Классификация внешнеторговых операций
Основными видами операций во внешней торговле в зависимости от направления торговли являются экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные операции. В зависимости от объекта сделки от объекта сделкивнешнеторговые операции могут подразделяться на сделки купли-продажитоваров, услуг, результатов творческой деятельности. Главное место средивнешнеторговых операций занимают сделки купли-продажи товаров в материально-вещественной форме. Подобные сделки могут быть классифицированы в соответствии с различными товарными группами. Многообразиеуслуг, предоставляемых на мировом рынке, определяет сложную системуправового регулирования подобного рода операций.
Все более заметное место начинают занимать интеллектуальные продукты в форме прав на промышленный образец, инженерно-консультационные, управленческие услуги. Превращение науки, техники, технологии в основную производительную силу современного общества дает все основания предполагать, что значение интеллектуальных услуг во внешней торговле будет возрастать, а сами товары в вещественной форме будут становиться все более наукоемкими.
В условиях научно-технического прогресса и расширения международной торговли все более и более усложняющейся машинно-технической продукцией, в частности комплектными объектами, интеллектуальные услуги становятся неотъемлемой частью любой внешнеторговой операции
Экспортные операции направлены на вывоз товаров за пределы государства. Экспортеру необходимо: иметь определенный набор товара; изучить рынок; выявить потенциальных покупателей и конкурентов; определить оптимальную цену предложения товара; провести рекламные мероприятия; разослать предложения потенциальным покупателям; провести переговоры; подписать контракт с импортером; поставить товары; получить за них оплату.
Для продавца не имеет значения, что буде делать с этим товаром покупатель – пустит в переработку, реализует на внутреннем рынке или перепродаст третьей стране. Для продавца и его страны в любом случае это будет экспортная операция. Ее основными признаками являются заключение контракта с иностранным покупателем и пересечение товаром границы страны-экспортера.
К экспортным операциям относятся также коммерческие сделки без вывоза товаров с таможенной территории Украины за границу в случае закупки иностранным предприятием товара у отечественного предприятия и передачи его другому украинскому предприятию для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.
На основе комплексного изучения рынка экспортеру следует с учетом конкурентоспособности предлагаемого товара определить цену товара и каналы сбыта. Применительно к выбранной системе сбыта необходимо провести рекламные мероприятия, состав и содержание которых определяется после проведения сегментации рынка, то есть когда уже очерчен круг возможных потребителей предлагаемого товара.
После проведения указанных мероприятий экспортер должен направить перспективным покупателям предложения, оферты, принять участие в торгах либо принять и подтвердить заказ.
После подписания контракта основное внимание экспортера должно быть обращено на организацию контроля за его исполнением. При простой экспортной операции он включает контроль за изготовлением товара, за своевременным уведомлением о готовности товара к отгрузке и за отгрузкой его в адрес покупателя, за получением от него платежей и оплатой счетов поставщиков, а также за удовлетворением претензий со стороны импортера.
Импортные операции – это операции, при которых осуществляется ввоз на внутренний рынок товара, закупленного в другой стране. Импортер должен: иметь необходимые средства для закупки товара; выявить потенциальных поставщиков и разослать им запросы; провести анализ цен конкурентов, предлагающих нужный товар; провести переговоры; заключить контракт с наиболее предпочтительным экспортером; получить товар; произвести его оплату.
Основными признаками импортной операции являются заключение контракта с иностранным контрагентом и пересечение границы страны импортера. Ввозимый товар может быть как готовой продукцией, предназначенной для реализации, так и сырьем для переработки. Необходимым условием импортной операции является платежеспособность импортера.
Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы.
Для осуществления импортной операции покупатель должен:
- изучить конъюнктуру рынка, в том числе выявить существующие требования потребителей к закупаемому товару, на базе имеющихся источников информации или прямых конкурентных предложений определить уровень цен на него, а также тенденции их изменения;
- изучить фирменную структуру рынка в целях выбора возможных поставщиков;
- определить наиболее целесообразный метод закупки: напрямую у производителя, через посредников, используя различные формы встречной торговли и т. д.
Реэкспортные операции – это продажа с вывозом за границу ранее импортированного и не подвергшегося переработке товара.
Обычно эти операции возникают по следующим причинам:
• резкое изменение международной обстановки;
• отсутствие прямых экономических или дипломатических связей между странами;
• возникновения военных действий.
В таких случаях нуждающаяся сторона обращается за товаром в другие государства, которые фактически оказывают посредническую услугу. Реэкспортные операции осуществляются, как правило, по заказу конечного импортера. Также реэкспортные операции имеют место в случае возврата
некачественного или некомплектного импортированного сырья иностранному экспортеру-продавцу.
Реимпортные операции – это приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара. Обычно это возврат бракованной продукции; возврат товаров, не реализованных посредником на внешнем рынке; возврат товаров, ранее поставленных на консигнацию. Реимпортные операции по своему существу представляют собой несостоявшиеся экспортные операции.
Основным признаком реимпортных операций является пересечение отечественными товарами границы своей страны дважды: при вывозе и ввозе. Товары, возвращаемые с выставок и ярмарок, к реимпортируемым не относятся.
Литература 1-16