Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда организации
Минтруд России своим постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" утвердил одноименные Рекомендации, в которых определяются в общем виде задачи, стоящие перед службой охраны труда, и даются рекомендации по ее созданию и организации работы. Что же касается направлений работы службы, то они приводятся в развернутом виде, подробно в "Межотраслевых нормативах численности работников службы охраны труда в организациях", утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (в ред. Приказа Минтруда РФ от 12 февраля 2014 г. N 96). Там же приводятся нормативы численности специалистов службы в зависимости от общего количества работников, а также работников занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах.
По мнению авторов настоящей работы, главное в постановлении Минтруда России от 22 января 2001 г. отнюдь не сами нормативы численности специалистов службы охраны труда. Они, как будет показано далее по тексту, весьма условны, требуют значительной корректировки. Ценность указанного постановления заключается в том, что в нем, во-первых, подробно излагается содержание работы службы охраны труда, ее функции. Во-вторых, содержание этой работы распределено по направлениям, что открывает возможность обосновано определять структуру службы, - из каких функциональных подразделений она состоит. Это, в свою очередь, дает возможность осуществить подбор соответствующих специалистов для каждого подразделения службы, определить их состав и, наконец, численность с учетом Межотраслевых нормативов численности специалистов службы охраны труда.
Нормативы численности специалистов службы рассчитываются по каждому направлению ее работы отдельно на основе приведенных ниже таблиц NN 1-8. Полученные нормативы по каждому основному направлению работы службы суммируются. В результате получается общий норматив численности специалистов службы.
В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения организации удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к численности работников службы охраны труда, рассчитанной по нормативам численности, следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более - коэффициент 1,4.
В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше число работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под обособленной производственной структурой в нормативах численности следует считать предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
Нормативная численность работников санитарно-промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами численности не предусмотрена.
Указанные в нормативах численности числовые значения с указанием "до" следует понимать включительно.
Важно отметить, что нормативы численности, приведенные по тексту настоящего параграфа, не являются теми документами, которые определяют общую численность специалистов как по направлениям работы, так и службы охраны труда в целом. Эти нормативы рассчитаны лишь по одному показателю - численности работников организации. Поэтому они лишь учитываются при определении численности специалистов службы. Работодатель определяет ее самостоятельно с учетом специфических особенностей организации: ее отраслевой принадлежности, вида производства, профессионального состава кадров, степени изношенности оборудования и т.д. Следует также иметь в виду, что указанные нормативы имеют рекомендательный характер.
Далее по тексту пунктов 1-8 Межотраслевых нормативов комментируется приведенное в них содержание деятельности Службы по ее направлениям. Сначала приводится текст соответствующего пункта, раскрывающий содержание деятельности Службы по данному направлению ее работы. Затем - нормативы численности работников, занятых в указанной сфере деятельности, а после этого - комментарий к тексту пункта.
Что же касается самих нормативов численности работников Службы, приведенных в Межотраслевых нормативах, то рассматривая их в качестве минимальных значений, требующих в каждом отдельно взятом случае значительной корректировки, авторы не нашли оснований для их комментария.
В то же время нельзя не отметить, что указанные нормативы представляют большую практическую ценность в качестве базовых, исходных, значений при расчете численности работников службы охраны труда в каждой организации.
1. Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, состоящая из:
изучения и анализа причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;
участия в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания;
контроля за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма;
доведения приказов и других руководящих документов вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до сведения работников организации; подготовки проектов приказов руководства организации, предписаний и других документов по вопросам, касающимся охраны труда в организации.
