Расходы на перевозки по обычным видам деятельности
ОАО «РЖД» в 2007 г.
Элементы затрат | Расходы, млн. руб. | Удельный вес, % |
Материальные затраты | 36,98 | |
Из них: | ||
электроэнергия | 6,38 | |
топливо | 5,68 | |
материалы | 12,94 | |
прочие материальные затраты | 11,98 | |
Затраты на оплату труда | 29,36 | |
Отчисления на социальные нужды | 6,77 | |
Амортизация | 17,89 | |
Прочие затраты | 9,00 | |
Итого |
Таким образом, наибольшую долю в расходах занимает фонд оплаты труда. Такая картина обычно наблюдается в отраслях со слабой технической оснащенностью. Это положение не относится к железнодорожному транспорту. На железных дорогах России сосредоточены основные средства, стоимость которых составляет около 2 трлн. руб. Амортизационные отчисления в расходах составляют 18 %. Два элемента затрат – оплата труда и амортизационные отчисления составляют около половины всех расходов ОАО «РЖД». Из этого следует, что важнейшими путями экономии расходов на железнодорожном транспорте следует рассматривать рост производительности труда и лучшее использование основных средств.
Одним из важных принципов классификации затрат в управленческом учете является их подразделение на прямые и косвенные.
Затраты, непосредственно связанные с конкретной продукцией (работой, услугой) являются прямыми. Затраты, одновременно относящиеся к нескольким видам продукции или подразделениям, являются косвенными. Подразделения, в которых аккумулируются затраты, называются центрами затрат. Производственный цех – производственный центр затрат, бухгалтерия – непроизводственный. Косвенные расходы подлежат распределению между видами продукции на основе специальных баз распределения – факторов распределения затрат.
В самом точном варианте распределение косвенных затрат определяется по каждому виду затрат, а не по всем косвенным затратам в целом.
4.5. Дополнительные признаки группировки расходов для целей управленческого учета
В классификации затрат для целей принятия управленческих решений каждый признак группировки подчинен определенным целям и используется для решения определенного круга задач.
С точки зрения управленческих решений классификацию расходов, показанную на рис. 1, следует дополнить, как минимум, следующими признаками:
– по отношению к объему работы – постоянными и переменными;
– маржинальными и средними;
– продуктивными и непродуктивными;
– альтернативными (вмененные);
– контролируемыми и неконтролируемыми.
Каждая группировка опирается на группировку по статьям затрат.
Для решения целого ряда задач планирования, денежной оценки показателей эксплуатационной работы на железных дорогах необходимо деление расходов на переменные и условно постоянные.
На железнодорожном транспорте переменные расходы принято называть зависящими от объема работы.
Зависимости расходов железных дорог от объема перевозок посвящена литература [10, 12, 14].
К зависящим от объема перевозок расходам относятся расходы, меняющиеся прямо пропорционально объему работы. К условно постоянным относятся расходы, которые в определенных границах изменения объема перевозок остаются неизменными при прочих равных факторах.
Абсолютно постоянных расходов нет, при значительном изменении объемов работы все расходы дороги в той или иной степени изменяются.
Степень зависимости расходов от изменения объемов работы определяется временным взглядом на объем работы и расходы. Если рассматривать интервал времени, близкий к мигу, то все расходы представляются постоянными. Если же рассматривать значительный интервал времени и изменение объемов работы в нем, то практически все расходы представляются зависящими.
Деление расходов на зависящие и условно постоянные необходимо для определения «права» на расходы при корректировке планов, для оценки влияния масштабов перевозок на себестоимость продукции, расчета расходных ставок и проведения технико-экономических расчетов по ним.
Состав зависящих и условно постоянных расходов определялся в исследованиях МИИТа и ВНИИЖТа [10, 12]. Количественные характеристики зависимости расходов от основных факторов, главным из которых является объем перевозочной работы, зависит от целей и условий расчетов, от степени укрупнения информации и временных горизонтов оценок. Ориентировочная оценка доли зависящих расходов в годовом и квартальном периоде составляет 25–30 % без учета амортизации и около 40 % – с учетом амортизации. Амортизационные отчисления по подвижному составу следует включать в зависящие расходы, в них отражается экономия рабочего парка вагонов и локомотивов.
Расчет зависящих расходов целесообразно ежегодно пересматривать, так как в последнее время происходит перманентное изменение структуры расходов в связи с изменением структуры вагонного парка, парка локомотивов и выделением дочерних, зависимых обществ из состава ОАО «РЖД».
Общая картина изменения расходов над влиянием объема работ показана на рис. 3. Характер зависимости правомерен лишь в определенных границах изменения объемов работ. При значительном изменении объемов изменяется и характер изменения расходов. Пример: Определить, как изменяются расходы железной дороги при изменении объема работ на 3 %, если доля зависящих расходов составляет 40 %. Решение: индекс применения объема работ ISpl = 1,03. В такой же пропорции увеличатся зависящие расходы (40 %), а постоянные (60 %) останутся неизменными. Следовательно, индекс изменения расходов составит: . |
Таким образом, увеличение объема работ на 3 % приведет к росту расходов на 1,2 %.
Следует обратить особое внимание на то, что переменные затраты возрастают пропорционально объему работы, а на ее единицу остаются неизменными. Это важнейшее свойство переменных затрат. Постоянные расходы при изменении объема работы не изменяются, а на единицу работы или услуг изменяются обратно пропорционально изменению объема работы (рис. 4). Широко используются в управленческом учете понятия средних и маржинальныхзатрат. Средние затраты – это общая величина расходов, приходящаяся на единицу продукции. Маржинальные затраты – это дополнительные затраты на производство еще одной единицы продукции. Обычно маржинальные затраты включают в себя только переменные расходы, но в отдельных случаях и часть постоянных. Иногда маржинальные расходы могут быть меньше переменных. Например, если по железной дороге в порожнем направлении осуществляется дополнительная перевозка, то маржинальные затраты на нее будут меньше переменных. |
Контролируемыми называются затраты, которые контролируются менеджером. Деление расходов на контролируемые и неконтролируемые достаточно условно и зависит от конкретных обстоятельств. Например, предприятие предполагает подписать договор о техническом обслуживании своего подъездного пути. До подписания договора эти расходы являются контролируемыми. После подписания они становятся неконтролируемыми на весь срок действия договора.
С точки зрения значимости для управленческого решения расходы делятся на релевантные и нерелевантные.
Релевантные затраты – это меняющиеся в результате выбора управленческого решения.
Если величина затрат остается неизменной при разных вариантах решения, то такие затраты являются нерелевантными. Нерелевантные затраты не должны учитываться при принятии решений.
Альтернативные затраты – это расходы неиспользованных возможностей, потеря выгоды, когда принятие одного решения исключает принятие другого.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В связи с чем была введена в действие Номенклатура доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД»?
2. Дайте характеристику Классификатора доходов в Номенклатуре.
3. Как строится статья доходов в Классификаторе доходов?
4. На какие группы делятся доходы в Классификаторе доходов?
5. Дайте характеристику Классификатора расходов Номенклатуры.
6. Как строится статья расходов в классификаторе?
7. Как группируются расходы по отношению к производству и реализации?
8. На какие группы делятся расходы по отношению к производственному процессу?
9. Какие расходы относятся к прямым производственным расходам?
10. Какие расходы относятся к общепроизводственным?
11. Какие расходы относятся к общехозяйственным?
12.