I. Характеристика профессиональной деятельности
С.М. Даровских
«Актуальные проблемы уголовного процесса»
Учебно-методическое пособие
для магистров
Челябинск
Актуальные проблемы уголовного процесса. Учебно-методическое пособие. /автор – сост. С.М. Даровских/ – Челябинск, 2012. – 94 с.
Рецензенты:
Председатель Еткульского районного суда Челябинской области, судья высшего квалификационного класса, кандидат юридических наук В.Л. Сысков.
Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры "Уголовный процесс и криминалистика" Южно-Уральского государственного университета А.В. Кудрявцева.
Учебно-методическое пособие содержит программу дисциплины, общие методические указания ко всем темам спецкурса, список нормативных актов и монографической литературы ко всем темам, задачи для практических занятий, задания для контрольных работ, темы для написания рефератов, вопросы к зачету. Учебно-методическое пособие предназначено для магистров специальности «Юриспруденция" всех форм обучения.
Учебно-методическое пособие по курсу «Актуальные проблемы уголовного процесса» утверждено на заседании кафедры «Уголовный процесс и криминалистика» 29 сентября 2012 года протокол №2.
Содержание
1. Предисловие ................................................................................................................................4
2. Характеристика профессиональной деятельности…………………………………………...5
3. Программа дисциплины ............................................................................................................16
4. Методические рекомендации и планы по подготовке и участию в семинарских занятиях
............................................................................................................................................................20
5. Рекомендации для выполнения самостоятельной работы……………………………............43
6. Задания и методические указания для выполнения контрольной работы.............................45
7. Учебно-методическое и информационное обеспечениедисциплины ………………...........47
8. Вопросы к экзамену…………………………………………………………………………….49
9. Тесты……………………………………………………………………………………………..50
Предисловие
Целью осуществления в России многочисленных реформ является построение правового государства. Процесс реформирования затрагивает все без исключения сферы правовой системы и деятельность лиц в уголовном судопроизводстве.
Получение высшего юридического образования в современных условиях обязательно предполагает углубленное и обстоятельное изучение курса "Актуальные проблемы уголовного процесса", так как любой практикующий юрист, вне зависимости от своей специализации в той или иной мере сталкивается с деятельностью органов прокуратуры.
Курс "Прокурорский надзор" представляет собой самостоятельную отрасль права, предназначен для изучения студентами старших курсов и имеет своей целью обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении иных учебных дисциплин: уголовный процесс, правоохранительные органы, арбитражный процесс, гражданский процесс и других.
Изучая данную дисциплину, студент не должен ограничиваться только рекомендованными учебниками. Предмет этой учебной дисциплины составляют Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации», Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» и теория и практика применения названного законодательства. Изучение нормативного материала, монографической литературы является непременным условием для усвоения проблем деятельности прокуратуры как государственного института.
В процессе изучения дисциплины "Актуальные проблемы уголовного процесса" студент должен иметь представление, как о теоретических, так и практических проблемах, спорных точках зрения ученых и практических работников по вопросам уголовного судопроизводства.
Подготовка к семинарским занятиям включает:
- ознакомление с планом семинарского занятия;
- изучение рекомендованных нормативных актов и монографической литературы, конспекта прослушанной лекции;
- решение предложенных к теме задач.
Решение должно быть аргументированным, т.е. содержать ссылки на действующее законодательство и теоретические положения курса "Актуальные проблемы уголовного процесса".
Участие студентов в семинарских занятиях может проходить в форме выступления по теоретическим вопросам тем семинарских занятий, в форме докладов или решения задач. Выступления должны быть логичны, конкретны, аргументированы. Они способствуют развитию у студентов навыков публичных выступлений, поскольку каждый юрист должен обладать навыками ораторского искусства.
Учебный план курса "Актуальные проблемы уголовного процесса" предполагает обязательное активное участие студента на семинарских занятиях, поэтому лица, не принимавшие участие в обсуждении темы семинара, а так же отсутствующие, обязаны в дальнейшем, после самостоятельного изучения материала, "отработать" соответствующую тему, т.е. продемонстрировать знания по данной теме преподавателю, который ведет семинарские занятия.
