К практическому занятию

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ……………………………………………………… 6

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И

МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ……………… 7

Теоретические основы для подготовки к

практическому занятию ……………………………………….. 7

Тест 1 …………………………………………………………… 7

Тест 2 ………………………………………………………….... 10

Практические задания …………………………………………. 14

Примеры решения задач ………………………………………. 19

Задания для самостоятельной работы ………………………... 23

ТЕМА 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ……………………………… 24

Теоретические основы для подготовки к

практическому занятию ……………………………………….. 24

Тест 1 ………………………………………………………….... 31

Тест 2 ………………………………………………………….... 35

Практические задания …………………………………………. 39

Примеры решения задач ………………………………………. 42

Задания для самостоятельной работы ………………………... 48

ТЕМА 3. ТЕОРИЯ СПРОСА И

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ……………………………… 49

Теоретические основы для подготовки к

практическому занятию ……………………………………….. 49

Тест ……………………………………………………………... 54

Практические задания …………………………………………. 58

Примеры решения задач ………………………………………. 62

Задания для самостоятельной работы ………………………... 65

ТЕМА 4. ФИРМА И ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОИЗВОДСТВА ……. 66

Теоретические основы для подготовки к

практическому занятию ……………………………………….. 66

Тест ……………………………………………………………... 69

Практические задания …………………………………………. 73

Примеры решения задач ………………………………………. 76

Задания для самостоятельной работы ………………………... 79

ТЕМА 5. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА …………………………... 80

Теоретические основы для подготовки к

практическому занятию ………………………………………… 80

Тест ……………………………………………………………..... 83

Практические задания …………………………………………... 88

Примеры решения задач ………………………………………... 90

Задания для самостоятельной работы …………………………. 93

ТЕМА 6. РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ

СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ …….. 94

Теоретические основы для подготовки к

практическому занятию ………………………………………… 94

Тест ………………………………………………………………. 94

Практические задания ………………………………………….. 99

Примеры решения задач ………………………………………. 101

Задания для самостоятельной работы ………………………... 102

ТЕМА 7. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ……………….. 103

Теоретические основы для подготовки к

практическому занятию ……………………………………….. 103

Тест ……………………………………………………………... 107

Практические задания …………………………………………. 112

Примеры решения задач ………………………………………. 115

Задания для самостоятельной работы ………………………... 118

ТЕМА 8. ОБЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

И ЭКОНОМИКА БЛАГОСОСТОЯНИЯ …………………………... 119

Теоретические основы для подготовки к

практическому занятию ……………………………………….. 119

Тест ……………………………………………………………... 119

Практические задания …………………………………………. 123

Примеры решения задач ………………………………………. 127

Задания для самостоятельной работы ………………………... 129

ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА ………………... 130

ТЕМА 1. Поведение потребителя …………………………….. 130

ТЕМА 2. Производство и фирма ……………………………... 135

ТЕМА 3. Рынки факторов производства …………………….. 138

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ

И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ …………………………………. 143

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 146

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И

РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………... 147

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………... 149

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практикум ставит своей целью оказание помощи студентам в расширении и закреплении знаний по дисциплине "Экономическая теория (микроэкономика)", а преподавателям – в подготовке материалов для текущего контроля, а также для итоговой оценки знаний студентов.

В издании представлены задания, которые охватывают все темы стандартного курса по микроэкономике. При этом каждая учебная тема представлена различными типами контрольных заданий: заданиями множественного выбора (тесты), графическими и аналитическими упражнениями. Предлагаемые тесты, задачи и проблемные ситуации в определенной мере отра­жают практику функционирования рынка, рыночных отношений и связей экономики страны.

Учебный материал пособия построен по принципу нарастания сложностей в решении задач и требует привлечения дополнительных знаний. Такой метод усложнений спо­собствует усвоению учебного материала студентами, развивает у них оценку взаимосвязи явлений и ситуаций и неизбежно порождает потребность в изучении законодательных актов, монографической и справочной литературы, пе­риодической печати и т. д. Более того, решение задач и ситуаций по данной теме позволит подготовить студентов к восприятию последующих тем дисциплины.

После каждой темы приводятся примеры решения задач.

Предлагаемые студентам методические материалы по написанию и оформлению рефератов помогут студентам правильно подобрать и использовать научную литературу при составлении плана работы, библиографии, оформлении сносок, а также соблюдать единство требований к оформлению работы и изложению материала.

