Ценообразование в газовой промышленности

Регулирование цен на продукты и услуги естественных монополий. В настоящее время регулируемые цены устанавливаются прежде всего на продукцию и услуги естественных монополий (в соответствии с Указом Президента РФ «О некоторых мерах по государственному регулированию естест-х монополий в РФ» №220 от 28.02.1995 г. и Федеральным Законом РФ«О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17.08.1995 г.).

К естественным монополиям относят коммерческие и некоммерческие организации, производящие и реализующие товары (услуги), удовлетворение спроса на кот в силу технолог-х особенностей про-тва эффективно в условиях отсутствия конкуренции, а также товары, которые имеют устойчивый спрос при значительном изменении цены в силу невозможности полной замены их другими товарами.

К продукции и товарам естественных монополий относятся:

o Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам;

o Транспортировка газа по трубопроводам;

o Производство теплоэнергии и электроэнергии и предоставление услуг поих передаче;

o Железнодорожные перевозки;

o Услуги транспортных терминалов морских, речных портов и аэропортов;

o Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Основными методами регулирования деятельности естественных монополий являются ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов)или их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и (или) установление минимального уровня их обеспечения.

Методы регулирования естественных монополий применяются к конкретному субъекту на основе анализа их деятельности, стимулирующей роли в повышении качества производимых товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат, принимаются во внимание издержки пр-тва продукции, в том числе стоимость сырья, материалов, з/п, накладные расходы, стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, амортизационные отчисления, налоги и другие платежи. Регулирование деятельности естественных монополий и контроль за ней осуществляют соответствующие Федеральные органы. С

убъекты естественных монополий несут ответственность в виде штрафа за завышение цен, установленных органом регулирования естественной монополии в размере до 15000 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, они должны возместить убытки, если в результате завышения цен они возникли у потребителя продукции. В то же время, если для естественных монополий были установлены цены без достаточного экономического обоснования, и это причинило им убытки, то они вправе требовать возмещения их.

(46.) Ценообразование в угольной промышленности.

Стоимость сильно различается, так как сильное влияние оказывают качество угля и стоимость транспортировки. В целом по России цены колеблются от 60-400 рублей за тонну(2000 г.) до 600—1300 рублей за тонну(2008 г.). На мировом рынке цена достигла 300 $ за тонну (2008)

На внутреннем рынке высококачественный каменный уголь стоит сегодня в среднем 30-40 дол./т, и в следующем году цены на него могут повыситься на 10-12%, прогнозирует Владимир Попов. В целом, по оценкам Дмитрия Коломыцына, российские цены на энергетический уголь, которые весьма различаются в зависимости от марки угля, в 2008 г. вырастут в пределах 15-20%.

Факторы, влияющие на цены на уголь:
Затраты на добычу
Тарифная политика
Качество угля
Рыночные факторы
Факторы государственного регулирования

Обобщение затрат на производство осуществляется на основе данных, полученных в результате обработки первичных документов по начислению заработной платы, расходу материалов, топлива и других элементов затрат.

Отчетные документы себестоимости добычи угля составляются производственными единицами за месяц, квартал и представляются только своему производственному объединению. На шахтах и разрезах исчисляется производственная себестоимость, в которой отражается обще шахтных (обще разрезных) расходов. расходы на управление, которые несет непосредственно объединение, централизуются, в связи с чем производственная себестоимость добычи угля может быть рассчитана в полном объеме только с учетом этой части расходов.

(47.) Основы тарифной политики. Факторы, влияющие на формирование транспортных тарифов.

Все виды тарифов грузового транспорта, кроме железнодорожного транспорта, свободные.

При установлении тарифов перевозчик должен иметь в виду:

a) Повышение или снижение тарифов влияет на цену перевозимого груза, а отсюда на рыночное положение потребителя своих услуг. При формировании тарифов перевозчик должен рассматривать любую отправку не только с точки зрения транспортной технологии (размер отправки, характеристика грузового места, технологические требования к перевозке и т.д.), но и с коммерческой точки зрения. А именно: цены товара, конъюнктуры рынка, где он реализуется (товар);

b) При установлении тарифа учитываются конкретные особенности автотранспортного предприятия, грузоотправителя и населенного пункта.

Тарифы автомобильного транспорта на первом этапе реформирования цен (1992 г.) были ограничены нормативом рентабельности до 35% к себестоимости. В последствие это ограничение было снято.

Элементы косвенного регулирования имеются в отдельных регионах при перевозках хлеба, молока.

Для компенсации недостающей доходности осуществляется дотирование из бюджета.

Вырабатывая тарифы на ценовую политику автотранспортные предприятия должны:

a) Определить в отношении каждого сегмента рынка вида деятельности общие задачи (расширение объема реализации услуг, стабилизация и «снятия сливок»);

b) Иметь постоянно обновляемую информацию о ценах предлагаемых потребителям конкурентами, а так же о тарифах других видов транспорта ( в первую очередь железной дороги);

c) Проводить постоянный анализ собственных издержек, связанных с различными видами перевозок и предоставлением потребителям не перевозочных услуг;

d) Располагать достаточной информацией о всех требованиях и ограничениях, влияющих на установление цен;

e) Иметь представление об экономическом состоянии различных групп потребителей и даже отдельных крупных клиентов.

При установлении цен на автотранспортные услуги учитывается себестоимость, предоставляемых услуг (определяет нижнюю границу цены), учитывается средняя цена рынка (конкурентов), учитывается предельная платежеспособность потребителя (определяет верхнюю границу цены).

Тарифные ставки. На практике их обычно называют «стоимость условной единичной услуги». Используется для расчетов с потребителем. Тарифные ставки бывают:

a) Ставка за движенческую операцию (издержки, отнесенные на 1 км пробега автомобиля);

Ставка за начально-конечную операцию (издержки условно относятся на 1 час простоя автомобиля под погрузкой или разгрузкой).

Вопрос №48

Наши рекомендации