Равновесие на агрегированном рынке благ в модели AD-AS

Точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения показывает уровень цен и объем национального выпуска, которые устраивают всех: при данном уровне цен потребители готовы покупать товаров ровно столько, сколько их готовы продавать произ- водители. Такой уровень цен и такой объем национального выпуска называются равновесными. Общерыночное равновесие устанавливает- ся по-разному в зависимости от того, какой отрезок кривой совокупно- го предложения пересекает кривая совокупного спроса.

Равновесие на агрегированном рынке благ в модели AD-AS - student2.ru Если кривая совокупно-

APe

AP(руб.)

AD

E

AS го спроса пересекает горизон- тальный отрезок совокупного предложения, то равновесие устанавливается при неизмен- ном уровне цен. Если фирмы произвели и предлагают по ценам на уровне АРе Q1 еди- ниц продукции, то на часть ее в размере отрезка QeQ1 вообще не будет спроса (рис. 76).

Она останется непро-

данной и обременит фирмы

0 Q2 Qe Q1

AQ(ед.)

сверхнормативными запасами

Рис. 76.Равновесие на горизонтальном отрезке кривой AS

товаров. Чтобы избавиться от них, они сократят выпуск.

Если же фирмы пред-

лагают по ценам на уровне АРе Q2 единиц продукции, потребители по таким ценам готовы покупать больше Qe. Фирмы увеличат предложе- ние за счет распродажи товарных запасов. Но необходимость воспол- нить запасы заставит увеличить производство продукции.

При пересечении кривой совокупного спроса восходящего от- резка совокупного предложения равновесие устанавливается колеба- ниями уровня цен и объема

Равновесие на агрегированном рынке благ в модели AD-AS - student2.ru AP(руб.)

AP2

APe

AP1

AS выпуска (рис. 77).

Допустим, цены уста-

новились на уровне АР1. При таком их уровне:

а) предложение не мо-

жет быть больше Q2;

E б) потребители готовы покупать товары в объеме Q1.

Стремясь перехватить

AD друг у друга дефицитную продукцию, покупатели ста-

нут проявлять готовность покупать по более высоким

0 Q2 Qe Q1

AQ(ед.)

ценам.

Рис. 77.Равновесие на восходящем отрезке

кривой AS

Уровень цен станет повышаться и стимулировать фирмы к увеличению выпус-




ка за пределы Q2, а потребителей к сокращению покупок до тех пор, пока выпуск не увеличится, а покупки не сократятся до Qe, то есть до наступления общерыночного равновесия.

Равновесие на агрегированном рынке благ в модели AD-AS - student2.ru AP(руб.)

AP2

APe

AP1

AS

E

AD

PO AQ(ед.)

В условиях полной занятости ресурсов (верти- кальный отрезок кривой AS) равновесие устанавливается только колебанием уровня цен (рис. 78):

при уровне цен АР2 предложение больше спроса, поставщики станут понижать

цены, чтобы избавиться от сверхнормативных товарных запасов;

при уровне цен АР1

спрос больше предложения,

Рис. 78.Равновесие на вертикальном отрезке покупатели станут набавлять

кривой AS

цены, конкурируя за дефи-

цитную продукцию.



Колебания уровня цен прекратятся в точке Е при купле-продаже в объеме РО по ценам на уровне АРе.

И совокупный спрос и совокупное предложение могут изменять- ся под влиянием неценовых факторов, что приводит к смещению их кривых и установлению нового равновесия. Изменяются параметры равновесия.

При постоянстве уровня совокупного предложения изменение потребительских и инвестиционных расходов сместит кривую совокуп- ного спроса вправо либо влево. Реакция параметров равновесия на это изменение будет зависеть от того, на каком отрезке кривой агрегирован- ного предложения происходит смещение кривой совокупного спроса.

AP(руб.)

E E1

AD

0 AQe AQe1

AS

AD1

На горизонтальном

Равновесие на агрегированном рынке благ в модели AD-AS - student2.ru отрезке за изменением спро- са следует изменение выпус- ка и занятости ресурсов без

изменения общего уровня

цен (рис. 79).

Реакция параметров равновесия на изменение совокупного спроса при пересечении его кривой восходящего отрезка кри- вой совокупного предложе- ния имеет определенную

AQ(ед.) специфику. Увеличение со-

Рис. 79.Сдвиг кривой AD на гори-

зонтальном отрезке AS

вокупного спроса в этом

случае сопровождается рос- том выпуска и занятости только при повышении об-

щего уровня цен. При этом при увеличении совокупного спроса про- давцы легко и быстро повышают цены. Но когда спрос падает и возни- кает необходимость снижать цены, оказывается, что это сделать так же быстро почти или вовсе невозможно по следующей причине.