Практикум подготовлен авторами на основе опыта чтения курса лекций и проведения семинарских занятий по экономической теории для студентов машиностроительных специальностей в Брянском государственном техническом университете. Он может быть использован как на семинарских заня­тиях, так и в самостоятельной работе.

Предполагается издание II части практикума "Экономическая теория", где будут представлены тесты, задачи и практические ситуации по макроэкономике.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Теоретические основы для подготовки

к практическому занятию

Зарождение и развитие экономической теории. Главные направления экономиче­ской теории в современном мире. Российская экономическая мысль и её вклад в раз­витие экономической науки.

Предмет, цели и задачи экономической теории. Экономическая теория – обще­ственная наука по изысканию и выбору производства благ для удовлетворения по­требностей при ограниченных ресурсах. Закономерности и факторы экономического роста в пофазной динамике воспроизводства – содержание предмета экономиче­ской теории. Структура экономической теории. Микро-, мезо-, макро- и мегаэкономика – составные части экономической науки и различные уровни экономического анализа.

Взаимосвязь экономической теории с другими науками. Экономическая теория – методологический фундамент комплекса экономических наук. Функции экономи­ческой теории.

Философские основы экономической теории. Сознательность и стихийность в ис­пользовании экономических процессов.

Трактовка экономической теории различными экономическими школами.

Методология экономической науки. Методы познания экономических процес­сов. Диалектический метод. Общенаучные методы: метод научной абстракции, ана­лиза и синтеза, индукции и дедукции. Эко­номико-математическое моделирование, экономический эксперимент. Познание, конструирование и использование системы экономических законов и категорий как метод экономического анализа. Восприятие и реальность.

Тест 1

Выберите правильные ответы.

1. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:

а) физиократы;

б) меркантилизм;

в) классическая политэкономия;

г) маржинализм.

2. Разработка каких теоретических направлений принадле­жит Ж.-Б. Сэю:

а) теория глобального равенства спроса и предложения;

б) теория прибавочной стоимости;

в) теория стоимостнообразующих факторов;

г) теория циклических кризисов перепроизводства?

3. Каковы основные положения экономической теории К. Маркса:

а) материалистическое понимание истории;

б) теория предельной полезности;

в) теория прибавочной стоимости;

г) теория капиталистического накопления;

д) теория экономического роста;

е) теория средней нормы прибыли и цены производства?

4. Выберите из перечисленных основные направления авс­трийской школы политической экономии:

а) учение о ценности;

б) теория эластичности экономических процессов;

в) теория субъективной ценности;

г) теория стимулирующей роли инвестиций;

д) теория предельной полезности.

5. Кто является создателем модели "системы общего эко­номического равновесия":

а) А. Маршалл;

б) К. Менгер;

в) Л. Вальрас;

г) Ф. Визер?

6. Равновесная цена – термин, введенный А. Маршаллом. Согласно его мнению, это означает, что:

а) количество денег в обращении соответствует стоимо­сти товаров, предназначенных для продажи;

б) цена товаров совпадает с их стоимостью;

в) спрос покупателей уравновешивается предложением продавцов;

г) цена равна сумме издержек и прибыли.

7. Какое из перечисленных положений принадлежит сто­ронникам кейнсианской школы:

а) рынок не способен обеспечить автоматическое само­регулирование хозяйства;

б) необходимо государственное вмешательство в разви­тие рыночной экономики;

в) для преодоления экономических кризисов и обеспе­чения хозяйственного роста необходимо расширить эф­фективный спрос;

г) превышение темпов роста доходов над ростом инве­стиций является положительным фактором;

д) правильны все положения?

8. По теории Кейнса мультипликатор – это:

а) соотношение инфляции и безработицы;

б) отношение прироста общественного дохода к приро­сту инвестиций;

в) соотношение между денежной массой и объёмом то­варов.

9. По мнению приверженцев институционализма, эконо­мический анализ должен включать проблемы:

а) социальные;

б) политические;

в) этические;

г) правовые.

10. Монетаристы считают, что обществу необходимо такое количество денег для покупки товаров и услуг, которое соот­ветствует:

а) номинальному объёму валового национального дохо­да;

б) объёму инвестиций;

в) сумме потребительских расходов с учетом скорости оборота денег;

г) уровню цен.

11. Какая из школ экономической теории была исторически первой:

а) марксизм;

б) меркантилизм;

в) физиократы,

г) классическая политэкономия;

д) кейнсианство.

