Тема: «Организация транспортного обслуживания»

Транспортные средства обеспечивают тесную связь между поставщиками материальных ресурсов и предприятием, предприятием и потребителями продукции, создают условия для согласованной работы цехов, участков и рабочих мест, своевременной переработки сырья, сокращения длительности производственного цикла, эффективного использования оборудования и рабочей силы, своевременного обеспечения населения продуктами питания.

От правильного выбора транспортных средств, их технического состояния и рациональной организации использо­вания во многом зависит эффективность производства на предприятии.

В зависимости от сферы обслуживания транспорт подразделяют на внешний (общезаводской), межцеховой, внутрицеховой.

Внешний (общезаводской) транспорт связывает предпри­ятие с поставщиками сырья, материалов и топлива и с покупателями готовой продукции. К нему относится железнодо­рожный (специализированные вагоны для транспортировки скота, рефрижераторы для перевозки мяса, рыбы, мясных, молочных и рыбных продуктов, цистерны), автомобильный (грузовой и специализированный — цистерны, рефрижераторы), в меньшей мере водный и гужевой (для перевозки молока, сливок от хозяйств-поставщиков на заводы или грузов на небольшие расстояния).

Железнодорожный транспорт используют при перевоз­ке грузов на большие расстояния. Автомобильный транспорт используют для перевозки скота (бортовые машины, автома­шины с крытым кузовом и решетчатыми бортами, специальные автофургоны), молока (автомолцистерны различной емкости) и всевозможные виды для перевозки готовой продук­ции и материальных ресурсов.

Автотранспортные средства подразделяются на пять классов: особо малой грузоподъемности (до 1 т); малой (от 1 до 3 т); средней (от 3 до 5 т); большой (от 5 до 8 т); особо большой грузоподъемности (свыше 8 т). Для доставки товаров чаще всего используют автомобили первых четырех классов. По типу кузова различают автомобили с бортовыми платформами, фургоны, рефрижераторы, цистерны и самосвалы.

Межцеховой транспорт (электротележки, транспортеры, подвесные пути, подъемники, трубопроводы) предназначе­ны для перемещения грузов между подразделениями в пре­делах территории предприятия. Внутрицеховой транспорт осуществляет перемещение грузов, обусловленных технологическим процессом, а внутрискладской — приемку грузов, складирование для хранения и отпуск грузов в складских помещениях.

На мясоперерабатывающих предприятиях большую роль в организации внутрицеховых перемещений грузов играют подвесные конвейеры, ленточные транспортеры, подвесные пути и погрузочно-разгрузочные устройства (штабелеуклад­чики). На молочных предприятиях применяются транспорте­ры для перемещения продукции из цеха в цех и в экспедицию для отпуска потребителям; на предприятиях рыбоперерабатывающей промышленности — транспортеры различно­го вида, шнеки, рыбонасосы, гидротранспортеры.

В меж- и внутрицеховых транспортных операциях при­меняют трубопроводы и склизы для перемещения молока, жира, колбасных и рыбных фаршей и сыпучих материалов (сахара, соли, муки) в связи с развитием бестарного их хранения и перевозки.

Организация транспортного обслуживания охватывает определение грузооборота и грузовых потоков, выбор системы перевозок и транспортных средств, расчет потребности в транспорте.

Для расчета потребности в транспорте и последующей организации его работы на предприятии следует рассчитать грузооборот, грузовые потоки и номенклатуру перевозимых грузов.

Грузооборотом называется общее число грузов, подлежащих перевозке за определенный период времени (сутки, месяц, год). Грузооборот исчисляют в тоннах.

Грузовой поток характеризует количество грузов, перемещаемых в конкретном направлении между отдельными пунктами их отправления и приемки. Общий грузооборот скла­дывается из грузовых потоков. Величина грузового потока, рассчитанная в тонно-километрах, зависит не только от объема груза, но и от расстояния, на которое груз перевозится.

Грузооборот и грузовые потоки служат для правильного выбора транспортных средств, расчета их количества по каж­дому виду груза, установления маршрутов и системы пере­возок грузов.

Каждый груз имеет особенности перевозки, погрузки и выгрузки. Транспорт предприятия должен учитывать их, обеспечивать своевременное перемещение, без потерь — при рациональном использовании грузоподъемности и пробега. Чем эффективнее используется транспорт, тем ниже стоимость перевозок, что положительно сказывается на эффективнос­ти деятельности предприятия в целом.

Основную долю перевозок должны составлять постоян­ные маршруты, по повторяющимся заявкам. Тогда можно планировать маршруты перевозок, обеспечивающие наилуч­шее использование грузоподъемности применяемого транс­порта. Различают маятниковые и кольцевые маршруты. При маятниковой схеме перевозки ведутся между двумя пункта­ми. Они могут быть односторонними (машина движется по­рожней в хозяйство и затем вывозит молоко), двусторонни­ми (перевозка груза в обе стороны) и веерными (в течение суток машина поочередно делает несколько ездок для об­служивания различных пунктов). Кольцевая схема предлага­ет последовательное обслуживание нескольких пунктов с отправкой (приемом) грузов от одного пункта к другому. Схе­ма кольцевых маршрутов может быть простой и сложной, с передачей грузов с одного кольца на другой.

