выше оснований защитник, а также представители потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика обязаны устраниться от участия в производстве по уголовному делу. По этим же основаниям им может быть заявлен отвод. Решение об отводе защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика принимает дознаватель, следователь или прокурор, а также суд в случаях, предусмотренных ст. 165 УПК РФ.