Тест 2

1. Экономика – это:

а) совокупность различных отраслей национального хозяйства;

б) совокупность производственных отношений;

в) совокупность научных знаний;

г) все ответы верны.

2. К предмету экономической теории не имеет отношения:

а) безграничность производственных ресурсов;

б) физические, духовные и социальные потребности;

в) хозяйственная деятельность людей;

г) проблема выбора.

3. Объектом изучения экономики является:

а) процессы, протекающие в физической среде обитания людей;

б) процессы, протекающие в социальной среде обитания людей;

в) хозяйственная деятельность людей;

г) все ответы верны.

4. Экономическое учение, проводящее всестороннее исследование развития капиталистического общества и предложившее концепцию социализма – это:

а) маржинализм;

б) марксизм;

в) институционализм;

г) меркантилизм.

5. Экономическое учение маржиналистов базировалось:

а) на теории предельной полезности;

б) трудовой теории стоимости;

в) теории цикличности общественного развития;

г) теории эффективного спроса.

6. К какой функции экономической теории относится изучение закономерностей общественного развития и формирование экономических законов и категорий?

а) практической;

б) познавательной;

в) методологической;

г) идеологической.

7. Исследование причин и закономерностей функционирования отдельных субъектов хозяйственной деятельности является предметом:

а) мезоэкономики;

б) микроэкономики;

в) макроэкономики;

г) метаэкономики.

8. Рекомендации по проведению антикризисной государственной политики относят:

а) к микроэкономике;

б) позитивной экономической теории;

в) мезоэкономики;

г) нормативной экономической теории.

9. Экономическая модель – результат исследования в рамках:

а) субъективистского подхода;

б) рационалистического подхода;

в) неопозитивистско-эмпирического подхода;

г) верного ответа нет.

10. Экономическая гипотеза:

а) это требующее проверки научное предположение, выдвигаемое для объяснения причин и результатов экономического явления;

б) это анализ фактов, на основе которых формируются принципы экономического поведения;

в) это синоним экономического закона;

г) носит нормативный характер.

11. Комплексный подход к сложным явлениям хозяйственной жизни обеспечивает:

а) моделирование;

б) метод анализа и синтеза;

в) наблюдение;

г) научная абстракция.

12. Какое из приведённых утверждений неверно:

а) экономика является точной наукой;

б) экономика есть фундамент общества;

в) экономика выполняет важную практическую функцию;

г) экономика является методологическим базисом ряда наук.

13. К экономическим ресурсам относят:

а) труд, земля и капитал;

б) предпринимательские способности;

в) знания и информация;

г) все ответы верны.

14. Рациональный экономический выбор предполагает ответ на следующие вопросы:

а) кто производит, что производить, как производить;

б) кто производит, для кого производить, как производить;

в) что производить, как производить, для кого производить;

г) что производить, как производить, и для чего производить.

15. Фундаментальная экономическая проблема, с которой сталкиваются все экономические системы:

а) поиск инвестиций;

б) необходимость обеспечения высокого качества;

в) необходимость снижения затрат;

г) ограниченность производственных ресурсов.

16. При построении кривой производственных возможностей не используется следующее допущение:

а) неизменность применяемых технологий;

б) неполное использование экономических ресурсов;

в) два экономических блага;

г) постоянство экономических ресурсов по качеству и количеству.

17. Оптимальная возможность эффективного производства в данной экономической системе показывается:

а) как любая точка, расположенная на кривой производственных возможностей;

б) любая точка, расположенная внутри зоны, отделенной кривой производственных возможностей;

в) любая точка, расположенная за зоной, отделенной кривой производственных возможностей;

г) любая точка на оси абсцисс и ординат.

18. Экономическая система с преобладающей долей частной собственности на средства производства и свободой выбора форм и видов деятельности, развитие которой регулируется ценовым механизмом – это:

а) традиционная экономика;

б) командная экономика;

в) смешанная экономика;

г) рыночная экономика.

19. В альтернативные издержки получения высшего образования не входят:

а) затраты на питание и одежду;

б) затраты на учебную литературу;

в) плата за обучение;

г) затрат на проезд к месту обучения.

20. В экономическую модель кругооборота товаров, доходов и ресурсов входят:

а) рынок товаров и услуг;

б) рынок труда и капитала;

в) рынок экономических благ и факторов производства;

г) рынок информации и природных ресурсов.