Таблица 1
NN п/пп | Среднесписочная численность работников организации | Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах | |||||
до 100 | 101-350 | 351-500 | 501-1000 | 1001-3500 | 3501 и свыше | ||
Нормативная численность работников службы охраны труда, человек | |||||||
До 500 | 0,13 | 0,14 | 0,16 | - | - | - | |
501-750 | 0,14 | 0,16 | 0,17 | - | - | - | |
751-1 000 | 0,16 | 0,17 | 0,19 | - | - | - | |
4. | 1 001-1 500 | 0,19 | 0,21 | 0,24 | 0,27 | - | - |
1 501-3 000 | 0,28 | 0,31 | 0,34 | 0,37 | - | - | |
3 001-5 000 | 0,40 | 0,43 | 0,46 | 0,51 | 0,56 | - | |
5 001-7 500 | 0,55 | 0,58 | 0,63 | 0,68 | 0,74 | 0,81 | |
7 501-10 000 | 0,70 | 0,75 | 0,80 | 0,86 | 0,93 | 1,02 | |
10 001-20 000 | 1,30 | 1,35 | 1,41 | 1,48 | 1,57 | 1,68 | |
20 001 и свыше | 1,60 | 1,65 | 1,71 | 1,79 | 1,88 | 1,99 |
Комментарии к тексту п. 1.
1. При отражении в Положении о Службе охраны труда организации текста абз. 2 п. 1, по нашему мнению, целесообразно учесть следующее. Текст абз. 2 не ориентирует Службу охраны труда на предупреждение производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний. Согласно тексту абз. 2 работа службы начинается после того, как аварии уже произошли, имели случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Для того, чтобы предотвратить указанные нежелательные факты, Служба охраны труда должна постоянно проводить работу по их предупреждению. В этих целях целесообразно изложить текст абз. 2 в следующей редакции: "наблюдения с целью проверки состояния условий труда работников и предупреждения производственного травматизма, профессиональных и других производственно обусловленных заболеваний;".
Отсюда логически вытекает текст абз. 3 в новой редакции: "организации работы по немедленному устранению выявленных в ходе проверок и при иных обстоятельствах факторов, действие которых может привести к производственному травматизму, профессиональным и другим производственно обусловленным заболеваниям".
Что касается абз. 2 текста п. 1 в редакции Межотраслевых нормативов, то его целесообразно разделить на четыре самостоятельных абзаца, расположив их в иной последовательности: в приведенном тексте действия службы охраны труда изложены непоследовательно и недостаточно четко.
Приведем текст абз. 2 в предлагаемой нами редакции:
"- организации расследования аварий и несчастных случаев, причин возникновения профессиональных и других производственно обусловленных заболеваний; подготовки документов, необходимых для возмещения вреда, причиненного здоровью работников в результате несчастного случая или профессионального заболевания (абз. 4);
- организации изучения и анализа причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний (абз. 5);
- организации разработки и проведения мероприятий по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и других производственно обусловленных заболеваний (абз. 6);
- организации контроля за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма, профессиональных и других производственно обусловленных заболеваний (абз. 7);".
Текст абз. 4 п. 1 также требует корректировки, - сначала подготовка приказов, и только потом доведение их до сведения работников:
"- подготовки приказов руководителей организации, предписаний и других документов по вопросам охраны труда в организации; доведение этих документов до сведения работников организации (абз. 8)".
При составлении текста раздела "Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и других производственно обусловленных заболеваний" Положения о Службе охраны труда организации целесообразно также дать ссылки на, хотя бы основные, нормативные акты, которыми должны руководствоваться специалисты Службы при проведении данной работы. Это ориентирует специалистов на выполнение работы по строго определенным правилам, повысит их ответственность:
учет рабочих мест и классификация работ по категориям работников, наименованию профессий (должностей), их количеству и виду работ (подвижные, сезонные, периодического использования и др.) с целью выявления наиболее травмоопасных участков, работ, оборудования и приспособлений;
участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
доведение информации о результатах проведения специальной оценки условий труда до сведения работников;
разработка предложений с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда о мероприятиях по улучшению условий труда.
