Экономическая среда функционирования организации
Отрасль – это совокуп-ть самостоятельных препр-й, характер-щихся единством эк.назнач-я выпускаемой продукции,общнотью тех.процессов и произв-тех.базы,однородностью переработан.сырья и др. Эк.комплекс РБ сост.из отраслей эк-ки,который образует сферу:1)мат.произв-ва(пром-ть,с/х,л/х,груз.транспорт,строит-во,оптов.торговля,обществ.питание);2)непроизв.сфера(пассажир.транспорт, связь,быт.обслуж-е,ЖКХ);3)сфера соц.обеспеч-я насел-я(наука,здравоохр.,образ-е,культура,отрасли обороны).К среде отраслей мат.произв-ва ведущ.место отводится промыш-ти. Появл-е промыш-ти и её отраслев.дифференциация явл.результатом процесса раздел-я труда. В соотв-и с технологич.связями препр-я объедин.в отрасли.
Разделение труда явл. основной предпосылкой формир-я отраслей пром-ти,а также 1)увелич-е потреб-ти эк-ки в том или др.виде продукта;2)развитие произв.сил,науки,тезники,технологии и появл-е на этой основе нов.видов пр-ции;3)совокуп-ть производств, объединён. по опред.признакам,например спец-ция по выпуску продукции в един.группы образуют отрасль произв-ва,а совокуп-ть предпр-й,объедин. по опред.признакам,например.единством эк.назнач-я выпускаемой продукции,общность тех.базы в един.группу образуют отрасль промыш-ти. В своём развитии отрасль проходит этапы:1.зарожд-е в недрах уже сущ.отрасли нов.видов отраслейосущ-щих выпуск нов.видов продукции.2.рост потреб-тей рынка в нов.виде продукции,что привод. к увелич-ю масштабов произ-ва данного вида продукции, в итоге это вызывает формир-е отрасли произв-ва.3.масштабы пр-ва и кол-ва предпр-й достиг. таких размеров,что происходит эк.обособление отраслей промыш-ти в качественно нов. подраздел-е обществ.произв-ва.
Отраслевая стр-ра – это количественное соотнош-е отраслей, отраж-щее сложивш-ся взимосвязи м/у ними. Она хар-ет степень экономической самостоятельности страны,уровень её индустриал-ции,развитие конкуренции и др. На формир-е отраслев.стр-ры.оказ.влияние
факторы:1)НТП, 2)планируемыетемпы развития всей промыш-ти и её отдельных отраслей, 3)формы обществ.орг-ции произв-ва,т.е.концентрация,специал-ция,кооперир-е,комбинир-е; 4)рост мат.благосост-я и культур.уровень трудящихся; 5)обществ.-ист.усл-я,в котор.идёт развитие промыш-ти; 6)сырьев.ресурсы страны; 7)МРТ; 8)укрепл-е позиций страны на мировом рынке.
Отраслевая структурара может различ-ся с помощью показ-лей:
1.Колич.соотнош-я отраслей,выраж-ся их удел.весом в общем выпуске продукции,числ-ти раб-ков или рабочих,в общ.стоим-ти ОПФ;
2.структур.сдвиги за той или иной период выраж-ся определением измененияя удел.веса отраслей и произв-в в общем объёме произв-ва,числ-ти раб-ков или стоим-ти ОПФ;
3.произв.связи,котор.делятся на:
а)межотраслев.связи,хар-щие уд.вес пр-ции направ.на дальшейш.пром.перераб-ку;
б) внутриотраслев.связи,хар-щие удел.вес внутриотраслев.потребл-е продукции во всём произв.процессе.
2. Промышленность как ведущая отрасль национальной экономики. Особенности отраслей производственной и непроизводственной сферы
Отрасль – это совокуп-ть самостоятельных предпрй, хар-щихся единством экономического назнач-я выпускаемой продуции,общностью тех.процессов и произв.-тех.базы,однородностью перераб.сырья и др.
Промыш-ть является одной из ведущих отраслей прозводственной сферы. Её появл-е связано с рез-том процесса разделения труда. Исторически она прошла фазы: дом. промысел, ремесло, кустар.промыш-ть, мануфактура, фабрика.
