Аттестационное собеседование
Во многих компаниях аттестация представляет собой односторонний засекреченный процесс; в этом случае она может достичь только первых трех приведенных выше целей аттестации, но не может быть использована для мотивации, так как для этого требуется анализ эффективности труда работника.
Двусторонняя и открытая процедура аттестации требует проведения аттестационного собеседования менеджером с подчиненным, с использованием методик, рассмотренных в предыдущей главе.
Практические аспекты управления человеческими ресурсами
Обычно самым рекомендуемым является подход, направленный на поиск решения проблем; он поощряет подчиненного свободно обсуждать свои достижения и провалы за отчетный период. Самокритика подчиненного в ходе собеседования с гораздо большей вероятностью будет способствовать устранению им недостатков в работе, нежели критика со стороны руководителя,
Но считается, что во многих компаниях сложившиеся между менеджерами и их подчиненными отношения не располагают к проведению собеседования с целью поиска решения проблемы. В этом случае на собеседовании подчиненный будет стремиться скрыть свои промахи, а не обсудить их с целью устранения. Руководители, которые располагают временем, терпением, навыками общения и умением и опытом ведения собеседований, помогающих в решении проблемы, встречаются достаточно редко. Более того, одной из функций руководителя является оценка работы подчиненных и информирование их о своих выводах; подчиненные знают, что менеджер имеет право и будет делать именно это, и если он, по их мнению, стремится избежать этой обязанности, они перестают уважать его.
При проведении аттестационного собеседования менеджер должен придерживаться следующих рекомендаций.
(а) Начинать собеседование следует с указания его причин, критериев оценки, которые компания выбрала для использования, а также утверждения, что цель этого мероприятия — улучшить эффективность работы аттестуемого, а вовсе не запугать или встревожить его.
(б) Признанием положительных аспектов работы аттестуемого за отчетный период постараться создать непринужденную атмосферу.
(в) Высказать свое мнение о работе подчиненного и выяснить его соображения по улучшению ее эффективности. Этот вопрос может выявить основные трудности, которые подчиненный может испытывать в своей работе, если же нет, то тема низкой эффективности работы аттестуемого должна затрагиваться очень осторожно, руководителю следует сосредоточивать внимание не на личных промахах подчиненного, а на проблемах его участка работы.
(г) Следует выявить причины возникновения проблем и проследить истоки конкретных промахов подчиненного.
(д) Следует обеспечить наличие во время собеседования всей необходимой информации, относящейся к данному работнику (аттестующий должен познакомиться с подробностями производственных инцидентов, если они имели место, или примерами низкой эффективности работы аттестуемого).
17. Аттестация работников
(е) При аттестации работников одной категории следует применять одинаковые критерии, избегать проявлений фаворитизма, недолюбливания и субъективности при толковании объективных данных о работе аттестуемых.
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДОМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Введение
Управление методом оценки эффективности (УМОЭ) — это система, которая направлена на повышение эффективности деятельности компании и мотивацию, оценку и обучение работников путем интегрирования их личных целей с задачами и целями компании. Работники совместно со своим руководителем определяют, в чем должны заключаться задачи их деятельности на предстоящий период. В идеале задачи должны быть выражены в четкой количественной форме и взяты из ключевых областей работы, т.е. следует выбрать те задачи, которые при их успешном выполнении приведут к успеху всей работы. В конце периода работник и менеджер совместно обсуждают выполненные и невыполненные задачи.
Преимущества
Управление методом оценки эффективности направлено на стимулирование работника к участию в управлении компанией и повышение уровня удовлетворенности работой, поскольку дает работнику чувство достигнутого и вовлеченности в общую работу компании. Менеджер может оценить работника по его конкретным достижениям, а не просто высказывая субъективное мнение о его работе. В процессе обсуждения может встать вопрос о необходимости обучения работника на внутрифирменной основе в начале или конце отчетного периода. Прочие преимущества управления методом оценки эффективности приводятся ниже.
(а) Работники вынуждены серьезно обдумать свою роль и задачи, причину необходимости решения этих задач и наилучшие пути их решения.
(б) Уточняются цели и выявляются критически важные элементы работы.
(в) Работники и их руководители вынуждены сотрудничать, тем самым осуществляется координация деятельности разных уровней
Практические аспекты управления человеческими ресурсами
руководства, подразделений и происходит согласование долгосрочных и краткосрочных целей компании.