Таблица 2
N пп. | Среднесписочная численность работников организации | Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах | |||||
до 100 | 101-350 | 351-500 | 501-1 000 | 1 001-3 500 | 3 501 и свыше | ||
Нормативная численность работников службы охраны труда, человек | |||||||
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации до 5 | |||||||
До 500 | 0,13 | 0,15 | 0,17 | - | - | - | |
501-750 | 0,15 | 0,17 | 0,19 | - | - | - | |
751-1 000 | 0,16 | 0,18 | 0,20 | - | - | - | |
1 001-1 500 | 0,19 | 0,22 | 0,25 | 0,29 | - | - | |
1 501-3 000 | 0,28 | 0,32 | 0,35 | 0,38 | 0,40 | - | |
3 001-5 000 | 0,40 | 0,44 | 0,48 | 0,50 | 0,53 | - | |
5 001 и свыше | 0,57 | 0,61 | 0,64 | 0,67 | 0,71 | 0,77 | |
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 6 до 10 | |||||||
До 500 | 0,15 | 0,16 | - | - | - | - | |
501-750 | 0,16 | 0,18 | - | - | - | - | |
751-1 000 | 0,18 | 0,21 | - | - | - | - | |
1 001-1 500 | 0,21 | 0,23 | 0,26 | 0,29 | - | - | |
1 501-3 000 | 0,29 | 0,33 | 0,36 | 0,39 | - | - | |
3 001-5 000 | 0,42 | 0,45 | 0,49 | 0,53 | - | - | |
5 001-7 500 | 0,57 | 0,61 | 0,64 | 0,67 | 0,71 | 0,77 | |
7 501-10 000 | 0,72 | 0,76 | 0,81 | 0,84 | 0,87 | 0,92 | |
10 001 и свыше | 0,73 | 0,81 | 0,89 | 0,95 | 1,07 | 1,27 | |
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 11 до 20 | |||||||
До 500 | 0,20 | 0,22 | - | - | - | - | |
501-750 | 0,23 | 0,27 | 0,31 | - | - | - | |
751-1 000 | 0,27 | 0,31 | 0,37 | 0,43 | - | - | |
1 001-1 500 | 0,31 | 0,37 | 0,43 | 0,47 | 0,51 | - | |
1 501-3 000 | 0,37 | 0,43 | 0,47 | 0,52 | 0,62 | - | |
3 001-5 000 | 0,43 | 0,46 | 0,51 | 0,66 | 0,77 | 0,93 | |
5 001-7 500 | 0,51 | 0,60 | 0,71 | 0,79 | 0,92 | 1,02 | |
7 501-10 000 | 0,60 | 0,69 | 0,79 | 0,88 | 0,94 | 1,10 | |
10001-20 000 | 0,75 | 0,83 | 0,90 | 0,96 | 1,08 | 1,29 | |
20 001 и свыше | 0,90 | 0,95 | 1,03 | 1,10 | 1,25 | 1,50 | |
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 21 до 50 | |||||||
До 750 | 0,20 | 0,22 | - | - | - | - | |
751-1 000 | 0,27 | 0,33 | 0,39 | - | - | - | |
1 001-1 500 | 0,33 | 0,39 | 0,49 | 0,58 | - | - | |
1 501-3 000 | 0,39 | 0,49 | 0,69 | 0,73 | 0,26 | ||
3 001-5 000 | 0,49 | 0,69 | 0,74 | 0,86 | 0,95 | - | |
5001-7500 | 0,60 | 0,74 | 0,86 | 0,94 | 1,01 | 1,08 | |
7501-10 000 | 0,73 | 0,85 | 0,95 | 1,01 | 1,08 | 1,2 | |
10 001-20 000 | 0,91 | 1,01 | 1,01 | 1,20 | 1,36 | 1,56 | |
20 001 и свыше | 0,95 | 1,03 | 1,10 | 1,25 | 1,38 | 1,58 | |
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 51 до 125 | |||||||
До 1 000 | 0,31 | 0,36 | 0,45 | 0,55 | 0,67 | - | |
1 001-1 500 | 0,37 | 0,45 | 0,56 | 0,69 | 0,78 | - | |
1 501-3 000 | 0,46 | 0,55 | 0,67 | 0,78 | 0,86 | - | |
3 001-5 000 | 0,56 | 0,67 | 0,78 | 0,85 | 1,04 | 1,21 | |
5 001-7 500 | 0,69 | 0,77 | 0,86 | 1,01 | 1,19 | 1,29 | |
7 501-10 000 | 0,85 | 1,01 | 1,19 | 1,28 | 1,47 | 1,57 | |
10 001-20 000 | 1,04 | 1,05 | 1,28 | 1,47 | 1,57 | 1,84 | |
20 001 и свыше | 1,05 | 1,08 | 1,30 | 1,53 | 1,60 | 1,90 |
Примечание. Под структурными подразделениями в организации следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения.