С учетом избранной схемы и объема перевозок по дан­ной группе грузов определяют вид транспорта (специальный, общего пользования) и рассчитывают потребность в нем.

Количество транспорта прерывного действия (автомоби­ли) можно определить по формуле:

Тема: «Организация транспортного обслуживания» - student2.ru

где Чт.п — количество транспорта прерывного действия (ав­томобили);

Qсм -количество перевозимых за смену грузов;

Ln — расстояние перевозки;

Vb — средняя скорость движения;

Tnp — время на одну погрузочно-разгрузочную опера­цию;

q — грузоподъемность транспорта;

Kq — коэффициент использования грузоподъемности;

Тсм — продолжительность смены;

Тр.n — процент регламентированных потерь времени (зап­равка, зарядка, ремонт).

Если маршрут двусторонний, то число транспорта умень­шается пропорционально сокращению холостого пробега.

В общем грузообороте наибольшую долю занимает авто­мобильный транспорт, который широко используется для перевозки животноводческого сырья, получаемого от сельс­кого хозяйства, доставки продукции на холодильники (сырохранилища) и в магазины, а также для перемещения дру­гих грузов. Работа автомобильного транспорта должна осно­вываться на месячных и суточных графиках, согласованных с поставщиками. Оперативные графики доставки сырья увя­зываются с графиками технологического процесса.

Каждый маршрут целесообразно обслуживать постоян­ными транспортными средствами и обслуживающими его рабочими, что уменьшает время на доставку и погрузочно-разгрузочные работы. Для маршрутов с учетом расстояния, количества обслуживаемых объектов, грузоподъемности ма­шин, времени погрузки или выгрузки рассчитывают время доставки грузов, указывают время прибытия транспорта в пункт и остановки на погрузку (выгрузку). Маршруты реали­зации продукции определяют на основании заказов. Отдел сбыта их обобщает и передает заявки в диспетчерский пункт автотранспортного предприятия.

Организация меж- и внутрицехового транспорта непос­редственно связана с организацией производственного про­цесса изготовления продукции. Поэтому при выборе транс­портных средств учитывают технологические особенности, степень непрерывности и ритмичности процесса, особеннос­ти обрабатываемого сырья и полуфабрикатов, требования к санитарии и гигиене производства, организацию труда и на­личие подъемно-транспортных операций.

Расходы на перевозку грузов включают заработную пла­ту водителей и грузчиков с отчислениями на социальные нуж­ды, расходы на ремонт и техобслуживание транспорта, на топливо и горюче-смазочные материалы, амортизационные отчисления и накладные расходы. Для оценки эффективнос­ти транспортного обслуживания определяется себестоимость перевозки 1 т и 1 ткм груза.

При планировании транспортного обслуживания рассчи­тывают грузооборот, объем погрузочно-разгрузочных, ремон­тных работ, количество транспорта, численность работающих, размер оплаты труда, потребность в топливе и составляют смету расходов на перевозки. Объем плановых расчетов опре­деляют масштабами перевозок и структурой парка машин.

На эффективность работы транспорта влияют срок его эксплуатации, техническое состояние, норма суточного про­бега, скорость, качество шин, состояние дорог, время года, прочие факторы. Поэтому применяют ряд дополнительных показателей оценки уровня организации транспортного об­служивания: скорость движения, использование грузоподъ­емности, пробега и рабочего времени.

Скорость движения транспортных средств характери­зуется технической и эксплуатационной скоростью. Техни­ческая скорость представляет собой отношение длины прой­денного пути ко времени непосредственно на движение, а эксплуатационная — отношение длины пути ко всему вре­мени на рейс с учетом всех простоев транспортных средств. Чем меньше разница между ними, тем лучше используются транспортные средства.

Коэффициент использования рабочего времени машин определяют из отношения фактического числа рейсов к нор­мированному или отношения полезного времени работы ма­шины к календарному. Величина этого коэффициента зави­сит от затрат времени на погрузочно-разгрузочные работы, простоев из-за технических неполадок.

Коэффициент технической готовности рассчитывается исходя из отношения технически исправных и готовых к эк­сплуатации машин к их списочному парку. Величина его за­висит от срока службы и технического состояния машин.

Трудоемкость транспортных работ определяет затраты труда на обслуживание транспортных средств и погрузочно-разгрузочные работы, приходящиеся на единицу массы гру­за (по категориям грузов и видам транспортных средств). Эта величина зависит от уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ, степени использования грузоподъемности и скорости движения транспортных средств, организации пе­ревозок грузов.

Наши рекомендации