Пром-ть – это сов-ть сам.предпр-й,цехов и произв-в,занятых добычей, заготовкой и перераб-кой сырья.Она объедин.ряд комплекс.отраслей,котор.сост. из специализир. отраслей.(напр. легк.промыш-ть сост.из швейн.,трикотаж.,текстильн.,обув. и т.д) Одной из ведущ.отраслей пр.сферы явл. строит-во,котор.отличается от промыш-ти более длительн.циклом,большим объёмом незаверш.пр-ва,орг-цией технолог.процесса.С/х основано на естеств.природ.и биологич. процессах. В отличие от промыш-ти имеет сезон.хар-р,обусловл.особен-тями растениевод-ва и живот-ва.
Груз. транс-т обеспеч.доставку грузов к месту потребл-я с сохран-ем свойств и кач-ва перевоз.грузов. В соврем.усл-х усил-ся межотраслев.связи, и отрасли образуют меотраслев.комплексы,напр.агропром.комплекс,топливно-энерг.и др.Отрасли непроизв.сферы ориентир.на оказание услуг, выполн-е работ, созд-е интеллект.собств-ти. Они объединины в орг-ции и учрежд-я здравоохр-я, науки и науч. обслуж-я,образ-я.
3 типа инстит.ед-ц(корпорации,дом.хоз-ва,органы гос.упр-я) отвечают осн.критерию формир-я секторов рын.эк-ки,котор.объедин. в однород.группы по признакам эк.повед-я,целей и задач.
Исходя их того,что по виду произв-мых товаров и услуг. корпорации подраздел.на два сектора:фин.и нефин.сектор гос.упр-я и дом.хоз-ва формир-ся органами гос.упр-я.Неком.орг-ции,связ. с корпоратив.предпр-ми и органами гос.упр-я,входящ. в соотв.секторы,а неком.орг-ции,обслуж-щие дом.хоз-ва,в соотв-и с междунар. стандартами выделен. в сам.сектор.Раздел-е отраслей промыш-ти на 2 типа:чистая – совокуп-ть препр-й и произ-в,выпуск-щих однород.пр-цию,независ.от ведомств.принадлеж-ти и независимо от того,к какой отрасли эк-ки они относ-ся.(напр. кирпич.отрасль:предпр-е и произ-во может быть размещ. и наход. на балансе колхозов, вход.в состав отрасли строит.мат-лов или строит.комплексов);хоз.отрасль – сов-ть предпр-й,котор. Объединены един.органом упр-я,чаще всего министер-вами.
Пром.пол-ка - совокуп-ть действий,т.е.сис-ма мер гос-ва,направ.на обеспеч-е роста произ-ва и конкурентоспособ-ти ко всей промыш-ти,так и отдельн.отраслей. Промыш.пол-ка разраб.в соотв-и с комплекс.прогнозом общеэк.разв-я и в основном. сориентир.на достиж-е целей: созд-е развит. промыш.комплекса, способного обеспеч. эк.рост:преодол-е строит.-тех.несбаланс-ти отраслей промыш-ти в кризис. период; развитие наукоёмк.и экспорт.произ-в относительно капиталоэкономных,высокорентабельн. отраслей.Р^2=П/3*100%
3.Предприятие как рыночный субъект хозяйствования
Предпр-е явл.сам.хоз.субъектом, созд. в соотв-и с действ.законодат-вом для произв-ва опред.вида продукции,выполнения работ и оказ-я услуг с целью удовлетвор-я потреб-тей конкрет.потреб-лей,обеспеч-я функц-я самого предпр-я и его работ-ков. На всех этапах развития эк-ки осн.звеном явл.предпр-е. Именно на предпр-и осущ.произв-во пр-одукции,выполн.работы и услуги,происходит непосредств. связь работ-ков со ср-вами произв-ва,т.е созд-ся основа для потребл-я и умнож-я нац. бог-ва. Предпр-е явл. осн.налогопл-щиком, котор. выполняет доход.часть гос.и мест. бюджета. Эффектив.работа предпр-й явл.важнейш.составляющей и условием благосост-я нации и процвет-я гос-ва. От эффект-ти функц-я предпр-я,от их финанс.сост-я зависит эк.мощь гос-ва.Орг-ция явл. осн.и первич. звеном н/х комплекса,т.к.представ.собой произведён. объект, где создают мат.блага,т.е.произв-ся продукция,оказываются услуги,выполн-ся работы.Орг-ция явл.первич.звеном эк-ки потому,что при всём многообразии цели его созд-я,видов дея-ти именно на предпр-и происходит непосредств.связь с работником,со ср-вами произ-ва,предметами труда,что обеспечивает получ-е продукции. Орг-ция явл. главн. субъектом произв.отн-й склад-щихся в процессе произ-ва и реал-ции продукции, а также др.сфер произв .хоз.дея-ти, оно представ.собой,обособлен. и сам.звено первич.произв-ва,в котор. происходит соедин-е факторов,ср-в произ-ва и труд.ресурсов.