Практические задания

1. Подберите к каждому из указанных десяти понятий соответствующее определение:

А. Институционализм.

Б. Экономические категории.

В. Экономика.

Г. Экономические законы.

Д. Монетаризм.

Е. Кейнсианство.

Ж. Макроэкономика.

З. Меркантилизм.

И. Микроэкономика.

К. Методология экономической науки.

а) направление экономической теории, называемое теорией эффективного спроса;

б) раздел экономической науки, изучающий хозяйство как единое целое;

в) направление экономической мысли в 15 – 18 вв.;

г) раздел экономической теории, в котором изучаются экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику;

д) отрасль знания, изучающая экономическую науку как вид человеческой деятельности;

е) теория макрорегулирования экономики, в известной степени альтернативная кейнсианству;

ж) существенные устойчивые связи, присущие экономическим явлениям.

з) совокупность условий, средств, объектов, процессов, которые люди используют для удовлетворения своих потребностей и обеспечения жизни при ограниченности имеющихся в каждый данный момент ресурсов;

и) общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные закономерности и взаимосвязи системы экономических отношений;

к) направление экономической теории, объясняющей процессы развития человеческого общества в целом.

2. На машиностроительном заводе работает бригада из 10-ти человек, специализирующихся на сборке 2-х видов изделий. В соответствии с принятой технологией бригада может собрать изделие А или изделие Б. Трудоёмкость сборки изделия А составляет 30 мин., а изделия Б – 48 мин.

Изобразите кривую производственных возможностей экономики сборочного цеха за месяц. Число рабочих дней составило 25, режим работы – двухсменный, продолжительность смены – 8 ч.

3. На рис. 1 представлены различные варианты изменений производственных возможностей экономики условной страны. Какие из вариантов графиков отражают изменения следующих обстоятельств:

1) повышение квалификации производителей средств производства;

2) период рецессии развития экономики;

3) рост спроса на предметы потребления;

4) период цессии развития экономики, сопряженный с ростом использования ресурсосберегающих технологий производства.

Выбор обоснуйте соответствующей мотивацией.

К практическому занятию - student2.ru К практическому занятию - student2.ru К практическому занятию - student2.ru К практическому занятию - student2.ru К практическому занятию - student2.ru

Рис. 1

4. Изобразите кривые производственных возможностей работников А и Б литейного цеха, опираясь на следующие данные. Часовая производительность работника А составляет 50 заготовок диаметром 30 мм или 35 заготовок диаметром 40 мм, а работника Б – 60 или 30 соответственно. Как будет выглядеть общая кривая производственных возможностей работников А и Б?

5. На машиностроительном заводе работает 2 бригады по 5 человек, специализирующиеся на сборке 2-х видов изделий. В соответствии с принятой технологией каждая бригада может собирать сборку изделие А или изделие Б. Трудоёмкость сборки изделий представлена в табл. 1:

Таблица 1

Бригада Трудоёмкость изделия А, мин. Трудоёмкость изделия Б, мин.
19,2

Изобразите общую кривую производственных возможностей экономики сборочного цеха за месяц. Число рабочих дней составило 25, режим работы – односменный, продолжительность смены – 8 ч.

6. Сотрудник, совершающий командировку из Брянска в Санкт-Петербург, может добраться до места на рейсовом автобусе за 9 часов, на скором поезде – за 11 часов. Стоимость билета на автобусе – 1500 руб., а на поезде – 1100 руб. Определите размер суточных командировочных расходов, начиная с которых станет выгодно передвижение на автобусе.

7. Условная экономическая система производит две группы товаров: предметы потребления и средства производства. Производственные возможности экономики отражены в табл. 2.

Таблица 2

Средства производства
Предметы потребления

Определите альтернативные издержки производства:

1) одного дополнительного предмета потребления (при нарастании их числа с 0 до 76);

2) одного дополнительного средства производства (при нарастании их числа с 0 до 38).

8. Предприниматель получил дополнительную прибыль и решил вложить её в диверсификацию своего бизнеса. Особенности рыночной конъюнктуры таковы, что он должен выбрать из следующих альтернатив: выход на новый рынок сбыта продукции или выпуск товара-новинки. Имеющаяся дополнительная прибыль покрывает либо затраты, связанные с оплатой труда 30 сбытовых агентов с окладом 15 тыс. рублей и премией в размере 20%, либо расходы на производство 150 ед. товара-новинки, причем прямые затраты составляют 1600 рублей на единицу, а накладные расходы составили 300 тыс. рублей.