Учебный план отводит для изучения названной дисциплины сравнительно небольшое время, как по объему лекционного курса, так и по количеству часов для семинарских занятий. Поэтому важную роль в усвоении курса "Актуальные проблемы уголовного процесса" играет с одной стороны, более эффективное использование времени на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах), а с другой стороны - правильно организованная самостоятельная работа.
Самостоятельное изучение части учебного материала предусмотрено для всех форм обучения. Практика свидетельствует, что из лекции даже самый внимательный и прилежный студент запоминает только 10-15% информации. По этой причине самостоятельное изучение слушателями нормативных актов, комментариев к ним, литературных источников должно стать непременным условием уяснения проблем уголовно-процессуальной деятельности. Приобретение навыков самостоятельной работы со значительным объемом нормативных актов различной юридической силы при изучении этого курса поможет студентам в их профессиональной деятельности - подготовит к тому, чтобы они могли самостоятельно анализировать законы, ведомственные нормативные акты и литературу, обобщать практику, выступать с сообщениями перед аудиторией, готовить публикации для печати и т.п.
I. Характеристика профессиональной деятельности.
1.Цели и задачи дисциплины:
Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины «Актуальные проблемы уголовного процесса»: правотворческая, правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; организационно-управленческая, научно-исследовательская, педагогическая.
Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент:
Правотворческаядеятельность: подготовка нормативно-правовых актов, разработка проектов нормативно-правовых актов посвященных актуальным проблемам уголовного процесса.
правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей законных, обоснованных решений в рамках уголовного процесса, а также совершение законных действий, связанных с реализацией уголовно-процессуальных норм; составление юридических документов, правильных как по форме, так и по содержанию;
правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
экспертно-консультационная деятельность: оказание юридической помощи; консультирование по вопросам уголовно-процессуального права; осуществление правовой экспертизы документов;
организационно-управленческая деятельность: осуществление организационно-управленческих функций при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности;
научно-исследовательская деятельность: проведение научных исследований по актуальным проблемам уголовно- процессуального права;
педагогическая деятельность: преподавание правовых дисциплин в первую очередь уголовного процесса; осуществление правового воспитания.
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций (по дисциплине актуальные проблемы уголовного процесса): иметь представление о понятии, предмете и системе дисциплины; знать законодательство, регулирующее деятельность и иные правовые акты, акты толкования права, разъяснения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по вопросам правоприменительной практики; уметь анализировать конкретные процессуальные ситуации и правильно применять закон; уметь принимать правильные процессуальные решения и составлять процессуальные документы.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Актуальные проблемы уголовного процесса» относится к профессиональному циклу специальных дисциплин - базовая часть (Б.2.04.).
Изучение данной дисциплины предполагает наличие знаний магистром материала учебных дисциплин, изученных им ранее: «Правоохранительные органы» (структура и организация деятельности правоохранительных органов, в том числе и органов следствия и дознания); «Теория государства и права» (основные, базовые понятия юриспруденции); «Уголовный процесс» (знания, касающиеся деятельности должностных лиц и участников уголовного процесса, уяснения специфики их деятельности по реализации прав и обязанностей, разграничения функции участников уголовного судопроизводства; оценки полученных доказательств).
Дисциплина «Актуальные проблемы уголовного процесса» изучается на первом курсе в течение 1 и 2 семестра, поэтому изучение данной дисциплины облегчит студентам усвоение параллельно изучаемых дисциплин, таких как «Оказание юридической помощи по уголовным делам» и последующих, таких как «Общие проблемы правоохранительной деятельности».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
После освоения дисциплины «Актуальные проблемы уголовного процесса» студент при осуществлении своей будущей профессиональной деятельности должен:
Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, отличаться уважительным отношением к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); обладать способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4); отличаться компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков по организации исследовательских работ, управлением коллективом (ОК-5).
Профессиональные компетенции:
в правотворческой деятельности:
способностью разрабатывать проекты нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в уголовном процессе, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2).
в правоохранительной деятельности:
готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3).
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения с целью оказания квалифицированной юридической помощи (ПК-4);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
способен выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в экспертно-консультационной деятельности:
способностью квалифицированно толковать различные правовые акты (ПК-7);
способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9); способностью воспринимать анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);