Тема: «Поведение покупателей на рынке»
Цель:Рациональность потребителя и свобода выбора. Понятие «потребительского равновесия», «эффекта замещения» и «эффекта дохода». Бюджетная линия и кривые безразличия. Задача 126.При принятия решения о покупке, на потребителя оказывают влияние следующие факторы: 1. Фактор культурного уровня (культура – основа, определяющая потребность и поведение человека, социальное положение – основа, определяющая потребности человека в зависимости от принадлежности к тому или иному классу); 2. Факторы социального порядка (референтные группы, семья, потребность в семье); 3. Факторы личного порядка (возраст, этапы жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе); 4. Факторы психологического порядка.
Определите, к какому фактору относится каждое из приведенных утверждений:
А) человек обычно покупает те товары, которые говорят о его положения в обществе; Б) культура определяет потребности и поведение человека, человеческое поведение определяется семьей, обществом; В) в странах, где родители и дети продолжают жить вместе, родительское влияние на покупку может быть определяющим; Г) человек покупает товар в зависимости от своих сбережений, заработка; Д) референтная группа подталкивает человека сделать покупку; Е) в первые годы своей жизни человеку необходимы продукты для детского питания; Ж) человеческое поведение является в основном благоприобретенным, то есть усвоенным; З) бизнесмены стремятся выявить все референтные группы; И) поведение человека в общественном классе определяется на основе его трудовой деятельности, доходов, образования, ценностной ориентации; К) любая культура может рассматриваться более детально, что позволяет каждому человеку более конкретно отождествлять себя с себе подобными; Л) характер потребления зависит от этапа жизненного цикла семьи; М) характер потребления зависит от того, какое место в общественных классах занимает человек, определяются предпочтения в приобретении товаров, одежды, продуктов питания, хозяйственных принадлежностей, проведении досуга; Н) референтная группа оказывает как прямое, так и косвенное влияние на поведение человека; О) действия человека при совершении покупки зависят от того, как он воспринимает ситуацию; П) отдельные субкультуры со своими предпочтениями и запретами представляют собою религиозные группы; Р) в отношении дорогостоящих товаров и услуг муж и жена обычно принимают совместное решение; С) фирма часто специализируется на производстве товаров, нужных конкретной профессиональной группе покупателей; Т) лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя одинаково; У) на основании убеждения люди совершают покупки; Ф) тип личности описывается на основе присущих каждому человеку таких черт, как, например, уверенность в себе, независимость, почтительность и т.д.; Х) в любой момент времени человек испытывает множество разнообразных нужд.
Методические указания к решению задачи:1.Составьте таблицу по приведенной форме. 2.В столбец «Индексы утверждений впишите индексы из условия задачи.
Индекс фактора | ||||
Индекс утверждения |
Словарь терминов: Референтные группы -группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека. Субкультура –определяет более детальное отождествление в общении с себе подобными. Задача 127.Какие из перечисленных факторов влияют на покупателей на потребительском рынке: 1. Референтные группы; 2. Политические события; 3. Факторы культурного порядка; 4. Умение рисковать. Задача 128.Укажите четыре основных метода продвижения товаров на рынке. Задача 129.Какие из перечисленных характеристик относятся к рекламе: 1.Способность к увещеванию; 2. Самый дешевый метод продвижения товаров на рынок; 3. Обезличенность; 4. Очень эффективный метод продвижения товара к покупателю. Задача 130.Фирма приняла решение о необходимости стимулирования потребителей. Какие из указанных средств относятся к стимулированию потребителей. Какие из указанных средств относятся к стимулированию потребителей: 1. Наборы по льготной цене; 2.Специальные выставки, устанавливаемые в местах продажи; 3. Поощрение за покупку на сумму, оговоренную фирмой; 4. Конкурсы, в ходе которых потребителю предоставляют какие – то льготы предложения, призы? Задача 136.Объясните, зачем товаропроизводителю нужен посредник в торговле. Методические указания к решению задачи: Каждый посредник производит наценку на товар, но в то же время посредничество широко развито. В чем причина? Задача 137.Допустим, что фирма изготовила товар А (например, мужские зонты) в количестве 300 000 единиц. Необходимо реализовать эту продукцию. Укажите каналы товаропередвижения, которые вы можете использовать для реализации товара:
Число подразделений Число подразделений
торговли, организующих торговли, реализующих
реализацию через другие товар потребителю
подразделения Объем товара в каждом
Объем товара в данном подразделении
подразделении
Методические указания к решению задачи: