Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов

Исследование на модели возможности наращивания стоимостного выпуска показало, что он может быть увеличен на 20 тыс. руб. за счет изменения ассортимента при дополнительном вовлечении ресурса сырья (8 т) и положительном сальдо от перепродажи. Для данной производственной системы новый вариант плана выгоднее. В условиях рыночной экономики этого достаточно для принятия управленческого решения. В новом хозяйственном механизме индикатором такой оценки будут являться экономические нормативы, в частности, для ресурсов, которые общество считает дефицитными.

3.1. Оценим с указанных позиций, как изменяется эффективность использования ресурса (сырья) по мере его вовлечения в систему, причем для наглядности во всем диапазоне его изменения (от 0 и выше). При любом объеме ресурса предприятие каждый раз выбирает оптимальную стратегию выпуска, соответствующую максимальному его стоимостному объему. При исходных объемах ресурсов времени и материалов получим модель:

С 20 х1 + 20 х2 Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru max

Т 2 х1 + 3 х2 Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru 12

S 4 х1 + 2 х2 Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru S

М 1 х1 + 3 х2 Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru 9

х1 , х2 Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru 0

Это параметрическая задача, в которой параметр S Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru . Решим ее графически и определим зависимость максимального стоимостного выпуска от объема ресурса S в системе, то есть

Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru

3.2. Для графического решения задачи построим множество допустимых решений, определяемое только постоянными ограничениями Т и М (см. рис. 3). Это многоугольник ОАBD. Теперь будем изменять величину объема сырья S и для каждого его значения отыскивать оптимальный план и значения целевой функции. Результаты будем заносить в таблицу 2.

Таблица 2.

Объем сырья (т) S Оптимальный план Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru Максимум стоимости выпуска (тыс. руб.) F (S) Потребный объем Т (т.чел.-т) Потребный объем материалов М (т) Обозначения точки на графике
0 , 0 0 , 2 0 , 3 3 , 2 6 , 0 6 , 0 К А В D G

3.3. Пусть S = 0. В этом случае в нашей задаче выпуск продукции невозможен, так как сырье необходимо для производства обеих ее видов. Оптимальный план х0 = (0,0). Зададим небольшую величину объема сырья, например, S = 4. Ограничение по сырью примет вид:

Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru ,

и может быть построено на графике (рис.3).

Множество допустимых планов OKL определяется лишь данным ограничением, остальные ресурсы M и Т при S = 4 избыточны.

Перемещая линию стоимости С параллельно себе, находим точку, в которой С принимает максимальное значение. Это точка К. Оптимальный план Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru = (0 , 2). Подставляя значения х1 = 0 и х2 = 2 в соответствующие ограничения, находим потребные объемы ресурсов и значение целевой функции СК = 40 (тыс. руб.). Результаты заносим в таблицу 2.

Заметим, что при изменении S от 0 и до 4 (т), точка оптимума перемещается по оси х2 вверх (на рис.3 изображено стрелкой). Это движение продолжается до точки А, в которой начинает действовать ограничение по материалам М. То есть с увеличением S точка оптимума обязательно совпадет с точкой А. Запишем в таблицу 2 значение оптимального плана Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru = (0 , 2). Теперь подстановкой находим значение SА = 6 , значение целевой функции Cn = 60 и потребные объемы ресурсов. Результаты заносим в таблицу 2.

Таким образом, при графическом решении параметрической задачи необходимо проследить траекторию движения оптимальной точки по границам области допустимых решений OABD . Так, при S > 6 (см. рис. 3, линия HN), область допустимых планов OAHN, оптимальный план Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru .

То есть точка оптимума движется по ограничению М из точки А в точку В и обязательно попадает в точку В. Как и ранее, заносим оптимальный план в таблицу 2 и пересчитываем значение ресурса S, целевой функции и потребные значения прочих ресурсов М и Т.

При достижении каждой вершины многоугольника OABD необходимо проверить, сдвинется ли точка оптимума при дальнейшем увеличении ресурса S. Так точка В , S = 16, соответствует исходной задаче (см. задание 1). При дальнейшем увеличении ресурса S > 16 в конечном счете точка оптимума попадет в точку D, что соответствует условиям задания 2 и S = 24. Если S > 24, например, S = 36, то ресурс сырья является избыточным и оптимальная точка все равно остается в точке D.

3.4. На основании таблицы 2 и рис.3 построим график зависимости оптимального значения стоимости выпуска от величины ресурса сырья S (см. рис. 4).

