Зарубежный опыт и отечественная практика создания особых экономических зон
1 января 1970 года, одна из первых в мире, Южная Корея приняла закон об учреждении свободной экономической зоны. С целью привлечения иностранных инвестиций, стимулирования увеличения экспорта, роста занятости, усовершенствования промышленных технологий и, в конечном итоге, ускорения экономического развития страны, этим законом была создана СЭЗ в прибрежных районах Южной Кореи, которая стала одним из лидеров “азиатского чуда”, несколько потускневшего на фоне мирового финансового кризиса последних лет.
В Европе существует около 130 свободных таможенных зон, а в США на основе специального закона 1934 г., принятого с приходом к власти президента Франклина Рузвельта, функционирует больше 180 СТЗ, которые там имеют название “внешнеторговых зон”. Общее число СЭЗ в США сейчас возросло до 300. Самой большой среди них является научно-техническая СЭЗ “Силиконовая долина”, где сосредоточено 20% мировых объемов производства компьютеров и другой вычислительной техники.
Необходимо подчеркнуть две решающие особенности СЭЗ. Во-первых, для каждой такой зоны характерны специфические, по сравнению со всей страной, экономические отношения в сфере производства и распределения необходимого и дополнительного продуктов, произведенных на ее территории. Во-вторых, способность СЭЗ к диффузному расширению и распространению своих пределов на другие, связанные с нею непосредственно или же опосредствовано, хозяйственные сферы, отрасли и территории.
По состоянию на начало 1999 года мировое экономическое пространство насчитывало более тысячи свободных экономических зон. В них изготавливается, а также из них вывозится продукция, стоимость которой составляет около 15% мирового торгового оборота. СЭЗ действуют по “шлюзовому” принципу, благодаря которому национальные товары и услуги поступают на мировой рынок, а иностранные ресурсы вливаются в национальные экономики, играя важную роль как в развитии хозяйства страны – реципиента, так и мировой экономики в целом.
Особенно привлекательным является создание свободных экономических зон в приграничных регионах, так как в этом случае в пределах зоны можно также успешно решить практически все специфические проблемы трансграничных территорий. В этом смысле показателен пример России, где из нескольких десятков созданных СЭЗ реально работают только две – Калининградская и “Находка”, функционирующие в приграничных регионах на двух противоположных, западной и восточной границах огромной страны.
СЭЗ, расположенные в странах с благоприятным инвестиционным климатом, основной упор делают сегодня не на разнообразие льгот, а на привлекательность и прибыльность вложений. Страны с высоким уровнем инвестиционного риска (как Россия) делают ставку на широкий диапазон и масштабность льгот. Нынешняя норма прибыли в европейских и американских СЭЗ составляет 30-35 %. В азиатских СЭЗ до финансового кризиса транснациональные корпорации получали свыше 40%. Сроки окупаемости капитальных вложений в СЭЗ в 2-3 раза меньше, чем где-либо.
Сегодня в мире насчитывается свыше тысячи СЭЗ. Из 100 стран, в которых они имеются, их больше всего в США – около 200. В 80-е гг. мощно стартовала Азия – Китай и Вьетнам, где СЭЗ в буквальном смысле раскрутили экономику этих государств.
2.1. Ирландия. Аэропорт Шеннон, расположенный в юго-западной части Ирландии, являлся одним из крупнейших в Европе и обеспечивал дозаправку авиалайнеров трансатлантических рейсов. Но с появлением в 50-х годах реактивных самолетов, способных преодолевать большие расстояния без промежуточных посадок для дозаправки топливом, активность аэропорта Шеннон стала резко снижаться, а экономика прилегающего района оказалась под угрозой кризиса. Появилась безработица и стал возрастать уровень эмиграции. Все это побудило правительство Ирландии искать пути решения этой проблемы. Было поставлено 3 задачи:
1. создать промышленный парк вблизи аэропорта;
2. активизировать деятельность и повысить роль аэропорта через торговлю и туризм;
3. обеспечить занятость населения и этим сдерживать эмиграцию.
В 1959 году на небольшой территории (100 га) вблизи аэропорта была создана экспортно-производственная зона, которая стала развиваться в два этапа. Развитие зоны началось с международного туризма и беспошлинной торговли. Здесь был открыт первый в мире “Дьюти фри шоп”. Параллельно с этим создавался промышленный парк, правда, очень медленно. В результате в 1980 г. был открыт инновационный центр “Лимерик”, благодаря чему стал возможен переход к высокотехнологичным производствам. Опыт Ирландии в области создания экономических зон был использован азиатскими странами.
2.2. Китай. Китайская практика создания СЭЗ насчитывает около 20 лет. С 1980 г. в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР). Все они расположены в юго-восточной части Китая.
ОЭР ориентированы на внешние рынки. Из пяти особых экономических районов экспортируется более 50% производимой там продукции; развивается здесь главным образом обрабатывающая промышленность, а также сфера НИОКР и торгово-сбытовая сеть. На территории особых районов осуществляется специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы пользуются там многими таможенными и налоговыми льготами, им предоставлены большие права и полномочия. Это позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, повышать уровень подготовки своих кадров. Все это было достигнуто после ясно заявленной политической воли китайского руководства, а также в результате выполнения огромной строительной программы, связанной с необходимостью создания современнейшей инфраструктуры. На 80% затраты этого рода легли на китайскую сторону.