Задачи.созд-я и функц-я предпр-я:1)разработка технико-технологич.,организац.коммерч.пол-ки предпр-я,позволяющ.учитывать конъюнктуру рынка и обеспечивать адаптив-ть к внеш.среде;2)обоснов-е вар-та реал-ции выбран.пол-ки для воздей-я на рынок в нужном для предпр-я направл-и;3)макс-но возмож.удовлетвор-е спроса покуп-лей;4)созд-е усл-й для аккумулир-я достаточ.ден.ср-в для самоокуп-ти и самофинансир-я предпр-я;5)насыщ-е рынка высокотехнологич.товарами и услугами.; 6)содей-е повыш-ю культ. уровня и морал.оздоровл-е общ-ва;7) созд-е усл-й для реал-ции творч.потенциала своих сотрудников. Хар.черты предпр-я:1)произв.-тех. единство предполаг.общноть процесса произ-ва,капитала,технологии;2)организ.един-во выражающ-ся в наличии един.рук-ва;3)эк.един-во,выраж-ся в общности мат.финанс.технич.ресурсов,а также в эк.результатах работы.
Структура предпр-я – состав и соотн-е его внутр. звеньев: цехов, отделов, лабораторий, составляющ. единый хоз. объект. Стр-ра опред-ся факторами:размер предпр-я, отрасль произв-ва; уровень технолгии и спец-ция предпр-я.
Осн.цехи: заготовит., обрабатывающ, сбороч. Произв.цехи:цехи осн.произв-ва(непосредственно изготав.продукция предназнач.для реал-ции потреб-лям),вспом.(подраздел-я,участки,котор.непосредственно не связ.с осн.произв-вом); 3) обслуж.цехи. (обеспеч. норм., бесперебойн.работу осн.цехов, изготовл-е,ремонт оборуд-я, инструментов, обеспеч. энергей, уборка помещ-й,склады предпр-я).
4.Организационно-правовые и организационно-экономические формы организаций
Гос. предпр-яобраз. по инициативе государственных рганов на основе гос. собств-ти, котор. выступ. в виде республиканской собств-ти и собств-ти админ.-территор.единиц (муницип., коммунальн.собств-ти).
Частные предпр-ямогут сущ. в виде самостоятельных независимых компаний либо в виде объедин-й, созд.как на основе сис-мы участия, так и на основе договоренностей м/у участниками объедин-я. В завис-ти от формы объедин-я предпр-е может быть юридически-ки сам-ое и само решать хозяйственные вопросы и отвечать по своим обязательствам или быть лишено хоз. и юр.сам-ти, и тогда реш-е дел. вопросов завис.от материнского предпр-я.
Унитарное предпр-е – ком.орг-цияя, не наделён правом собств-ти на закрепленное за ней имущество. Имущество унитар.предпр-я неделимо, оно не может быть распределено по вкладам (долям).
