Общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества
В рамках сформировавшейся после Второй мировой войны концепции международного уголовного права принято выделять две группы международных преступлений:
1) преступления против мира и безопасности человечества, круг которых определен Уставом международного военного трибунала от 8 августа 1945 г.;
2) преступления международного характера, подрывающие основы сотрудничества государств в отдельных сферах, например терроризм, угон воздушного судна, контрабанда, незаконный оборот наркотиков, фальшивомонетничество, пиратство и др.
Ответственность за обе разновидности посягательств наступает при условии, если международно-правовые предписания относительно их наказуемости трансформировались в нормы отечественного уголовного права. Применительно к первой группе преступных деяний это сделано в разд. XII УК, состоящем из гл. 34 «Преступления против мира и безопасности человечества» (ст. 353-360). Что касается международных преступлений, не затрагивающих прямо мир и безопасность человечества, то они предусмотрены в главах Особенной части о посягательствах против других объектов уголовно-правовой охраны (ст. 186,188, 205, 221, 227, 270 и др.). Основанием для выделения в УК посягательств против мира и безопасности человечества явились предписания ст. 6 Устава международного военного трибунала. Преступления против мира и безопасности человечества могут быть подразделены на три группы:
• преступления против мира (ст. 353, 354, 360);
• военные преступления (ст. 355, 356, 359);
• преступления против человечества (ст. 357, 358).
Объективная сторонавсех этих видов преступлений предполагает активные действия субъектов и исходя из особой важности объектов посягательства конструируется в рамках формальных составом.
С субъективной стороныхарактерен прямой умысел.
Субъектамипо общему правилу, сформулированному в ч. 1 ст. 20, могут быть вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, хотя вызывает сомнение, способны ли подростки, например, планировать и развязывать агрессию (ст. 353), разрабатывать и распространять запрещенные виды оружия массового поражения (ст. 355) либо финансировать и обучать наемников (ст. 359). Все преступления против мира и безопасности человечества, за исключением предусмотренного в ст. 354 (призывы к агрессии), относятся к категории тяжких или особо тяжких. В соответствии с Конвенцией о неприменении срока давности квоенным преступлениям и преступлениям против человечества от 28 ноября 1968 г.1 УК в ч. 5 ст. 78 и ч. 4 ст. 83 установил, что сроки давности не применяются к лицам, совершившим деяния, предусмотренные ст. 353,356-358. Итак, на основе международно-правовых норм о наказании преступлений против мира и безопасности человечества УК предусмотрел ответственность за три группы подобных посягательств:
• преступления против международного мира;
• военные преступления;
• преступления против человечества.
Все они могут быть совершены только активными действиями виновных и предполагают прямой умысел.
Умысел и его виды.
Умысел (ст. 25 УК РФ) — наиболее распространенная форма вины. В УК РФ определены два вида умысла — прямой и косвенный. При совершении преступления с прямым умысломлицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. Интеллектуальный момент прямого умысла характеризуется осознанием общественно опасного характера совершаемого виновным деяния. Представляется, что прежде всего при совершении преступления с прямым умыслом человек должен понимать фактический характер своего поведения. Должностное лицо несет ответственность за регистрацию заведомо незаконной сделки с землей, совершенной из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 169 УК РФ), т.е. субъект должен осознавать прямое противоречие своего деяния предписаниям законодательства.
Волевой момент прямого умысла состоит в желании лицом наступления тех последствий, которые охватывались его предвидением. Желание лица как волевая характеристика прямого умысла заключается в стремлении к определенным последствиям, которые могут выступать в качестве:
а) конечной цели;
б) промежуточного этапа — при прямом умысле вредные последствия
могут быть как непосредственной, так и промежуточной целью дей
ствий виновного;
в) средства достижения цели;
г) необходимого сопутствующего элемента деяния3.
При косвенном умыслелицо, совершая преступление, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий и хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление. Косвенный умысел отличается от прямого умысла как по интеллектуальному, так и по волевому моменту.
Интеллектуальный момент косвенного умысла в части осознания общественно опасного характера деяния аналогичен прямому умыслу. Отличия имеются в характере предвидения общественно опасных последствий: интеллектуальный момент прямого умысла включает предвидение неизбежности наступления общественно опасных последствий, что исключено в косвенном умысле. Основное отличие между прямым и косвенным умыслом заключается в волевом моменте, характеризующем направленность воли человека. Волевой момент косвенного умысла характеризуется сознательным допущением виновным общественно опасных последствий совершенного деяния (безразличным отношением виновного к указанным последствиям).
Суд присяжных обоснованно признал лицо виновным в убийстве с косвенным умыслом, совершенном при следующих обстоятельствах: С. совершил убийство Д., произведя с близкого расстояния выстрел в шею потерпевшей. Он предвидел наступление ее смерти и к этим последствиям относился безразлично.
Следовательно, при совершении преступления с косвенным умыслом лицо никак не идентифицирует свое волевое отношение к возможным результатам (последствиям) собственного поведения, действует «на авось».
В ст. 25 УК РФ определены виды умысла применительно к преступлениям с материальными составами.
В преступлениях с формальными составами допускается только прямой умысел,причем его интеллектуальный момент заключается в осознании лицом фактического характера своего общественно опасного деяния, а волевой — в желании его совершения. Сам факт теоретического допущения косвенного умысла по отношению к деянию противоречит презумпции вменяемости, так как при допущении собственного деяния под сомнение ставится свободная воля субъекта.
Практическое значение деление умысла на прямой и косвенный выражается в первую очередь в процессе квалификации преступлений с материальным составом. Так, при прямом умысле в отношении более тяжких последствий, не наступивших вопреки воле лица, содеянное квалифицируется как покушение на более тяжкое преступление. При установление косвенного умысла в отношении более тяжких последствий содеянное квалифицируется в зависимости от фактических последствий как оконченное преступление.
В теории уголовного права выделяют иные разновидности умысла. По моменту формирования различают заранее обдуманный и внезапно возникший; по четкости предвидения характера общественно опасных последствий преступления умысел делят на конкретизированный (определенный) и не-конкретизированный (неопределенный). Разновидностью внезапно возникшего умысла является аффектированный умысел, который может возникнуть при сильном душевном волнении, вызванном неправомерными действиями потерпевшего. Существует альтернативный умысел, при котором лицо, совершая общественно опасное деяние, одинаково относится к любому из последствий, которые могут наступить.