Начальные сведения о качестве
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 5
1. Начальные сведения о качестве. 7
1.1. Понятие качества. 7
1.2. Различия в понимании качества. 9
1.2.1. Качество в повседневной жизни. 9
1.2.2. Качество в промышленности. 11
1.2.3. Качество в сфере услуг. 12
1.3. Определение качества. 13
1.4. Классы качества и уровни качества. 15
1.5. Основные понятия в области качества. 16
1.6. Качество и цена продукции. 19
1.7. Основные факторы, влияющие на качество. 22
2. Развитие подходов к обеспечению качества. 25
2.1. Раннее качество. 25
2.2. Этап контроля качества. 26
2.3. Этап управления качеством. 29
2.4. Этап менеджмента качества. 33
2.5. Отечественный опыт обеспечения качества. 37
2.5.1. Система БИП.. 37
2.5.2. Система КАНАРСПИ.. 39
2.5.3. Система НОРМ.. 41
2.5.4. Система КС УКП.. 42
2.5.5. Проблемы отечественных систем качества. 43
2.6. Современные подходы к обеспечению качества. 44
3. Системный подход к обеспечению качества. 46
3.1. Системное обеспечение качества. 46
3.2. Концепция стандартов ИСО 9000. 48
3.3. Структура стандартов ИСО серии 9000 версии 1994 г. 51
3.4. Структура стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. 58
3.5. Основные определения систем качества. 65
3.6. Обеспечение качества в системе деятельности по качеству. 67
4. Методология системного обеспечения качества. 70
4.1. Общее руководство качеством. 70
4.2. Понятие системы обеспечения качества. 71
4.3. Документация в системе обеспечения качества. 73
5. Роль руководства при обеспечении качества. 80
5.1. Политика в области качества. 80
5.2. Планирование качества. 82
5.3. Ответственность и полномочия в системе качества. 83
5.4. Анализ системы качества со стороны руководства. 86
6. Управление ресурсами при обеспечении качества. 88
6.1. Управление человеческими ресурсами. 88
6.2. Обеспечение условий для деятельности предприятия. 90
6.3. Управление информационными ресурсами. 92
6.4. Сотрудничество с поставщиками. 94
6.5. Управление финансовыми ресурсами. 96
7. Обеспечение качества продукции. 99
7.1. Жизненный цикл продукции. 99
7.2. Обеспечение качества маркетинговой деятельности. 100
7.3. Обеспечение качества при проектировании и разработке продукции. 103
7.4. Обеспечение качества закупок. 108
7.5. Обеспечение качества производства продукции. 110
7.5.1. Управление производственными процессами. 110
7.5.2. Специальные процессы.. 111
7.5.3. Обеспечение прослеживаемости продукции. 112
7.6. Обеспечение сохранности качества изготовленной продукции. 114
8. Измерение, анализ и улучшение в системе обеспечения качества. 118
8.1. Общие подходы к улучшению системы обеспечения качества. 118
8.2. Измерение работы системы обеспечения качества. 119
8.2.1. Измерение удовлетворенности потребителей. 119
8.2.2. Внутренние проверки качества. 122
8.2.3. Измерение и мониторинг процессов. 127
8.3. Измерение и контроль продукции. 128
8.4. Управление измерительными и контрольными приборами. 132
8.5. Управление несоответствиями при обеспечении качества. 135
8.6. Улучшение деятельности по обеспечению качества. 137
Заключение. 142
Введение
В последние годы происходит коренное обновление мирового рынка с его товарооборотом, ассортиментом и качеством продукции. Именно на мировом рынке были ужесточены требования, предъявляемые к управлению предприятиями, чему в значительной степени способствовали растущие запросы потребителей, крупных промышленных предприятий и возросший интерес общества к улучшению качества продукции.
Широкий и всесторонний характер этих требований охватывает целый ряд таких важных проблем, как уровень цен, снижение себестоимости, организация работ, прогресс в области техники, реализации продукции и выход на рынок с новой продукцией или услугой.
В условиях постоянно расширяющегося ассортимента выпускаемой продукции основным фактором, определяющим целесообразность приобретения изделий потребителем, будь-то промышленное предприятие, сеть магазинов или домашняя хозяйка также является качество. Отношение современного потребителя к цене не изменилось. Однако в отличие от покупателя, приобретавшего продукцию еще несколько лет назад, он может легко отличить более качественную продукцию от менее качественной и ориентируется, прежде всего, на качество, рассчитывая платить за него «любую цену». Сегодня именно качество заставляет потребителя приобрести продукцию или воспользоваться услугой во второй, третий и двадцатый раз.
Для производителя качество стало главным залогом успеха и основным условием, предопределяющим увеличение объема продукции, поставляемой на национальные и международные рынки. Тщательно разработанные и эффективно функционирующие системы управления качеством на предприятиях обеспечивают получение значительных прибылей на инвестированный капитал. В результате внедрения систем управления качеством предприятия увеличивают объем выпускаемой продукции, добиваются повышения производительности труда, обеспечивают существенное снижение расходов на качество и повышают свою конкурентоспособность.