Содержание заглавия п. 2 и текста его абз. 1 вызывают сомнение в их соответствии положениям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон):
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Закона обязанности по организации и проведению специальной оценке условий труда возлагаются на работодателя, но не на службу охраны труда. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией (организациями), привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 9 Закона для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями Закона. Возглавляет комиссию работодатель или его представитель.
Из приведенного текста Закона следует, что в каждом отдельно взятом случае содержание деятельности службы охраны труда в процессе проведения специальной оценки условий труда определяется приказом (распоряжением) работодателя.
Следует полагать, что непосредственно в процессе проведения специальной оценки условий труда основное содержание деятельности службы охраны труда (совместно с организацией, проводящей специальную оценку условий труда согласно гражданско-трудовому договору), заключается в следующем:
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
- исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
- отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
- оформление результатов проведения специальной оценки условий труда.
2. Текст абзаца 2 пункта 2 никого ни к чему не обязывает. К тому же непонятно, в каких целях служба охраны труда должна изучать правовую базу проведения специальной оценки условий труда. Обратимся к тексту Закона. Согласно подпункту 2 пункта 2 его статьи 4 работодатель обязан предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, заключенным с данной организацией, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда.
Поэтому, по нашему мнению, текст абзаца 2 пункта 2 следует изложить в следующей редакции: подбор и систематизация сведений, документов и информации согласно гражданско-правовому договору, заключенному с организацией на проведение специальной оценки условий труда.
Текст абзаца 5 пункта 2 целесообразно конкретизировать применительно к тексту Закона. Согласно подпунктам 4 и 5 пункта 2 его статьи 4 работодатель обязан:
- ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
- давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Исполнение этих обязанностей приказом (распоряжением) работодателя возлагается на определенные функциональные и линейные подразделения организации, в которых проводится специальная оценка условий труда. Что же касается службы охраны труда, то она должна организовать эту работу силами специалистов указанных подразделений, оказывать им методическую помощь, контролировать ход ее выполнения.
Согласно абзацу 6 п. 2 на службу охраны труда возлагается разработка предложений по результатам проведения специальной оценки условий труда о мероприятиях по улучшению условий труда. В связи с этим отметим, что в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой Минтрудом РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Минтруд РФ приказом от 24 января 2014 г. N 33н утвердил Методику проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форму отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцию по ее заполнению. Согласно указанной Методике комиссия по проведению специальной оценки условий труда на основе проведенной работы разрабатывает и утверждает перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда у данного работодателя.
Форма указанного перечня приводится в разделе VI приложения N 3 к приказу Минтруда РФ от 24 января 2014 г., а указания по заполнению раздела VI - в п. 8 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда в приложении N 4 к данному приказу.
3. Организация пропаганды по охране труда, предусматривающая:
руководство работой кабинета (уголков) по охране труда, организацию пропаганды и информации по вопросам охраны труда с использованием внутренней радиосвязи, телевидения, видеофильмов по безопасности труда, малолитражной печати, стенных газет, витрин и т.п.;
организацию и проведение лекций, бесед; участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов; организацию выставок, уголков, витрин, стендов; проведение конкурсов и общественных смотров по охране труда; организацию и обеспечение подразделений организации правилами, инструкциями, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда. Организацию обмена передовым опытом по охране труда. Выезды в командировки, прием и ознакомление работников других организаций с практикой работы по охране труда.
