Тема: «Организация транспортного обслуживания»
Транспортные средства обеспечивают тесную связь между поставщиками материальных ресурсов и предприятием, предприятием и потребителями продукции, создают условия для согласованной работы цехов, участков и рабочих мест, своевременной переработки сырья, сокращения длительности производственного цикла, эффективного использования оборудования и рабочей силы, своевременного обеспечения населения продуктами питания.
От правильного выбора транспортных средств, их технического состояния и рациональной организации использования во многом зависит эффективность производства на предприятии.
В зависимости от сферы обслуживания транспорт подразделяют на внешний (общезаводской), межцеховой, внутрицеховой.
Внешний (общезаводской) транспорт связывает предприятие с поставщиками сырья, материалов и топлива и с покупателями готовой продукции. К нему относится железнодорожный (специализированные вагоны для транспортировки скота, рефрижераторы для перевозки мяса, рыбы, мясных, молочных и рыбных продуктов, цистерны), автомобильный (грузовой и специализированный — цистерны, рефрижераторы), в меньшей мере водный и гужевой (для перевозки молока, сливок от хозяйств-поставщиков на заводы или грузов на небольшие расстояния).
Железнодорожный транспорт используют при перевозке грузов на большие расстояния. Автомобильный транспорт используют для перевозки скота (бортовые машины, автомашины с крытым кузовом и решетчатыми бортами, специальные автофургоны), молока (автомолцистерны различной емкости) и всевозможные виды для перевозки готовой продукции и материальных ресурсов.
Автотранспортные средства подразделяются на пять классов: особо малой грузоподъемности (до 1 т); малой (от 1 до 3 т); средней (от 3 до 5 т); большой (от 5 до 8 т); особо большой грузоподъемности (свыше 8 т). Для доставки товаров чаще всего используют автомобили первых четырех классов. По типу кузова различают автомобили с бортовыми платформами, фургоны, рефрижераторы, цистерны и самосвалы.
Межцеховой транспорт (электротележки, транспортеры, подвесные пути, подъемники, трубопроводы) предназначены для перемещения грузов между подразделениями в пределах территории предприятия. Внутрицеховой транспорт осуществляет перемещение грузов, обусловленных технологическим процессом, а внутрискладской — приемку грузов, складирование для хранения и отпуск грузов в складских помещениях.
На мясоперерабатывающих предприятиях большую роль в организации внутрицеховых перемещений грузов играют подвесные конвейеры, ленточные транспортеры, подвесные пути и погрузочно-разгрузочные устройства (штабелеукладчики). На молочных предприятиях применяются транспортеры для перемещения продукции из цеха в цех и в экспедицию для отпуска потребителям; на предприятиях рыбоперерабатывающей промышленности — транспортеры различного вида, шнеки, рыбонасосы, гидротранспортеры.
В меж- и внутрицеховых транспортных операциях применяют трубопроводы и склизы для перемещения молока, жира, колбасных и рыбных фаршей и сыпучих материалов (сахара, соли, муки) в связи с развитием бестарного их хранения и перевозки.
Организация транспортного обслуживания охватывает определение грузооборота и грузовых потоков, выбор системы перевозок и транспортных средств, расчет потребности в транспорте.
Для расчета потребности в транспорте и последующей организации его работы на предприятии следует рассчитать грузооборот, грузовые потоки и номенклатуру перевозимых грузов.
Грузооборотом называется общее число грузов, подлежащих перевозке за определенный период времени (сутки, месяц, год). Грузооборот исчисляют в тоннах.
Грузовой поток характеризует количество грузов, перемещаемых в конкретном направлении между отдельными пунктами их отправления и приемки. Общий грузооборот складывается из грузовых потоков. Величина грузового потока, рассчитанная в тонно-километрах, зависит не только от объема груза, но и от расстояния, на которое груз перевозится.
Грузооборот и грузовые потоки служат для правильного выбора транспортных средств, расчета их количества по каждому виду груза, установления маршрутов и системы перевозок грузов.
Каждый груз имеет особенности перевозки, погрузки и выгрузки. Транспорт предприятия должен учитывать их, обеспечивать своевременное перемещение, без потерь — при рациональном использовании грузоподъемности и пробега. Чем эффективнее используется транспорт, тем ниже стоимость перевозок, что положительно сказывается на эффективности деятельности предприятия в целом.