Унитарное предпр-е, основан.на праве хоз.ведения, созд.реш-ем соответствующего гос.органа или органа мест.самоупр-я, котор. и утверждает Устав педпр-я. Такое предпр-е может создавать др.п/я с правом юр. лица на основе передачи им части своего имущества в хоз.ведение;
Унитарное предпр-е, основан.на праве оператив.управл-я имуществом, создается по реш-ю Прав-ва РБ,оно осущ. Оператив. упр-е в соотв-и с целями созд-я предпр-я, действующим законодат-вом и указаниями собственника имущества.
Хоз.товарищ-ва созд.в форме полн.товариш-ва или товарищ-ва на вере(коммандит.товарищ-ва).
Полн.товарищ-ва – объедин-е 2 и более предприн-лей,созд. ими фирма предусматр.осущ-е совмест.дея-ти и полн.имущ.ответ-ть участников,действия от имени полн.товарищ-ва люб.из его участников призн-ся дея-тью самого товарищ-ва,измен-е состава участников влечёт за собой прекращ-е его дея-ти.
Товарищ-во на вере (коммандит.) – объедин-е, в котор. один или несколько его действ. членов несут полн.(неогр.) ответ-ть по обяз-вам тов-ва всем принадлеж. им имуществом, а остальные члены-вкладчики несут ответ-ть, связ. с дея-тью товарищ-ва, в пределах принадлеж. им доли капитала товарищ-ва, вкл. неоплач. ими часть своего вклада. Если предпр-е стави целью выполн-е определенных функций,не связ.первично с получ-м прибыли,то прибыль может вкладыв-ся в дальнейш.разв-е предпр-я. Такие предпр-я отн. к некоммерческим орг-циям. Коммерческие орг-ции – ориентированы на получ-е прибыли и её распр-е м/у участниками созд-я или функц-я предпр-я. Уставной капитал акц.общества может быть увеличен на основе реш-я общ. собрания акционеров путём увелич-я номинальной ст-ти акции или путём выпуска доп.акций. Акц.общ-ва имеет право выпуск.облигации,но их владелец может требовать погаш-я облигаций в устан.срок. Оплата акций может пр-ся деньгами, ценными бумагами и имущ.правами,имеющ.ден.оценку.
5.Сравнительная характеристика типов производства
Тип произ-ва – пред-ет сов-ть организац-технич. и эк-их особенностей, обусловл. номенклатурой изгот. изделий, масштабами и степенью регулярности выпуска одноим прод-и. 1)Единичное произ-во хар-ся малым объемом выпуска одинак изделий. Особенности: цехи и участки осн пр-ва не имеют четкой специализации, знач-ая длит-ть произв-го цикла, трудоем-ть и матемкость прод-и, увелич объема незав пр-ва. 2)Серийное– через опред промеж времени повтор-ся изгот одинаковых изделий. За каждым раб. местом закреп выполнение нескольких опер-й с период-им их чередованием. В зав-ти от размера серии различ мелко-, средне- и крупносерийное пр-ва. 3)Массовое хар-ся большим объемом выпуска изделий, непрерыв изгот-ых продолжит время, в теч кот. на большинстве раб мест выполн. 1 раб опер-я. Ос-ти: высокий ур-нь специализации оборуд-я и технолог. оснастки, механизация и автомат-я проц-ов, спец-ия раб. мест на выполн небольш. Кол-ва постоянно закреп-ых опер-ий. При созд. Пред-я выбор месторасполож зав-ит от различ эк-их, полит-их и др. предпосылок: 1)природ рес-ы);2)труд рес-ы;3)технико-эк-ие фак-ы 4)соц – эк-ие фак-ры. Осн. этапы созд пред-ия:- разраб-ка страт-и деят-ти;- поиск и выбор партнеров(осущ собств-ом или уполномоч им юр. и физ. лиц-и);- раз-тка технико-эк-го обоснования;- подгот учред-ых док-ов(договора и устава;- регистрация. Гос рег-ия юр. лиц в РБ осущ в соотв-и со ст. 47 Гражд Кодекса РБ. Данные гос рег-ии, вкл. в соотв с зак-вом в Единый гос регистр юр. лиц и ИП. Уставный кап-л —это зафикс-ая в стоимостном выраж-и сума мат. и нематер ценностей, кот предаются пред-ию в постоян польз-е владельцами этих ценностей.