Тема 11 : Запасы как основной элемент логистики

1. Материальный запас — "это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-тех­нического назначения, изделия народного потребления и дру­гие товары, ожидающие вступления в процесс производствен­ного или личного потребления"1.

Содержание запасов требует следующих затрат:.

• замороженных средств;

• расходов на оборудование помещений;

• оплаты работы специального персонала;

• возмещения потерь вследствие порчи и хищений запасов. Преимущества больших запасов:

%/ большие запасы сглаживают сбои в поставках, обеспечивают стабильность работы, непрерывность производственного про­цесса, полное удовлетворение спроса;

• умеренные затраты на оформление и доставку заказов; Недостатки больших запасов'.

• большие затраты на содержание запасов в надлежащих ус­ловиях;

• большие площади под складские помещения;

• замораживание финансовых средств в запасах;

• риск окончания срока годности, порчи, хищений.
2. К основным причинам создания запасов относят.

• возможность нарушения установленного графика поставок (нега­тивное последствие — остановка производственного процесса);

• возможность колебания спроса (негативное последствие — не­удовлетворенный спрос, потеря, прибыли, имиджа);

сезонные колебания производства некоторых видов товаров при относительно равномерном их потреблении,

• возможность равномерного выполнения операций производства и распределения (наличие запасов готовой продукции сглаживает колебание интенсивности производства, результат — равно­мерность распределения продукции; наличие производст­венных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, результат — равномерность процесса про­изводства);

• скидки за покупку крупной партии товаров;

• возможность получения прибыли за счет спекуляции при пред­видении резкого повышения цен на товары;

• издержки оформления заказа: поиск поставщика, проведение переговоров, командировки, междугородние переговоры и т. п. (последствие — необходимость увеличить заказываемую пар­тию, а значит, и запас);

• необходимость немедленного обслуживания покупателей (выдать товар из запаса быстрее, чем произвести или закупить, что по­вышает конкурентоспособность предприятия);

• минимизация простоев производства из-за отсутствия запасных
. частей (особенно для предприятий с непрерывным процессом

производства);

• упрощение процесса управления производством (наличие произ­
водственных запасов позволяет снизить требования к степени
согласованности производственных процессов, что снижает из­
держки на организацию управления этими процессами).

Классификация запасов

1. пo отношению к логистическим операциям (функциям) запасы классифииируются:

• запасы в снабжении — это материальные ресурсы, находящиеся
в логистических каналах (цепях) от поставщиков до складов
материальных ресурсов товаропроизводителя, предназначенные
для обеспечения производства готовой продукции;

t/ производственные запасы — формируются в организациях-пот­ребителях, это запасы материальных ресурсов и незавершенного производства, поступившие к потребителям и не подвергнутые переработке, находящиеся на предприятиях сферы материаль­ного производства, предназначенные для производственного по­требления и позволяющие обеспечить бесперебойность производ­ственного процесса;

s/ сбытовые (товарные) запасы — находятся у организаций-изгото­вителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения, это запасы готовой продукции, транспортные запа­сы, находящиеся на складах готовой продукции фирмы-производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для удовлетворения спроса потребителей (продажи);

• складские запасы —запасы продукции, находящиеся на скла­
дах различного типа и уровня определенных звеньев логи­
стической системы, как внутрифирменных, так и логистиче­
ских посредников;

транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) — это запасы материальных ресурсов, незавершенного производ­ства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспор­тировки;

• грузопереработка — это специфический складской запас, фор­
мирующийся без логистической операции хранения (напри­
мер, перегрузка в одном транспортном узле с одного вида
транспорта на другой, консолидация, сортировка и т. д.).

2. По функшюналъному назначению запасы классифицируются:

• на текущий запас — соответствует уровню запаса в любой мо­мент учета. Он может совпасть с максимальным желательным за­пасом, пороговым уровнем или гарантийным запасом. Предна­значен для обеспечения непрерывности процесса производ­ства или сбыта между двумя очередными поставками;

• страховой (гарантийный) запас — предназначен для сокра­щения логистических и финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на готовую продук­цию, невыполнением договорных обязательств по поставкам материальных ресурсов (нарушением сроков, объемов пос­тавок, качества поставляемых MP и т. п.), сбоями в произ­водственно-технологических циклах и другими непредвиден­ными обстоятельствами. Страховой запас является величиной постоянной и в нормальных условиях — неприкосновенной;

• подготовительный запас — часть производственного (сбыто­вого) запаса, предназначенная для подготовки материаль­ных ресурсов и готовой продукции к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызва­но необходимостью выполнения определенных логистических операций по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, сушке, рихтовке и т. п.) к потреблению;

• сезонные запасы — это запасы материальных ресурсов и гото­вой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера про­изводства, транспортировки. Сезонные запасы должны обес­печить нормальную работу организаций и бесперебойность производственного потребления на время сезонного пере­рыва в производстве, потреблении и транспортировки;

• запасы продвижения готовой продукции формируются и под­держиваются в дистрибутивных каналах для быстрой реак­ции на проводимую фирмой маркетинговую политику про­движения товара на рынок, обычно сопровождаемую широ­комасштабной рекламой в средствах массовой информации. Эти запасы (чаще всего для товаров широкого потребления:

- аудио-и видеотехники, табачных изделий и т. п.);

• спекулятивные запасы — обычно создаются фирмами для материальных ресурсов (компонентов, полуфабрикатов) в це­лях защиты от возможного повышения цен на них или вве­дения протекционистских квот или тарифов;

• устаревшие (неликвидные) запасы — образуются вследствие ухуд­шения качества товаров во время хранения, а также морально­го износа, вследствие несовпадения логистических циклов в производстве и дистрибьюции с жизненным циклом товара. В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта

- Классификация количественных уровней запасов

Тема 11 : Запасы как основной элемент логистики - student2.ru

Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе УЗ. Этот уро­вень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема Заказа.

Пороговый уровень запаса используется для определения момента вре­мени выдачи очередного заказа.

Контрольные вопросы по теме : «Логистика запасов»

1. Дайте определение запасов, перечислите их функции.

2. Что включают затраты на содержание запасов?

3. Охарактеризуйте методы определения потребностей предприятия в поставках.

4. Перечислите основные концепции управления запасами.

5. Какие преимущества предприятие может получить в ходе реализации концепции JIT закупок?

6. Дайте характеристику основным системам управления запасами в логистики.

Наши рекомендации