Учет транспортного фактора при размещении предприятий
Экономическую целесообразность географического размещения предприятий устанавливают по величине общих затрат на весь процесс производства, включая транспортировку и хранение сырья, а также доставку готовой продукции к местам ее потребления.
Учитывая, что затраты на транспорт составляют значительную долю стоимости продукции предприятий (до 35-40 %), одним из важнейших вопросов при размещении предприятий в экономическом районе являются обеспечение минимальных транспортных расходов.
Промышленные предприятия делятся на две основные группы: добывающие и обрабатывающие. Производственный процесс добывающих предприятий заключается в отделении пород от массива и их переработки (обогащения, окомкования и др.) в первичном сырье (рудный концентрат, агломерат, обогащенный уголь и др.). К ним относятся горные предприятия (шахты, рудники, карьеры) по добыче угля, черных и цветных металлов и др.)
Производственный процесс обрабатывающих предприятий заключается в переработке исходного сырья в промпродукт (полуфабрикат), а затем в готовую продукцию (металлургические, машиностроительные и др. предприятия).
При определении местоположения промышленных предприятий по величине транспортных расходов доминирующее значении имеет соотношение массы сырья и массы готовой продукции, а также расстояния их транспортирования (рис.5.1).
Рис. 5.1 - Определение местоположения предприятий по величине транспортных расходов
В общем виде эту зависимость можно выразить следующей формулой
(5.1)
где Стр - общие транспортные расходы; грн.;
Qс и Qт - объемы перевозок сырья и готовой продукции, т;
lс и lгп - расстояние перевозки сырья и готовой продукции, км;
kс и kгп - тариф на перевозку сырья и готовой продукции, грн./т.
Вместе с этим, специфические особенности предприятий различных отраслей промышленности требуют дифференцированного подхода к вопросу их размещения.
В общем виде имеют место четыре наиболее характерных случая размещения промышленных предприятий.
Горнодобывающие предприятия размещают на самом месторождении полезного ископаемого и объединяют в единый производственный комплекс с обогатительными и агломерационными фабриками. Перевозка сырого полезного ископаемого от пунктов добычи на фабрики производится средствами промышленного транспорта без выхода на внешнюю сеть. То есть внешние перевозки сырого материала отсутствуют (рис.5.2).
Продукция фабрик отгружается на внешнюю сеть и вывозится потребителю. Грузы прибытия для горнодобывающих предприятий имеют незначительный объем.
При размещении обрабатывающих предприятий значительную роль играет соотношение массы сырья и готовой продукции.
У металлургических, цементных и ряда других заводов масса перевозимого сырья значительно (в 3-10 раз) превышает массу готовой продукции (Qс>>Qгп). Поэтому их стремятся размещать, как правило, вблизи основных сырьевых баз, обеспечивая тем самым минимальное расстояние перевозки главных компонентов сырья по внешней сети железных дорог ( ).
Рис. 5.2. Определение местоположения горнодобывающих предприятий.
Предприятия тяжелых отраслей машиностроения (металлургического, горного, транспортного, станкостроения и др.) характеризуются значительными производственными мощностями, а также большими объемами перевозки сырья и готовой продукции, незначительно отличающиеся между собой по массе (Qс ³ Qгп). Такие предприятия связаны с большим числом поставщиков компонентов сырья и потребителей готовой продукции, которые характеризуются различными объемами и расстоянием перевозки грузов (рис. 5.3).
В этом наиболее сложном случае оптимальное местоположение предприятия-изготовителя определяется с учетом его производственной мощности по готовой продукции и потребности в сырье в соответствии с приведенной выше математической зависимостью в следующей последовательности.
Предварительно рассматривается и определяется ряд возможных географичеcких точек его размещения исходя из наличия требуемых промплощадок, трудовых и энергетических ресурсов, экологии и др. факторов. Затем по каждому варианту рассчитывают полные транспортные расходы по всем поставщикам сырья и потребителям продукции с учетом объемов и расстояния перевозки всех компонентов сырья, а также готовых изделий. По полученным данным производят технико-экономическое сравнение и выбирают оптимальный вариант размещения предприятия.
Рис. 5.3. Определение местоположения обрабатывающих предприятий.
Выбор местоположения предприятий легкого машиностроения, приборостроения, электроники и других, для которых транспортный фактор не оказывает существенного влияния на стоимость продукции из-за ее специфики (малая масса, габариты и др.), производиться из условия необходимости или целесообразности для комплексного развития экономического района. При этом предпочтение отдается малым городам.
Таким образом, транспорт, создавая условия для развития производительных сил, способствует более глубокому территориальному разделению труда. Это осуществляется путем планомерного развертывания в экономических районах различных отраслей производства с учетом имеющихся природных, экономических и социальных условий.