Размер уст. фонда коммер орг-ии должен быть не менее min размера, предусмотр. зак-вом. Вкладом в уст ф. могут быть вещи, вкл деньги и цен бум-и, иное им-тво, имущ-ые права, имеющ ден. оценку.Объединения созд-ся на договор основе в целях корд-ии осущ ими предприним деят-ти, представл и защиты общих имущ-х интер-ов и расшир возмож-ей пр-ия. Виды: 1)Картель– объед-е пред-ий 1-ой отр-ли, предполаг. провед-е единой рын.страт-и, вкл. согласованную ценовую пол-ку, совместн позицию в отнош.крупн клиентов, обмен инфой. Признаки: 1) дог-ый хар-ер объед-я; 2) сохран.права собст-ти участ-ов картеля на свои пр-ия ,хоз-я, фин-я и юр. самостоят-ть; 3) совместн.деят-ть по реализ.прод-и, кот может распростр, на её прои-во.2)Синдикат – объед-е ряда предпр-ий, производ.однород.прод-ю, с целью созд.ед. сбыто.сети. Осн.цели: удерж и расшир.рынка сбыта, формир.цен на рынке и рег-е объема произ-ва среди членов син-та.3)Пул – ~, предусмат.особый пор-ок распред.приб-и его уч-ов. При-ль поступ. в «общ котёл», а затем распред. м/д ними в заранее установ.проп-ии.4)Трест – объед.юр. самост.пред-ий, руководимых управл. центром в области производст-ой и комм.деят-ти. Механизм упр-я предполаг. передоверие акц-ми своих акций доверен.лицам.5)Концерн – это многоотр-ое акционер.общ-во, контролир.пред-я через сист.участия. Приобр-т контр.пакет акций различ.комп-й, явл. дочерними. 6)Холдинг-«держательскую» комп-я, кот, обладая контр.пакетом акций пред-ий , объед-х в ед-ю струк-ру, обеспеч.упр-е ими и контроль над их деят-ю.7)Консорциум – времен.объед-е пр-ий на основе соглаш для осущ.огранич. по срокам и содерж.проектов в области произ-ва, финн-ов, науки, экологии и др.8)Ассоциации – мягк форма добровол-го объед-я эк-ски самостоят.пред-ий, орг-ий, кот.одноврем могут вход в др.образ-я. Осн. цель созд.– совместн.реш-я научно-техн, производ-ых, эк-их, соц. и др.задач.9)Фин-во-пром-я гр-а (ФПГ) – это сов-ть юр.лиц, действ. как осн. и дочер.общ-ва, либо полн-ю или част-о объед. свои мат. и немат.активы на основе договора о созд-и фин-пром-ой гр. в целях технолог. или эк-ой интеграции для реализ. инвестиц-х и иных проектов.Жизненный цикл:1)созд. Пред-я и его становления. 2)реорганизация: созд. новые произв-е и функционал-е подразд-я, происх слияние или ликвидация снизивших свою эф-ть цехо(реструктуризация – это выд-е струк-ых подразд-й пред-я с самост.балансом и расчет. счетом, но без образования юр.лица. 3)Комм-ий расчет – это метод хоз-ия, при кот.соизмер. зат-ы и рез-ы деят-ти пр-я, его произв-х подраз-ий. 4)Санация – это фин. оздор-е пр-я, необ-ть кот возник. при угрозе эк-ой несост-ти. Проводится по инициативе соб-ка или кред-ов. Сущ.3 пути санации. 5)Банкр-во – это удостовер-я судом полная неспособ-ть субъекта хоз-я оплатить свои финн.обяз-ва. Бывает ложного и злостного бан-во.6) Ликвидация пр-ия означ.прекращ.его деят-ти и исключ. из реестра гос. рег-ции.Фил-фия и страт-я орг-и.Страт-я отраж.сущ-ть явл-я, кот.проявл-ся в страт-ом управ-и и конкр-х планах страт-го развития. Виды стр-ий роста и сокращения:1)концентрированного роста(- усиление поз-и на рынке;- разв-е р-ка; - разв.продукта)2)интегрир-го р-та(-обрат. вертик-ая интег-я;- впереди идущ.вертик.инт-я);3)диверсифицир-го р-та(-центрированная дивер-ия;-горизо-ая див-ия;-конгломеративная див-ия);4)сокращ-я(-ликвидация;- «сбор урожая»;-сокращ. подразд-ий фирмы;-сокращ. расходов). Функциональные стратегии:- маркетинга;-фин-я;-инноваций;- произ-ва;- соц-а;-организац-ых изменений;-эколог-я. При разраб-е страт-их позиций фирмы польз-ся опред. пок-ми как каче-ми(ориентиры), так и колич-ми(задания).