Основную долю перевозок должны составлять постоянные маршруты, по повторяющимся заявкам. Тогда можно планировать маршруты перевозок, обеспечивающие наилучшее использование грузоподъемности применяемого транспорта. Различают маятниковые и кольцевые маршруты. При маятниковой схеме перевозки ведутся между двумя пунктами. Они могут быть односторонними (машина движется порожней в хозяйство и затем вывозит молоко), двусторонними (перевозка груза в обе стороны) и веерными (в течение суток машина поочередно делает несколько ездок для обслуживания различных пунктов). Кольцевая схема предлагает последовательное обслуживание нескольких пунктов с отправкой (приемом) грузов от одного пункта к другому. Схема кольцевых маршрутов может быть простой и сложной, с передачей грузов с одного кольца на другой.
С учетом избранной схемы и объема перевозок по данной группе грузов определяют вид транспорта (специальный, общего пользования) и рассчитывают потребность в нем.
Количество транспорта прерывного действия (автомобили) можно определить по формуле:
где Чт.п — количество транспорта прерывного действия (автомобили);
Qсм -количество перевозимых за смену грузов;
Ln — расстояние перевозки;
Vb — средняя скорость движения;
Tnp — время на одну погрузочно-разгрузочную операцию;
q — грузоподъемность транспорта;
Kq — коэффициент использования грузоподъемности;
Тсм — продолжительность смены;
Тр.n — процент регламентированных потерь времени (заправка, зарядка, ремонт).
Если маршрут двусторонний, то число транспорта уменьшается пропорционально сокращению холостого пробега.
В общем грузообороте наибольшую долю занимает автомобильный транспорт, который широко используется для перевозки животноводческого сырья, получаемого от сельского хозяйства, доставки продукции на холодильники (сырохранилища) и в магазины, а также для перемещения других грузов. Работа автомобильного транспорта должна основываться на месячных и суточных графиках, согласованных с поставщиками. Оперативные графики доставки сырья увязываются с графиками технологического процесса.
Каждый маршрут целесообразно обслуживать постоянными транспортными средствами и обслуживающими его рабочими, что уменьшает время на доставку и погрузочно-разгрузочные работы. Для маршрутов с учетом расстояния, количества обслуживаемых объектов, грузоподъемности машин, времени погрузки или выгрузки рассчитывают время доставки грузов, указывают время прибытия транспорта в пункт и остановки на погрузку (выгрузку). Маршруты реализации продукции определяют на основании заказов. Отдел сбыта их обобщает и передает заявки в диспетчерский пункт автотранспортного предприятия.
Организация меж- и внутрицехового транспорта непосредственно связана с организацией производственного процесса изготовления продукции. Поэтому при выборе транспортных средств учитывают технологические особенности, степень непрерывности и ритмичности процесса, особенности обрабатываемого сырья и полуфабрикатов, требования к санитарии и гигиене производства, организацию труда и наличие подъемно-транспортных операций.
Расходы на перевозку грузов включают заработную плату водителей и грузчиков с отчислениями на социальные нужды, расходы на ремонт и техобслуживание транспорта, на топливо и горюче-смазочные материалы, амортизационные отчисления и накладные расходы. Для оценки эффективности транспортного обслуживания определяется себестоимость перевозки 1 т и 1 ткм груза.
При планировании транспортного обслуживания рассчитывают грузооборот, объем погрузочно-разгрузочных, ремонтных работ, количество транспорта, численность работающих, размер оплаты труда, потребность в топливе и составляют смету расходов на перевозки. Объем плановых расчетов определяют масштабами перевозок и структурой парка машин.
На эффективность работы транспорта влияют срок его эксплуатации, техническое состояние, норма суточного пробега, скорость, качество шин, состояние дорог, время года, прочие факторы. Поэтому применяют ряд дополнительных показателей оценки уровня организации транспортного обслуживания: скорость движения, использование грузоподъемности, пробега и рабочего времени.
Скорость движения транспортных средств характеризуется технической и эксплуатационной скоростью. Техническая скорость представляет собой отношение длины пройденного пути ко времени непосредственно на движение, а эксплуатационная — отношение длины пути ко всему времени на рейс с учетом всех простоев транспортных средств. Чем меньше разница между ними, тем лучше используются транспортные средства.
Коэффициент использования рабочего времени машин определяют из отношения фактического числа рейсов к нормированному или отношения полезного времени работы машины к календарному. Величина этого коэффициента зависит от затрат времени на погрузочно-разгрузочные работы, простоев из-за технических неполадок.
Коэффициент технической готовности рассчитывается исходя из отношения технически исправных и готовых к эксплуатации машин к их списочному парку. Величина его зависит от срока службы и технического состояния машин.
Трудоемкость транспортных работ определяет затраты труда на обслуживание транспортных средств и погрузочно-разгрузочные работы, приходящиеся на единицу массы груза (по категориям грузов и видам транспортных средств). Эта величина зависит от уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ, степени использования грузоподъемности и скорости движения транспортных средств, организации перевозок грузов.