Цены можно снижать только при снижении средних издержек производства. Большую их часть составляет заработная плата, а ее снижению препятствуют следующие обстоятельства:

большинство рабочих – члены профсоюзов и работают по найму

на условиях коллективных договоров профсоюзов с работодателями, 276

согласно которым до окончания срока действия договора понижение зарплаты не допускается;

снижать заработную плату невыгодно и самим работодателям, так как это может привести к понижению производительности труда, а неко-

торые, скорее всего, лучшие рабочие могут уйти на другие предприятия;

снижению заработной платы препятствует устанавливаемый го-

сударством ее минимум.

Поэтому при увеличении совокупного спроса цены повышаются,

а при его падении они не снижаются. Так как цены теряют способность

AP

APe1

APe

E2 E1

E

AD

AS

AD1

снижаться, то экономика не мо- жет возвратиться к своему ис- ходному равновесию. Возникает новое равновесие, при котором сохраняется достигнутый после увеличения совокупного спроса уровень цен, а объем нацио- нального выпуска сокращается до уровня меньше исходного. Кривая AS изменяется и отража- ет новое, особое состояние эко- номики. Это явление получило в

0 AQe2

AQe AQe1

AQ

экономической теории название

Равновесие на агрегированном рынке благ в модели AD-AS - student2.ru Рис. 80.Действие «эффекта храповика»

Равновесие на агрегированном рынке благ в модели AD-AS - student2.ru AP(руб.)

AS

E1

«эффекта храповика» (рис. 80).

На вертикальном отрез- ке AS смещение кривой агреги- рованного спроса вверх повы-

шает общий уровень цен. При

этом в краткосрочном периоде

E

0 РО

AD1

AD

AQ(ед.)

рост цен на некоторые ресурсы отстает от роста цен на готовую продукцию в силу следующих обстоятельств (рис. 81).

Цены некоторых ресурсов

фиксируются на определенное время контрактами (зарплата коллективными договорами, аре- ндная плата и другие).

Рост цен на ресурсы не-

Рис. 81.Сдвиг кривой AD

на вертикальном отрезке AS

которое время сдерживается

наличием их запасов у фирм.



Выпуск продукции в ответ на повышение совокупного спроса фирмы сначала увеличивают, используя запасы сырья, материалов, и лишь после их исчерпания предъявляют повышенный спрос на ресурсы, стимулируя рост цен на них.

Пока цены на ресурсы остаются неизменными, повышение цен на готовую продукцию стимулирует увеличение выпуска путем более интенсивного использования производственных мощностей (несколь- ко смен, сверхурочные работы, совместительство), так как предельный доход больше предельных издержек. Это означает, что в ответ на по- вышение уровня цен на готовую продукцию предложение временно увеличивается. В результате фактический выпуск оказывается больше потенциального. Но цены на ресурсы лишь временно отстают от цен на готовую продукцию. После того как запасы ресурсов исчерпывают- ся, цены на них начинают расти. Это обусловлено следующим.

Главным производственным ресурсом является труд. Расходы по его оплате составляют около трех четвертей всех издержек произ- водства. Они меняются с изменением цен на товары и услуги. При по- вышении их цен доходы фирм-продавцов растут, и они повышают за- работную плату, чтобы не потерять работников.

Многие товары являются одновременно и потребительскими и ресурсными (строительные материалы, электроэнергия и т.п.). Повы- шение цен на них означает удорожание и готовой продукции, и произ- водственных ресурсов.

Поэтому когда цены на ресурсы начинают «догонять» цены на готовую продукцию, совокупное предложение уменьшается до потен- циального уровня.

При постоянстве уровня совокупного спроса смещение кривой агрегированного предложения вверх или вниз изменяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального выпуска. При увели- чении уровня совокупного предложения уровень цен падает, а объем национального выпуска растет и наоборот.

Вопросы для самоконтроля

1. Какая связь существует между изменением общего уровня цен и изменением совокупного спроса, и чем она обусловлена?

2. Какие неценовые факторы могут вызывать изменение в уров-

не совокупного спроса?

3. В чем состоят особенности кривой совокупного предложения,

и какими причинами это объясняется?

4. Почему горизонтальный отрезок кривой совокупного пред-

ложения называется кейнсианским?

5. Почему вертикальный отрезок кривой совокупного предло-

жения называется классическим?

6. Как устанавливается равновесие на агрегированном рынке благ на разных участках кривой совокупного предложения?

7. Как реагируют параметры равновесия на изменения в уровне со-

вокупного спроса на разных участках кривой совокупного предложения?

8. Каковы особенности поведения общего уровня цен при изме- нениях уровня совокупного спроса на восходящем и вертикальном отрезках кривой совокупного предложения?

Наши рекомендации