Экономическая среда функционирования организации
Эк-аясреда функц-ия пред-ия поним.сов-ть фин-эк-их условий произ-ва прод-и (работ, услуг).Макроэк-ие эл-ты среды— гос.эк-ая пол-ка, налоговая, ценовая, ден-кред сист., правовое поле — огранич.фин-о-эк-ую деят-ть предп-ия любой хоз-но-организац-ой формы. Микроэк-ие эл-тысреды — вид и развитие конкур-ой ср-ы, типы рынков, способы движ-я товаров, матер.ценн-ей, посредничество — опред.конеч.пок-ли эк-ой эф-ти, полностью сочет. с макроэк-ми предпос-ми. Неопред-ть эк-ой ср-ы явл. фун-ей кол-ва и кач-ва инфы, кот.располаг.пред-ие по поводу конкр.фактора, а также ф-ей уверен-ти в точности имеющ. инфы. Если инфы недостат. для принятия управленч. реш-й, среда стан-ся более неопред-ой, чем в ситуации, когда имеется адекватная инфа. Неопредэ.внеш. среды во многом склад-ся под вли-ям природ.фак-ов.
Факторы, опред.св-ва внеш. ср-ы функц-ия орг-ии. Внеш.эк-ие фак-рывкл.общ. ур-нь эк-го разв-я страны, ур-нь рын.отнош., конкуренции и т.д.Внеш.полит.усл-я вкл.гос. устр-во и гос.пол-ку, в том числе внеш. и внутр.Внеш.правовые сост-щиевкл.в себя: степень правовой урегулир-сти общ-ых отнош, состав действ-х зак-ов и подзаконных актов, гарантии обеспеч.безоп-ти предп-ий и граждан, четкость форму-вок правовых норм и др. Внеш.науч. и технич.фак-ы: имеющ. в стране научн-техн. потенциал, содерж. и направ-я фундамен-ых (теор-их) и прикладных исслед-и, наличие и ур-нь функционир-я объ-ов науч-технич. инфрастр-ы, вкл. технопарки и технополисы, различ. инкуб-ры прогрессив.технологий, фирм, заним. венчурной деят-тью, лизингом.