Таблица 3
N пп. | Среднесписочная численность работников в организации | Количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации | ||||
до 5 | 6-10 | 11-20 | 21-50 | 51-125 | ||
Нормативная численность работников службы охраны труда, человек | ||||||
До 500 | 0,16 | 0,18 | 0,21 | 0,24 | - | |
501-750 | 0,18 | 0,21 | 0,24 | 0,30 | - | |
751-1 000 | 0,19 | 0,22 | 0,27 | 0,33 | - | |
1 001-1 500 | 0,23 | 0,26 | 0,32 | 0,40 | 0,51 | |
1 501-3 000 | 0,34 | 0,40 | 0,44 | 0,59 | 0,75 | |
3 001-5 000 | - | 0,56 | 0,67 | 0,83 | 1,07 | |
5 001-7 500 | - | - | 0,84 | 1,08 | 1,37 | |
7 501-10 000 | 0,98 | 1,38 | 1,79 | |||
10 001-20 000 | - | - | 1,08 | 1,63 | 2,28 | |
20 001 и свыше | - | - | 1,35 | 1,89 | 2,40 |
Комментарий к тексту п. 3.
Как было указано, Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда организации были утверждены Минтрудом РФ 22 января 2001 г. А за несколько дней до этого - 17 января 2001 г. Минтруд РФ своим постановлением N 17 утвердил Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда.
Указанными Рекомендациями были определены основные направления деятельности кабинета (уголка) охраны труда: проведение лекций, бесед, семинаров, выставок и т.п. Текст п. 3 Межотраслевых нормативов составлен без учета того, что часть приведенных в нем функций закреплена за кабинетом (уголком) охраны труда. В этой связи представляется целесообразным исключить из текста абз. 2 п. 3 те функции, которые согласно Рекомендациям закреплены за кабинетом (уголком) охраны труда.
4. Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации.
Таблица 4
N пп. | Среднесписочная численность работников организации | Количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации | |||||
до 20 | 21-30 | 31-40 | 41-50 | 51-70 | 71-100 | ||
Нормативная численность работников службы охраны труда, человек | |||||||
До 500 | 0,38 | 0,40 | 0,43 | 0,46 | - | - | |
501-750 | 0,42 | 0,45 | 0,48 | 0,52 | 0,57 | - | |
751-1 000 | 0,47 | 0,50 | 0,54 | 0,59 | 0,64 | 0,70 | |
1 001-1 500 | 0,55 | 0,59 | 0,65 | 0,75 | 0,83 | 0,91 | |
1 501-3 000 | 0,81 | 0,86 | 0,92 | 1,00 | 1,08 | 1,17 | |
3 001-5 000 | 1,16 | 1,24 | 1,32 | 1,41 | 1,54 | 1,72 | |
5 001-7 500 | 1,60 | 1,68 | 1,77 | 1,90 | 2,08 | 2,21 | |
7 501-10 000 | - | 2,12 | 2,24 | 2,43 | 2,56 | 2,76 | |
10 001-20 000 | - | - | 3,98 | 4,24 | 4,43 | 4,78 | |
20 001 и свыше | - | - | 4,64 | 4,80 | 5,00 | 5,30 |
Комментарий к тексту п. 4.
По нашему мнению, текст пункта 4 целесообразно изложить более полно и последовательно, - так, как изложены обязанности службы охраны труда в области организации обучения работников по охране труда в пункте 7 Рекомендаций по организации работы службы охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14 (в редакции приказа Минтруда РФ от 12 февраля 2014 г. N 96).
Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагаются следующие функции:
- 7.13. Разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение и практику;
- 7.14. Организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
- 7.15. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
- 7.16. Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда;
- 7.17. Обеспечение подразделений локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права (правилами, нормами, инструкциями по охране труда);
- 7.23. Осуществление контроля:
- наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
- своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда.
2) Инструкции по охране труда работника (работников) разрабатываются на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил) по охране труда, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Разработка инструкций осуществляется с учетом требованием ст. 212 ТК РФ.