Общество заинтересовано в защите окружающей среды, в безопасности поставляемых продукции и услуг, в безопасности самого производства, а также в рациональном использовании имеющихся природных, человеческих и других ресурсов. И вновь речь идет о качестве: качестве процессов, качестве продукции и качестве жизни. В настоящее время в обществе сформировалось концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества.
Таким образом, в современных условиях основным фактором, который объединяет в противоречивом взаимодействии производителей продукции и услуг, их потребителей и общество, каждый их которых имеет в нем свои интересы и стремящиеся к собственной выгоде, является качество.
Никогда в России так остро, как сегодня, не ощущалась необходимость дальнейшего повышения качества продукции и услуг, совершенствования управления в области качества. Именно на этом должна сосредоточиться деятельность отечественных предприятий и организаций, на этом должны быть сфокусированы их основные усилия.
Начальные сведения о качестве
Понятие качества
Понятие «качество» изначально возникло как философская категория. Считается, что она впервые была подвергнута анализу Аристотелем еще в III в. до н.э. Он определил качество как то, что позволяет сделать различие между предметами по признаку «хороший – плохой». Имеется определение качества, данное в XIX веке Гегелем: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». Качество объекта, как видно из этих философских определений, не сводится к отдельным его свойствам, а связано с ним, как целым, охватывая его полностью и неотделимо от него.
Качество определяется не контролером, не технологом, не проектировщиком и даже не руководителем предприятия. Оно определяется потребителем. В основе качества заложен опыт потребителя, накопленный им при эксплуатации изделия или использовании услуги. Качество измеряется по отношению к требованиям потребителя, сознательным или просто ощущаемым, технически выполнимым или полностью субъективным, но всегда изменяющимся.
Иногда для определения качества продукции используются такие термины, как надежность, эксплуатационная пригодность и ремонтопригодность. Конечно, эти термины являются отдельными показателями качества продукции или услуг. Изделие должно отвечать своему многократному использованию в течение определенного периода его жизни в определенных условиях и режиме эксплуатации, иначе говоря, оно должно обладать высокой степенью надежности. Безопасность изделия имеет первостепенное значение. Для производства изделия, пригодного к использованию и ремонту на протяжении всего жизненного цикла, необходимо определить соответствующую степень его эксплуатационной пригодности и ремонтопригодности. Поскольку потребитель обращает внимание на внешний вид изделия, оно должно быть привлекательным. Когда все другие характеристики изделия приведены в соответствие, должное качество становится той совокупностью, которая обеспечивает выполнение предполагаемых функций с максимальной общей экономичностью при учете фактора морального старения. Таким образом, в центре внимания должно быть понятие качества, предусматривающего удовлетворение потребностей потребителя при определенной совокупности свойств.
Качество продукции или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик продукции или услуги, посредством которых при эксплуатации они будут отвечать требованиям потребителя.
Для каждого вида продукции или услуг характерно свое соотношение показателей качества. Более того, весомость отдельных свойств или их групп может изменяться по мере развития продукции или услуги.
Рассмотрим в качестве примера телевизоры. На первом этапе развития качество этого вида продукции в значительной степени подменялось новшеством новой по тому времени функции – видеть изменяющееся на экране изображение, которая способствовала реализации продукции. Покупателей телевизоров в первую очередь интересовала новизна появившегося изделия, а такие существенные недостатки, как малый размер экрана, нечеткое и плывущее изображение, постоянные помехи и прерывистые передачи, не отпугивали покупателя, который впервые в жизни желал видеть «ожившие изображения».
В ходе развития происходило ужесточение требований, которое положило начало второму этапу разборчивого потребления, когда телевизионную трубку заключили в красиво оформленный деревянный корпус, а черно-белое изображение заменили цветным. После этого привлекательность и внешний вид стали играть существенную роль при определении качества.
На третьем этапе развития, когда телевидение получило широкое распространение, оно стало неотъемлемой частью образа жизни. Основными показателями качества становятся безотказная работа и эксплуатационная пригодность, и решение о покупке принимается на основе этих характеристик.
На четвертом этапе телевизор становится обычным предметом широкого потребления. Взрослые не могут обойтись без последних известий, тринадцатилетняя молодежь требует качественного изображения во время передач с участием своих любимых исполнителей. Существенными критериями качества продукции становятся надежность и экономичность.
В настоящее время существенной особенностью является быстрое совершенствование многих видов продукции. Это объясняется в основном новыми научно-техническими достижениями в отдельных областях, растущими запросами потребителя и законами конкуренции. Поэтому важным для производителей является способность предугадать запросы и пожелания потребителей в ближайшем будущем. От этого во многом зависит будущий спрос на продукцию, а, следовательно, и эффективность вложения средств в совершенствование выпускаемой и разработку новой продукции, и общее финансово-экономическое состояние предприятия.