Коммуникационные внеш.усл-я:ур-нь развития трансп-ой сети, наличие желез. дорог, автомоб.магис-ей, воздуш., морск. и речн. путей сообщения, степень разв-ти сетей связи, инф-го обмена и телеком-ий. Ур-нь природ-клим-х фак-ов: рельеф местности, площадь терр-ии, среднегод.тем-ра, влажность или сухость воздуха, и т.д. Учет особ-ей внеш. ср-ы и её влияние на стр-ю орг-ии.Стр-я развит.пред-я — это док-т, в кот. сформулир.оптим-я модель фирмы, ее гл. высокие цели и способы их достиж.при имеющ.я ресурсах на зад.перспек-ву. Анализ внеш. окруж-я служ.инстр-ом конт-ля внеш, по отнош. к пред-ию, фак-ов с целью предвидения потенц.угроз или нов.возмож-ей. При анализе макроэк-х ф-ров рассматр.у-нь и дин-ку инфляции, измен.налог. зак-ва, плат. баланс, ур-нь безраб-цы в гос-ве. Полит.ф-ов: отнош.го-ва и ведущих коллективов к эк-им процессам. Рын-ые ф-ы отслеж. с точки зр-я дин-ки платежеспособ. спроса нас-я, демогр. ситуации, жизн. цикла осн. товара фирмы и т.д.Технологич.внеш. ср-ой не только на внутр., но и на внеш. рынке. Ф-ов конкуренции предпола.постоян.контроль со стороны рук-ва пред-я за дейст-ми конку-ов: оценка их тактики и стр-гии, выяснение будущ. целей и др.Соц.ф-ы: измен-я общ-ные цен-ти, отнош-я, ожид-я, правы. В условиях эк-ой нестаб-ти именно в соц. среде рожд. угроза сущ-ию пред-ия. Анализ междунар-х ф-ов необх. отслеж пол-ку прав-тв др. стран по защите или расшир.нац.рынка в целом или его отдел.отр-ей. Ан-з внеш.ср. рек-ся заканчивать составл. перечня опас-ей и возмож-ей, кот.сущ. в наст. время и возникнут в перспективе. Маркет-ый подход к формир.стр-ии и тактики орг-и.Маркетинг представ. собой процесс план-я производственно-сбытовой деят-ти пред-ия на основе изуч. зак-в рынка в целях реал-и тов. и услуг и получ.приб-и в усл. конкур-и. Принципы марк. плана: а)поним. потребителя, основ-ый на учете потреб-й и дин-ки рын. конъю-ы. б)борьбы за потреб-ля, а не сбыт товаров;в) max приспособления произ-ва к треб-ям р-ка ставит произ-во тов-в и оказ. услуг в функц-ую завис-ть от запросов р-ка и треб. произв. тов. в ассорт-те и объеме, необх. для потреб-ля.
7.Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства
Концентрация – процесс сосредоточения изготовления продукции на ограниченном числе предприятий и в их производственных подразделениях.
Концентрация производства имеет четыре формы:
1)Укрупнение предприятий – сосредоточение производства на крупных предприятиях, определяется научно – техническим процессом орудий труда и ростом объемов выпускаемой продукции.2)Специализация – сосредоточение однородного производства, которое по своему типу является массовым или крупносерийным.3)Кооперирование – прямые производственные связи между предприятиями, участвующими в совместном изготовлении определенной продукции.4)Комбинирование – соединение разных производств, представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, комплексную переработку сырья или использование отходов производства в одном предприятии.
Уровень концентрации зависит от объема выпуска продукции, величины единичной мощности машин, агрегатов, аппаратов, технологических установок, количества однотипного оборудования, размеров и числа технологически однородных производств.
В качестве критерия оценки размера предприятий используют комплексный критерий, включающий качественные и количественные показатели. При этом набор показателей для разных отраслей должен отражать отраслевую специфику.
Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются:
-объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие;- удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;
- удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;- удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;- удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;- удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.
Слияние (mergers) представляет собой сделки между двумя и более компаниями, в результате которых появляется новая компания, устанавливающая контроль и управление над активами и обязательствами старых компаний.
Поглощение(acquisitions) – процесс установления контроля одной компании над другой с целью управления и приобретения абсолютного или частичного права собственности. Поглощение может быть дружественное или недружественное.
Монополизация рынка- ситуация в экономике, когда один или несколько крупных производителей или продавцов обладают на рынке подавляющим преимуществом в производстве и сбыте определенного ассортимента товаров, что приводит к монополизации цен и установлению диктата на рынке.
Правительство реагирует на проблему монополии одним из четырех способов:
-использует антитрестовские законы, направленные на повышение уровня конкуренции в отрасли;
-регулирует цены, устанавливаемые монополиями;
- преобразует монополии в государственные предприятия;
- в случае незначительного в сравнении с неизбежными несовершенствами политики фиаско рынка политики могут просто «плыть по течению».
Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.
Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:
1)прямое регулирование цен;2)налогообложение;3)регулирование естественных монополий.
Под оптимальными размерами производства в промышленности следует понимать такие, которые обеспечивают выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом приведенных затрат и максимально возможной эффективностью.