В 1984 г. правительство Китая открыло для внешней торговли 14 городов – все крупные портовые города страны. Им отведена роль “окон” и посредников на внешнем рынке. Созданные в этих городах зоны технико-экономического освоения притягивают к себе иностранных инвесторов. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется тысячами, а объем привлекаемых капитальных ресурсов достигает нескольких десятков миллиардов долларов. С середины 90-х гг. в СЭЗ Китая ежегодно привлекается около 40 млрд. долларов.
После 1991 года статус открытых для внешнего мира получил и ряд приграничных городов. Приграничные города обладают преимуществами для развития торгово-экономического сотрудничества с соседними странами, среди которых видное место занимает Восточная Сибирь и Дальний Восток РФ. Помимо достоинств развития СЭЗ в Китае есть и некоторые недостатки:
1. в производственной сфере из-за опережающего роста обрабатывающих отраслей значительное отставание наблюдается в развитии сырьевой базы.
2. приоритетное развитие зон привело к разрыву в уровнях развития этих территорий и других районов страны.
3. СЭЗ в России.
Первые СЭЗ на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов, то есть в эпоху СССР. Были выпущены официальные документы, в которых формулировались концепции и цели создания СЭЗ, обосновывалась планируемая специализация зон. Основной целью создания СЭЗ в тот период была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем создания совместных предприятий в СЭЗ.
СЭЗ рассматривались как вспомогательный институт государственной экономической политики, способ стимулирования межгосударственных экономических отношений СССР. Предполагалось, что первые зоны возникнут на Дальнем Востоке, то есть в регионе с развитым научно-техническим потенциалом, и будут способствовать росту производства наукоемкой продукции на базе действовавших национальных технологий и иностранного капитала.
Союзная программа по созданию СЭЗ не была реализована по целому ряду причин. К главным из них следует отнести:
1. несовместимость концепции СЭЗ с действовавшим общенациональным механизмом хозяйствования;
2. отсутствие средств, предназначенных для создания инфраструктуры этих зон;
3. неразрешенность огромного количества технологических проблем функционирования этих зон;
4. а также пассивное отношение потенциальных инвесторов к данной программе.
Следует отметить, что зоны совместного предпринимательства не представляли большого интереса ни для потенциальных иностранных инвесторов в связи с ограниченностью возможностей освоения российского рынка через механизмы этих зон, ни для российских предприятий в связи с отсутствием как эффективных стимулов для образования предприятий в этих зонах, так и возможностей по реализации эффективных проектов.
Вторая волна в создании и развитии российских СЭЗ – это 1990 г., когда были изданы постановления парламента страны “О создании зон свободного предпринимательства”, а также постановления правительства о СЭЗ “Сахалин”. В результате, в стране появилось 19 экстерриториальных экономических образований, в дальнейшем к ним прибавилось еще несколько.
Третья волна связана с внесением в Госдуму в 1994-1995 гг. трех альтернативных вариантов проекта Закона “О свободных экономических зонах”. И хотя ни один из них так и не был принят, обозначенные в этих документах новые параметры СЭЗ послужили как бы толчком к переориентации федеральных и местных властей в политике и практике создания свободных экономических зон.
К началу 2000 года в РФ на федеральном уровне официально существовало 12 свободных экономических зон (см. табл.), большая часть из которых была создана еще в начале 90-х гг., и сегодня реально функционирует скорее на бумаге, чем на деле.
Наиболее экономически развитыми СЭЗ в России являются “Находка” и “Янтарь”. СЭЗ "Находка", первая в России, была образована в октябре 1990 года. Главные отличительные особенности этой зоны:
1. выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть (конечный пункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта)
2. отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азитско-Тихоокеанского региона;
3. наличие определенного опыта внешнеэкономической деятельности: до недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России
4. достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми "гигантскими" российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв.км).
СЭЗ “Янтарь”. СЭЗ создавалась в пределах всей Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа, за исключением территории объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для России. Отличительные черты рассматриваемой зоны:
1. выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой, наличие незамерзающего морского порта;
2. уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов);
3. изолированность области от остальной территории России границами других государств, что повышает транспортные расходы и одновременно увеличивает политические риски хозяйственной деятельности в регионе;
4. использование для военных нужд значительной части территории, втрое большей, чем площадь территорию гражданского заселения, что создает неблагоприятный климат для его внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных капиталов.
В результате остались нереализованными практически все цели, сформулированные при создании СЭЗ "Янтарь".
Подведем краткий итог. Выделим основные проблемы создания СЭЗ в России:
1. неразработанная законодательная база;
2. слишком большие размеры СЭЗ, что делает их непривлекательными для потенциальных инвесторов;
3. отсутствие заинтересованности государства в СЭЗ, проявляющееся в недостаточном финансировании;
4. криминализация данного вида деятельности;
5. запутанные финансовые схемы, не позволяющие следить за перемещением капиталов.
Целями создания СЭЗ могут являться:
1. развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами,
2. обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, а также потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей и для решения задач социально-экономического развития региона,
3. комплексное освоение природных ресурсов региона,
4. увеличение экспортных возможностей региона и страны в целом,
5. развитие производства высококачественной экспортной и импортозамещающей продукции, отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике,
6. решения задач социально-экономического развития региона: повышение жизненного уровня населения на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, снижение уровня безработицы.