Поскольку для каждого значения ресурса сырья мы искали максимальное (а не произвольное) значение стоимости выпуска, полученный график отражает закономерность соотношения результатов и затрат в заданных условиях. Полученная на рис.4 зависимость называется линией не возрастающей эффективности и в упрощенном виде отображает закон, сформулированный известным экономистом В.В. Новожиловым (1) для условий нейтрального научно-технического прогресса (неизменная производительность труда, материало- и фондоемкость продукции). Суть этого закона состоит в следующем. Число эффективных способов использования дефицитного ресурса всегда ограничено. Поэтому при вовлечении ресурса в производственную систему каждая его дополнительная единица будет использоваться с невозрастающей эффективностью (прежней или меньшей). Следствием этого закона является то, что экстенсивное развитие, в конечном счете, приведет к снижению темпов экономического роста, дефицитной экономике.

В нашем примере для роста стоимости выпуска от 0 до 60 тыс. руб. требуется вовлечение в производство 6 тонн сырья (точка А), а для прироста стоимости еще на 60 тыс. руб., то есть до 120 тыс. руб., необходимо вовлечь еще дополнительно 18 тонн сырья, доведя общий его объем до 24 тонн. Дальнейшее увеличение выпуска при постоянных прочих ограничениях невозможно.

3.5. Рассчитаем количественные характеристики эффективности. Это можно сделать двумя способами.

Абсолютные коэффициенты эффективности считаются как отношение абсолютных величин результата и затрат:

Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru

и показывает среднее значение результата на единицу затрат. Они малочувствительны к пролеживанию ресурсов. Так, при S = 24 ED = 5 (см. рис.4), а при S = 36 EG = 10/3. Вместе с тем из рисунка видно, что при S = 36 вообще не используется 36 – 24 = 12 (т) ресурса. Учитывая характер линии эффективности, видно, что абсолютные показатели не годятся для прогнозных расчетов дополнительного вовлечения ресурсов.


Рис.3. Графическое решение параметрической задачи.


Рис.4. Линия эффективности использования ресурса S.

Приростные коэффициенты эффективности рассчитываются как отношение приростов результата и затрат:

Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru

и показывают, как изменится результат при дополнительном вовлечении единицы ресурса. Они могут быть рассчитаны лишь в процессе моделирования объекта и соответствуют двойственным оценкам ресурсов при заданных их объемах.

В реальной экономике показатели эффективности строятся как абсолютные или приростные.

Задание.

1. Подумайте о примерах реальных показателей.

2. Рассчитайте значения тех и других коэффициентов для характерных точек и участков кривой в своем варианте.

3. Сравните значения абсолютных коэффициентов с показателями эффективности отдельных видов продукции, рассчитанными в задании 1.

4. Используя показатели эффективности продукции, письменно поясните, почему та или иная продукция включается или выводится из оптимального плана по мере увеличения дефицитного ресурса.

Итак, в нашем примере при малых объемах S < 6 сырье – единственный дефицитный ресурс и в оптимальный план входит продукция 2, самая эффективная с точки зрения его использования. Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru и не входит продукция 1 Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru . В точке А в силу вступает ограничение по материалам М. Для дальнейшего увеличения выпуска при дополнительном вовлечении сырья S > 6 в план включается первый вид продукции, более выгодный с точки зрения использования материалов

Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru

Продукция 2 постепенно выводится из оптимального плана, при S ≥ 16 становится лимитирующим ограничением по труду, а материалы избыточны. Но так как продукция 1 более выгодна и с точки зрения трудозатрат, Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru , она продолжает вводиться в оптимальный план вплоть до точки D.

3.6. Используя график не возрастающей эффективности, можно оценить переход от исходного плана Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru к новому Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru , как предлагалось в задании 2.

При подобном переходе эффективность использования дополнительно вовлекаемых 8 т сырья составит Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru , тогда как в исходном плане она составляла еще Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru (см. рис. 4), то есть сырье будет использоваться менее эффективно, чем в исходном плане. Если данный ресурс является дефицитным с точки зрения народного хозяйства (отрасли), на него может быть установлен норматив эффективности. Так, если бы в нашем примере был установлен, например, норматив Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru , предприятие не имело бы права дополнительно вовлекать ресурс и переходить к новому плану, потому что эффективность его использования Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru была бы ниже нормативной Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru .

При выполнении работы укажите, при каком значении норматива Задание 3. Исследование эффективности вовлечения дополнительных ресурсов - student2.ru для рассматриваемого ресурса переход от исходного плана, полученного в задании 1, к новому (задание 2), неправомерен с точки зрения общества.

3.7. Аналогично проделанному ранее, исследуйте эффективность вовлечения в систему другого вида ресурса при исходных значениях ресурсов труда и рассмотренного ранее ресурса. Постройте параметрическую модель, решите ее графически, постройте линию эффективности, рассчитайте абсолютные и приростные коэффициенты. Укажите максимально возможный объем вовлечения ресурса при его полном использовании.

Наши рекомендации