Продукция водного транспорта и ее измерители
4.1 Транспортная продукция.
Система натуральных и стоимостных показателей
на водном транспорте
Продукцией транспорта является перевозка грузов и пассажиров. Показатели измерения объема транспортной продукции должны отражать специфику отрасли, обеспечивать возможность оценки ее вклада в создание совокупного общественного продукта, национального дохода, служить объективной основой для определения эффективности работы отрасли и предприятия.
На транспорте, как и в других отраслях народного хозяйства, используют различные измерители объема транспортной продукции – натуральные и стоимостные, каждый из которых имеет свои границы применения, свою сферу использования.
В натуральном выражении объем полезного эффекта перевозок товаров характеризуется количеством перевезенных грузов в тоннах. Этот показатель позволяет сбалансировать потребности народного хозяйства в перевозках с планами производства, потребления и материально-технического обеспечения отраслей. Однако он не может служить основой для определения потребности транспортных предприятий во всех видах ресурсов, а также для расчета показателей эффективности производства, поскольку затраты на перемещение грузов зависят от их массы (в тоннах) и от расстояния перевозки. Средние расстояния перевозки водным транспортом резко различаются по родам грузов. Перевозимые грузы весьма разнообразны также по транспортным характеристикам и трудоемкости перемещения. Поэтому изменение доли отдельных видов грузов в общем объеме перемещения значительно сказывается на экономических показателях перевозок.
Для измерения объема транспортной работы используется показатель грузо- и пассажирооборота. Он является основой для определения трудовых и материальных ресурсов, провозной способности флота, расчета показателей его использования. С помощью грузооборота устанавливают среднее расстояние перевозки грузов, грузонапряженность путей сообщения, роль отдельных видов транспорта в общей перевозочной работе. Однако пассажиро-грузооборот не отражает потребностей общества в конкретных перевозках и поэтому не может использоваться для оценки конечных результатов деятельности транспорта.
Применение на транспорте только натуральных показателей для измерения объема продукции затрудняет сопоставление объема и динамики транспортного производства с аналогичными показателями других отраслей народного хозяйства, не позволяет оценить вклад отрасли в создание национального дохода и совокупного общественного продукта. Поэтому на транспорте наряду с натуральными используют стоимостные показатели для измерения объема конечной продукции.
Стоимостным показателем объема перевозок грузов и пассажиров на водном транспорте является сумма доходов от перевозок и прочих работ флота. Поскольку потребление конечных результатов работы транспорта совпадает во времени с процессом транспортного производства, то сумма доходов служит одновременно для измерения объема товарной и реализуемой продукции перевозок. В свою очередь доходы от перевозки грузов являются частью народнохозяйственных транспортных издержек и характеризуют вклад отрасли в создание совокупного общественного продукта.
С помощью доходов можно определить суммарный объем производства по основной эксплуатационной деятельности предприятий водного транспорта и тем самым объем транспортной продукции по всему циклу доставки грузов потребителю. Этот показатель обеспечивает сопоставимость объемов и темпов роста продукции водного транспорта и других отраслей народного хозяйства. Все это позволяет использовать доходы как один из стоимостных показателей, на основе которого можно определять эффективность работы транспортных предприятий.
На внутреннем водном транспорте по доходам рассчитывают такие важные показатели эффективности как затраты на 1 руб. доходов от основной эксплуатационной деятельности, рост производительности труда работников основной эксплуатационной деятельности, исчисленной в стоимостном выражении. Исходная информация для проведения анализа для эксплуатационных воднотранспортных предприятий содержится в отчетах ф. Б-3 "Отчет о доходах и расходах в основной эксплуатационной деятельности".
Объем перегрузочных работ в натуральном выражении измеряется в тоннах. Стоимостным показателем служат также доходы от перегрузочных работ.
В промышленности водного транспорта также устанавливается номенклатура изготовляемой продукции и дается ее стоимостная (валовая, товарная, реализованная продукция) оценка.
Продукция валовая – показатель, характеризующий объем продукции, произведенной предприятием для отпуска на сторону или для дальнейшего использования в своем производстве. Продукция валовая промышленного предприятия включает готовые изделия, прирост остатков полуфабрикатов и незавершенного производства, работы промышленного характера на сторону.
Продукция товарная – объем продукции предприятия, произведенной в данном периоде и предназначенной к реализации на сторону, за пределы предприятия, подготовленной к передаче в народнохозяйственный оборот.
Продукция реализованная – продукция, поставленная предприятием-изготовителем заказчикам и оплаченная ими. В продукцию реализованную входят готовая продукция, полуфабрикаты, отпущенные заказчикам, работы промышленного характера на сторону. Использование показателя продукции реализованной в системе показателей планирования и отчетности способствует усилению взаимосвязи между натуральными и стоимостными показателями, обеспечению единства между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.
В путевом хозяйстве объемы производства в натуральном выражении определяются по видам работ: в кубометрах извлеченного грунта по землечерпанию, в километрах выправительных и дноуглубительных работ, в километро-сутках поддерживаемой судоходной обстановки и т.д. В то же время все виды путевых работ выражаются в стоимостном измерении с помощью норм сметной стоимости.