Инновационная деятельность как основа повышения эффективности машиностроения
Современные исследования проблем промышленной политики России свидетельствуют о том, что в основе экономического роста и совершенствования промышленного потенциала лежат два процесса:
• смена технологических укладов, способствующая созданию производств новых товаров или повышению эффективности производства ранее освоенных товаров;
• рост масштабов производства на основе потенциалов уже сложившихся в стране технологических укладов — совокупности технических способов производства товаров и услуг и наиболее адекватных им организационно-экономических форм хозяйственной деятельности.
Концепция технологических укладов исходит из того, что на протяжении последних трех столетий в истории технологической эволюции прошло пять волн, каждая из которых сформировала определенный тип технологического уклада.
Первый уклад (1785 —1835) основывался на новых технологиях в текстильной промышленности, а также на использовании энергии воды.
Второй уклад (1830—1890) связан с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства практически всех видов продукции на базе использования парового двигателя.
Третий уклад (1880—1940) базировался на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности, на новых открытиях в области химии и развитии химического комплекса.
Четвертый уклад (1930—1990), в основе которого лежит дальнейшее развитие энергетики, в основном базирующееся на использовании нефти, нефтепродуктов и газа, средств связи, новых синтетических материалов.
Пятый уклад начал формироваться с середины 80-х годов, и его основой стали достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, в освоении космического пространства, спутниковой связи и т. д. На этом фоне начался переход от разрозненных фирм или даже транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной связью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инвестиций, организации доставок «точно в срок».
Для экономики нынешней России характерно наличие многоукладности: третий, четвертый и пятый уклады, однако преобладают третий и четвертый. Формирование и развитие пятого технологического уклада в России зависит как от государственной поддержки, так и от инновационной деятельности предприятий.
В промышленности России в 90-х годах резко снизилась инновационная активность. Динамика удельного веса предприятий и организаций, осуществляющих разработку и использование нововведений, характеризуется следующими показателями: 1992 г. — 16,3%, 1993 г. — 17,3%, 1994 г. — 19,5%, 1995 г. — 5,6%, 1996 г. — около 5%. В 1999 г. технологические инновации в промышленности осуществили не более 6 % общего количества предприятий. Около 70 % всех инновационно активных предприятий концентрируется в четырех отраслях - химической и пищевой промышленности, машиностроении и металлургии. Динамика доли инновацинной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно активных предприятий промышленности характеризуется следующими показателями: 1995 г. - 16,0 %, 1996 г. - 13,5 %, 1997 г. - 19,7 %, 1998 г. - 13,0 %, 1999 г. - 10,1 %.
Необходимо рассмотреть современную терминологию инновационной деятельности в машиностроении.
Инновационная деятельность — это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационный потенциал предприятия (отрасли, региона, государства) — это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Инновационная сфера — область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.
Инновационная программа — комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции и технологий.
Инновационная инфраструктура — организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации).
Инновационный инкубатор - это сложный многофункциональный комплекс, реализующий широкий перечень инновационных услуг, и занимающий одно или несколько зданий. Инновационная фирма в зависимости от ее технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период фир мы-клиента длится обычно 2—3 года, реже 5 лет. По истечении этого срока инновационная фирма покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.
Технологический парк — это научно-производственный территориальный комплекс со сложной функциональной структурой, основная задача которого состоит в формировании благоприятной сферы для развития малых наукоемких фирм-клиентов. Структурной единицей технопарка является центр, а к числу наиболее важных центров относятся: исследовательский центр, инкубатор, научно-технологический комплекс (инновационный центр), промышленная зона, маркетинговый центр, центр обучения и др. Каждый из перечисленных центров реализует специализированный набор услуг, например, услуги, связанные спроведением исследовательских работ или с переподготовкой специалистов по какому-либо определенному технологическому направлению.
Технополис — представляет собой целостную научно-производственную структуру, созданную на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Новые товары и технологии, разработанные в научных центрах, используются для решения всего комплекса социально-экономических проблем города. Технополисы могут быть образованы как на основе вновь строящихся городов, так и на основе реконструирующихся. Существуют также технополисы «размытого» типа. Они возникают обычно на базе больших городов, которые при отсутствии четко очерченных высокотехнологичных зон тем не менее располагают развитыми инновационными структурами.
Интеллектуальный продукт– это результат инновационной деятельности в области духовного производства, предназначенный для удовлетворения потребностей (в товарной или нетоварной формах) его потребителей.
К интеллектуальному продукту относятся:
- научно-техническая продукция, т. е. открытия, гипотезы, концепции, экспертные системы, модели, изобретения, рационализаторские предложения, научные и конструкторские разработки, проекты, опытные образцы новой техники, новые изделия;
- продукция информатики — программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, радио- и телепрограммы и др.;
- продукты культуры.
Развитие инновационной деятельности машиностроительных предприятий вРоссии чрезвычайно осложнено неприспособленностью прежней системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования.
Существуют следующие классификационные признаки инноваций.
По степени новизны выделяют инновации базисные, улучшающие и псевдоинновации.
Базисные инновацииреализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники.
Улучшающие инновациисвязаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла.
Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.
По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируют на потребительскиеи инвестиционные,по степени сложности (или по масштабу) - насложные (синтетические)и простые инновации.
Попричинам возникновения инновации делят на два вида: реактивные и стратегические.
Реактивные инновациинаправлены на выживание фирмы, они появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.
Стратегические инновацииносят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.
По характеру применения различают:
• продуктовые инновации, которые направлены на производство и использование новых продуктов и услуг;
• рыночные инновации, открывающие новые сферы применения продуктов и позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках;
• инновации-процессы, нацеленные на новые технологии, организацию процесса и управление;
• социальные инновации, ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур;
комплексные инновации, представляющие единство нескольких видов изменений.
Инновационная политика российского машиностроения предусматривает следующие направления:
• разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;
• создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
• развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров;
• развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
• совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ для последующего участия государства в финансировании инноваций и повышения привлекательности проектов и программ для частных инвесторов;
• реализация критических технологий иприоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;
• выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;
• использование технологий двойного назначения для производства как вооружений и военной техники, так и продукции гражданского назначения;
• совершенствование системы возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе.
Главными методами реализации государственной инновационной политики в России могут быть:
• формирование институциональных и законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере;
• государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;
• совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования;
• изменение амортизационной политики с целью обеспечения возможности организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций в инновации;
• внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;
обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и «ноу-хау» для освоения производства новейшей продукции;
• объединение усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами — членами ЕЭС, СНГ, другими государствами;
• развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;
• участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах;
• выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.
В комплексе мер по осуществлению в России активной инновационной политики важную роль играют институциональные преобразования, включающие приватизацию, создание финансово-промышленных групп, рыночных инновационных структур (например, бирж инноваций), демонополизацию в инновационной сфере, малое предпринимательство и др. Необходимо также совершенствовать законодательно-правовые условия реализации инновационной политики.