Перечень инструкций, подлежащих разработке, утверждается работодателем и рассылается в структурные подразделения организации. Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных - на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию - инструкций.
3) Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить:
- инструктаж работников по охране труда и проверку их знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
4) Примерная программа обучения по охране труда специалистов и руководителей служб охраны труда организаций приводится в Приложении N 1 к приказу Минтруда РФ от 21 июня 2003 г. N 153 "Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных" (в редакции приказа Минтруда РФ от 12 февраля 2014 г. N 96.
5. Планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда, включающие:
Разработку совместно с руководителями подразделений и другими службами организации плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, приведению их в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда с учетом мероприятий по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения. Составление статистической отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки;
составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб организации) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
согласование проектов инструкций по охране труда работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте;
составление совместно с руководителями структурных подразделений организации списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантии и компенсации за вредные или опасные условия труда;
организацию хранения документации (актов, формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда) в соответствии со сроками, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами;
участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда, в организации лечебно-профилактического обслуживания работников организации;
определение основных направлений совершенствования условий труда.
Таблица 5
N пп. | Среднесписочная численность работников организации | Количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации | ||||
до 5 | 6-10 | 11-20 | 21-50 | 51-125 | ||
Нормативная численность работников службы охраны труда, человек | ||||||
До 500 | 0,13 | 0,15 | 0,19 | 0,21 | - | |
501-750 | 0,15 | 0,17 | 0,20 | 0,24 | - | |
751-1 000 | 0,16 | 0,18 | 0,25 | 0,28 | - | |
1 001-1 500 | 0,19 | 0,22 | 0,26 | 0,33 | 0,43 | |
1 501-3 000 | 0,28 | 0,32 | 0,39 | 0,48 | 0,61 | |
3 001-5 000 | - | 0,47 | 0,56 | 0,69 | 0,88 | |
5 001-7 500 | - | - | 0,68 | 0,88 | 1,12 | |
7 501-10 000 | - | - | 0,82 | 0,89 | 1,38 | |
10 001-20 000 | - | - | 0,91 | 1,53 | 2,11 | |
20 001 и свыше | - | - | 1,23 | 1,60 | 2,20 |
Комментарий к тексту п. 5.
Годовой или на ряд лет план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с нормативными требованиями охраны труда (абзац 1 пункта 5) согласно сложившимся правилам должен разрабатываться:
- исходя из специфики деятельности организации;
- с учетом состояния условий труда, определенного на основании аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, иных способов анализа состояния условий труда;
- согласно разделу "Охрана труда" коллективного договора, соглашению по охране труда, заключенными работодателем с работниками в лице профсоюзного комитета, иного представительного органа работников;
- с учетом мнения профсоюзного комитета, иного представительного органа работников;
- с учетом Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н.
2. Согласно абзацу 1 пункта 5 на службу охраны труда также возлагается проведение анализа и обобщения предложений по расходованию средств на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения. В этой связи отметим, что согласно подпункту 7.23. Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14 (в ред. Приказа Минтруда РФ от 12 февраля 2014 г. N 96), на службу охраны труда возлагаются несколько иные функции по влиянию на расходование средств на улучшение условий и охраны труда. Она осуществляет контроль за правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Не более того.
3. Текст абзацев 2 и 3 пункта 5 тематически идентичны тексту пункта 4 Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях. Поэтому при определении численности специалистов Службы, занятых вопросами разработки и применения инструкций по охране труда, следует учитывать выполняемые ими объемы работ согласно пунктам 4 и 5.
6. Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях, в состав которого входит:
контроль за: выполнением работниками в структурных подразделениях организации требований инструкций по охране труда; содержанием производственных и вспомогательных помещений; безопасной эксплуатацией оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств; правильной организацией рабочих мест, проведением технологических процессов; использованием и соблюдением установленных сроков выдачи средств индивидуальной защиты; техническим состоянием машин и оборудования; эксплуатацией и надлежащим содержанием вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования, устройств питьевого водоснабжения.
Таблица 6