Если предприниматель решит реализовать на практике сразу две альтернативы, то:

1) от производства какого количества товаров необходимо отказаться, чтобы увеличить штат сбытовых агентов с 30 до 34 человек;

2) насколько необходимо сократить штат сбытовых агентов численностью 27 человек, чтобы увеличить выпуск товара-новинки на 20 %?

9. Условная экономическая система производит две группы товаров: предметы потребления и средства производства, используя два вида ресурсов: труд и капитал. Определите альтернативные издержки производства тридцатой единицы предметов потребления (табл. 3).

Таблица 3

Продукция Затраты ресурсов на производство 1 единицы продукции
труд, усл. ед. капитал, усл. ед.
Средства производства
Предметы потребления
Располагаемый объём ресурсов

Решение обоснуйте графически.

10. В экономической литературе даются различные определения понятия "экономическая система".

Рассматривая эти определения, следует принять во внимание, что главными конституирующими элементами общественно-экономической системы являются форма собственности на экономические ресурсы и способ координации экономической деятельности.

Конкретизируйте ваши варианты, попытайтесь сформулировать собственное комплексное определение экономической системы.

Охарактеризуйте различные типы экономических систем, заполнив недостающие строки в табл. 4.

Таблица 4

Признаки сравнения Традиционная экономика Командная экономика Рыночная экономика Смешанная экономика
Форма собственности        
Способ организации деятельности        
Методы мотивации людей к труду        
Роль государства в экономике        
Примеры        

11. На рис. 2 представлена схема кругооборота продукции, доходов и расходов экономики закрытого типа.

Расставьте подписи над стрелками данной схемы и проанализируйте движение товарных и денежных потоков.

К практическому занятию - student2.ru

Рис. 2. Схема кругооборота продукции

Примеры решения задач

Задача 1

Промышленное предприятие с двумя структурными подразделениями может производить только товары народного потребления или только промышленные товары. Годовой выпуск производимой продукции в условных единицах по подразделениям представлен в табл. 5.

Таблица 5

  Товары народного потребления Промышленные товары
Подразделение 1
Подразделение 2

Постройте общую кривую производственных возможностей экономики промышленного предприятия.

Как изменится кривая производственных возможностей, если вследствие интенсификации производственных технологий на 10 % увеличится выпуск товаров народного потребления у первого подразделения и на 5% увеличится выпуск промышленных товаров у второго подразделения?

Решение

Свойство ограниченности (редкости) ресурсов при применении их в одном производстве исключает возможность их использования в другом, поэтому приходится определять, какие именно блага производить и какие для этого есть производственные возможности. Экономическая модель "кривая производственных возможностей" позволяет отразить возможности по производству двух различных экономических благ.

Для построения общей кривой производственных возможностей промышленного предприятия необходимо построить аналогичные кривые производственных возможностей для двух подразделений предприятия.

Используя данные таблицы о выпуске продукции по подразделениям, построим указанные линии.

К практическому занятию - student2.ru

Рис. 3. Кривая производственных возможностей подразделений

При построении общей кривой производственных возможностей предприятия необходимо исходить из совокупного выпуска продукции двумя подразделениями, а также точки на плоскости, отражающей максимально возможный выпуск одного из видов благ у каждого из подразделений. Для рассматриваемой ситуации этой точкой будет производство 11000 товаров народного потребления подразделением 2 и 8500 промышленных товаров подразделением 1.

К практическому занятию - student2.ru

Рис. 4. Кривая производственных возможностей предприятия

Аналогичным образом строится общая кривая производственных возможностей с учетом интенсификации производственных технологий.

К практическому занятию - student2.ru

Рис. 5. Кривая производственных возможностей предприятия с учётом

интенсификации производственных технологий

Задача 2

Промышленное предприятие производит или товары народного потребления, или промышленные товары. Производственные возможности экономики предприятия отражены в табл. 6.

Таблица 6

Товары народного потребления
Промышленные товары

Определите альтернативные издержки производства:

1) одного дополнительного промышленного товара;

2) одного дополнительного товара народного потребления.

Решение

Альтернативными издержками является та стоимость экономических благ, от которых пришлось отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу другого экономического блага.

Рассчитаем альтернативные издержки в табличной форме (табл. 7).

Таблица 7

Наши рекомендации